Союз нерушимый медиков и педагогов
С 1996 года наша школа работает в режиме эксперимента, одним из направлений которого является внедрение здоровьесберегающих техно–логий. В 1998/99 учебном году в школе был проведен анализ состояния дел по вопросам соблюдения санитарно–гигиенических норм и состояния здоровья учащихся. Были выявлены следующие проблемы:
- Высокий уровень хронических заболеваний (75,6% тубинфицированных, 27,2% учащихся имеют заболеваниями органов зрения, 35,4% – нарушение осанки, 21,7% – заболевания нервной системы).
- Тенденция к увеличению школьных заболеваний (по данным медицинского обследования 5-го класса «Б” выявлен рост числа детей с миопией).
- Нарушение санитарно-гигиенических норм: освещенность составила 60—70%, отсутствует сквозное проветривание в учебных помещениях, несоответствие школьной мебели санитарным требованиям.
- Негативное психоэмоциональное состояние учащихся на уроках (более 50% учащихся чувствуют на уроках страх, тревогу, беспокойство, огорчение).
- Результаты анкетирования учителей показали, что 24% педагогов испытывали затруднения при критической ситуации.
- При ранжировании желаемых качеств личности своих детей родители физическое здоровье поставили на 1-е место из 15.
- Отсутствие глубоких знаний, умений и навыков по вопросам здоровья, отсутствие у учеников желания соблюдать принципы здорового образа жизни.
В 1998 году было создано методическое объединение учителей “Здоровье” и на основе выявленных проблем разработана комплексная целевая программа “Образование и здоровье”. Ведущие идеи программы — привести учебно-воспитательный процесс в соответствие с нормами СанПиНа, организовать работу с педагогами, направленную на осознание ими ответственности за здоровье детей.
В 2003 году коллектив начал реализацию программы “Формирование здоровьесберегающей среды в школе”. Ее ведущая идея — здоровье через образование, формирование умений эффективно использовать знания по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Анализ работы в 2002/03 учебном году показал положительные тенденции по выявленным ранее проблемам, но обнаружил пробел по обучающему компоненту образовательного процесса. Результатом решения этой проблемы стало включение школы с 2003 года в проект по реализации федеральной программы “Здоровье” под редакцией В.Н. Касаткина, региональный проект “Школы здоровья” Алтайского края”, а также разработка и реализация модели школы, содействующей здоровью. Ведущие принципы работы этой школы — снижение поведенческих рисков, связанных со здоровьем, использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий обучения, мониторинг состояния здоровья школьников.
Школе оказывают помощь: — консультативную и в организации занятий и лекториев для учащихся, родителей и педагогов по вопросам здоровья — детская поликлиника № 13, кризисный центр для мужчин, кризисный центр для женщин, краевой наркологический диспансер, СПИД-центр, клиника восстановительной терапии, краевой тубдиспансер. На оказание консультативных услуг с большей готовностью откликаются негосударственные организации и учреждения; — в проведении медицинских обследований и осмотров — детская поликлиника № 13, физкультурный диспансер.
На основании ежегодно заключаемых договоров осуществляется сотрудничество с детской поликлиникой № 13 по организации медицинского обслуживания школьников, но по многим вопросам мы не находим понимания со стороны учреждений здравоохранения, в том числе и органов управления: в частности, не удовлетворено ходатайство о выделении ставки школьного врача.
С самого начала эксперимента коллектив работает со здоровьесберегающими и здоровьеразвивающими образовательными технологиями.
Все педагоги школы реализуют технологии, направленные на обеспечение здоровьесберегающей среды, и 75% — здоровьеразвивающие педагогические технологии. Под здоровьеразвивающими мы понимаем технологии, главным приоритетом которых является сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов (в комплексном его понимании — физическое, нравственное, психологическое и т.д.).
К ним мы относим следующие:
1. Технологии развивающего обучения, когда образовательный процесс направлен на развитие ребенка, что и является конечной целью обучения. Наиболее существенным моментом с точки зрения здоровьесбережения здесь является характер оценки работы ребенка на уроке, который способствует мотивации к учению. В школе в начальных классах используется технология развивающего обучения по методу Л.В. Занкова, существует преемственность при переходе в среднее звено по ряду предметов, но не по всем — по причине отсутствия соответствующих научных разработок.
2. Технологии ИФО (игровых форм обучения) — основным дидактическим смыслом игры является закон постоянного действия, что определяет субъект-субъектный характер взаимодействия “учитель — ученик”, не менее важным дидактическим смыслом игры является опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка и его индивидуальные психологические особенности. Поэтому в игре может проявить себя ребенок с любым уровнем психологического, интеллектуального, физического раз-вития, оценка становится здесь второстепенной, в то время как сама игра выходит на первый план. Все это обеспечивает положительный психологический настрой учащихся, создает ситуацию ожидания интересного урока, облегчает изучение сложного материала и позволяет индивидуализировать обучение. Игра способствует социализации личности, поскольку она есть не что иное, как проекция (модель) определенной жизненной ситуации. Такие технологии используют 23% педагогов.
3. Технологии дифференцированного обучения, направленные в первую очередь на приобретение знаний, на индивидуальное развитие каждого ребенка в зависимости от уровня его подготовки. Здесь педагогам следует помнить следующие концептуальные правила: не наказывать незнание, а предупреждать его возникновение, соблюдать право ученика на выбор уровня обучения, обеспечивать значимость учебного успеха и мотивацию учащихся, использовать базовый уровень для обеспечения гибкости и адаптивности технологии с точки зрения здоровьесбережения. Положительным моментом такой технологии является оценивание методом сложения, что создает позитивное восприятие учащимся и учителем своих успехов и неудач. Технологии дифференцированного обучения с концептуальными поправками используют 28% педагогов школы;
4. Технологии проектирования и моделирования, в основе которых лежат принципы субъект-субъектности взаимоотношений учителя и учащихся, социализации личности, а также совокупное овладение объемом необходимых знаний и способов учебной деятельности. Такая технология ценна тем, что использовать ее можно с разными целями: с целью выполнения учебных, творческих проектов, социального проектирования и т.д. Такие технологии одновременно решают задачи и обучения, и воспитания, и развития, и сохранения, и укрепления здоровья. В школе учебные проекты реализуются с 1998 года, учебно-воспитательные — с 1996 года, социальное проектирование — с 2003 года, коллективно-творческие проекты — с 2000 года, учебно-исследовательские — с 1996 года. Вся система воспитательной работы и проведения общешкольных и классных мероприятий с 2003 года построена на принципах и основах проектной деятельности. В целом эту технологию реализуют 56% педагогов школы.
Кроме перечисленных педагогических технологий шире стали использоваться технологии психологического сопровождения, которые обеспечивают снижение риска влияния на здоровье психопатогенных школьных факторов. В значительной степени психологическое сопровождение используется при организации и проведении уроков здоровья (3—5 постоянно преподающих педагогов с 2003 года), интегрированных уроков по предметам федеральной программы “Здоровье” (89% педагогов), а также в работе учителя по повышению двигательного режима на уроке и борьбы со стрессами (74% педагогов используют такие технологии постоянно, и 24% — преимущественно).
Кроме этого, педагоги школы используют модульную технологию, проблемное обучение, технологию внутриклассной дифференциации, индивидуализированное обучение, тренинговые формы занятий.
С 1998 года в школе проводится мониторинг по следующим направлениям: соблюдение СанПиНов при организации учебно-воспитательного процесса, организация надомного обучения, проведение дней контроля и регулирования по вопросам здоровьесберегающей среды на уроке и состояния здоровья учащихся, анализ валеологической обоснованности урока, анализ анкетирования, проведения опросов, диагностик по вопросам здоровья, формирование банка данных детей с хроническими заболеваниями, детей-инвалидов.
В связи с участием школы в проекте по реализации федеральной про-граммы “Здоровье”, а также разработкой модели школы, содействующей здоровью, с 2003 года мониторинг проводился по компонентам этой модели: урокам здоровья, интегрированию компонента программы “Здоровье” в предметные учебные курсы, занятиям лечебной физкультурой, спортивно-оздоровительной работе, организации школьной медицинской службы, обеспечению здоровой среды в школе (санитарно-гигиеническое обеспечение образовательного процесса; санитарно-гигиеническое состояние школьных помещений и т.д.).
Основные результаты работы на сентябрь 2005 года таковы:
- Повысилось качество проведения уроков здоровья.
- Повысился интерес учащихся к урокам здоровья (92% детей считают, что уроки здоровья нужны, 64% — используют полученную информацию в жизни).
- Разработаны карты анализа валеологической обоснованности урока, качества организации урока здоровья.
- Разработан и опубликован сборник методических материалов школы “Внедрение федеральной междисциплинарной программы “Здоровье” в образовательный процесс” в рамках регионального проекта “Школы здоровья” Алтайского края”.
- Проведено 32 открытых интегрированных урока с компонентом “Здоровье”.
- На региональных методических неделях Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (АКИП-КРО) были представлены материалы с опытом работы 22 педагогов по интегрированию федеральной программы “Здоровье” в образовательный процесс. Все работы внесены в банк данных Центра валеологии АКИП-КРО и стали основой для формирования брошюрованных пособий.
- Охват спортивными секциями составил 24% учащихся и 12% педагогов.
- Подготовлены электронные презентации по вопросам здоровья.
- Наметились положительные тенденции: количество школьников, получающих горячее питание, увеличилось на 5%, уровень заболеваемости инфекционными заболеваниями снизился на 16%, пропуски уроков физической культуры без уважительной причины — на 43% и т.д.).
- Команда школы приняла участие во второй краевой олимпиаде школьников “Здоровье будущего” (1-е место в теоретическом конкурсе, победа в номинации “Самая актуальная тема социального проекта”).
- По результатам анкетирования Московской лаборатории профилактических программ увеличилась доля школьников, осознающих персональную ответственность за свое здоровье, — с 88, 8% до 94, 8%.
- Опыт работы по компоненту “Здоровье” за 2003—2005 гг. был представлен на семинарах и научно-практических конференциях федерального, краевого, городского, районного уровня.
- Результатами экспериментальной деятельности являются победы в профессиональных конкурсах. Школа является лауреатом краевого конкурса “Школа здоровья — здоровая школа” (2003—2004 гг.), Всероссийского конкурса “Школа — территория здоровья” (2003—2004 гг.); победителем городского конкурса “Признание” в номинации “Школа здоровья” (2004—2005 гг.).
Однако на пути реализации здоровьесберегающих технологий имеются серьезные проблемы. Так, на наш взгляд, существующий базисный учебный план, не способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Классно-урочная система в целом, оценивание работы школ в цифровых показателях (процент качества знаний, процент успеваемости и т.п.); оценочная система знаний и умений школьников; перегруженность программ; несоответствие программного учебного материала по предметам заданиям ЕГЭ — все это по большому счету вступает в противоречие со здоровьесберегающим подходом в сохранении психического здоровья детей.
Кроме того, в нынешнем учебном плане трудно отвести место для проведения уроков здоровья, уроков двигательной активности.
Мы встречаем понимание со стороны местных властей, которые про-являют заметный интерес к нашей работе. Оценкой деятельности школы администрацией г. Барнаула является благодарственное письмо коллективу “За творческую работу по экологическому образованию школьников и внедрение программ здоровьесберегающего обучения в 2004 году”.
Комитет по образованию администрации г. Барнаула в 2004 году провел городской конкурс “Признание” по вопросам здоровьесбережения в образовательных учреждениях города, где школы, в том числе и наша, имели возможность представить свой опыт работы.
Интерес к работе школы проявляют школы как города Барнаула, так и Алтайского края. Консультации, семинары, “круглые столы” по обмену и распространению опыта на базе нашей школы — постоянная практика.
Финансовой помощи от местных властей мы никогда не получали.
Школа работает в инновационном режиме при стандартном бюджете.
Нас понимают сами школьники и их родители. По данным анкетирования (май 2005 года), 97,3% родителей поддерживают и одобряют нашу работу, 16% предлагают свою помощь (преимущественно консультативную, в организации кружковой работы и т.п.), 92% учащихся считают, что уроки здоровья нужны, 64% используют полученную информацию в жизни, 99% учащихся поддерживают работу школы в этом направлении.
Морозова Е.В., директор средней школы №120 Индустриального района г. Барнаула, Алтайский Край.
Здоровьеразвивающее образование по технологии В.Ф. Базарного: материалы VI краевой конференции