Нужна государственная политика
Кудиновская школа — сельская, у нас учатся 380 детей. Три года назад данные о состоянии здоровья учащихся первых классов заставили нас заняться здоровьесберегающей работой.
С 21 ноября 2003 года на базе школы открыта областная экспериментальная площадка. Работаем по теме “Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы”.
Работу над проблемой мы начали с создания нормативно-правовых и регламентирующих документов: положение о школьной команде здоровья, о ребячьем Совете здоровья, о Дне здоровья и т. д. В рамках эксперимента в школе действуют “классы здоровья”. В их учебный план ввели 3й урок физкультуры, час валеологии, час психологии и здоровья.
Мы постарались выработать “целостный подход” к созданию условий для сохранения здоровья учащихся, где каждый аспект здоровья охвачен комплексом различных форм деятельности как аудиторной, так и внеаудиторной. Есть школьная психолого-социальная служба, школьная воспитательная служба, организовано детское самоуправление.
У школы есть большой стадион, спортивные площадки, хорошая спортивная лыжная база. Большое внимание уделяется питанию учащихся. У нас есть школьный участок, теплица. В прошлом году мы получили трактор от губернатора области А.Д. Артамонова для обработки земли. Участок большой, и всё выращенное — картофель, свёкла, морковь, капуста, огурцы, петрушка, укроп — идёт в школьную столовую.
У нас согласно штатному расписанию работает школьная медсестра, но очень хочется, чтобы был и стоматолог (по данным диспансеризации учащихся на первом месте из заболеваний — кариес), но необходимо оборудование, тогда будет открыта ставка стоматолога.
В школьных коридорах, в вестибюлях созданы зелёные уголки. Ежемесячно подводятся итоги санитарного состояния кабинетов, учащиеся поддерживают постоянный порядок на территории школы. В июне работает лагерь труда и отдыха, где учащиеся 7—10 классов благоустраивают школьную территорию (она составляет 7 га).
В учебном процессе используются элементы следующих технологий: “Поэтапное формирование умственных действий” П.Я. Гальперина; “Технология уровневой дифференциации” В.В. Фирсова; “Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе” В.Н. Зайцева; педагогика сотрудничества, игровые технологии, “Коллективный способ обучения” А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко; метод проектов; элементы технологии В.Ф. Шаталова “Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала”.
Ежегодно в первой четверти в школе проводится большая работа по изучению вопросов адаптации детей в 1, 5, 10 классах к обучению на 1, 2, 3 ступенях. В работе задействованы: валеолог, логопед, психолог, социальные педагоги, воспитатели и учителя. Изучаются вопросы организации учебного процесса, соблюдения СанПиНов, отслеживаются факторы, влияющие на уровень тревожности и др. Результаты мониторинга обсуждаются на педагогическом консилиуме и с родительской общественностью.
Одним из условий успешной адаптации первоклассников к школе является переход на программу А.Ф. Малышевского, построенную на принципах культурно-исторической психологии, открытие дошкольной группы для учащихся, не посещающих детский сад.
Валеологической службой школы в течение года проводятся мониторинг здоровья учащихся. Контроль затрагивает следующие показатели: уровень физического развития и физической подготовленности; уровень заболеваемости школьников; анализ проведения уроков с позиции здоровьесбережения; физическая активность детей в период их пребывания в школе; показатели здорового образа жизни. Результаты показали, что в “классах здоровья” заболеваемость учащихся несколько ниже — маленькие сдвиги в лучшую сторону уже имеются.
Но многие задачи в школе в одиночку не решить. Это касается профилактики наркомании и алкоголизма, борьбы против жестокости и насилия. Нужно также укреплять материально-техническую базу школ и т.д.
Школа ищет разнообразные формы взаимодействия с семьями учащихся. Совместно с родителями мы разработали мини-проекты “Какой быть школе здоровья”. Родители — участники наших дней и недель здоровья: “Зимние забавы”, “Масленица”, туристических походов. Ежегодно проводим дни открытых дверей, конференции отцов.
Если говорить о Базисном учебном плане, то, на наш взгляд, можно ввести такие предметы, как “Психология”, “Час общения”, “Здоровый образ жизни”; в начальной школе — урок ритмики, “Урок здоровья” (с практической направленностью).
Предметы, которые входят в федеральный компонент, нужны все. Но программу разгрузить необходимо. И ещё хотелось бы, чтобы осуществлялась политика, направленная на поддержание здоровья всех участников образовательного процесса, осуществлялся поиск материальных средств для реализации программы по сохранению здоровья народа.
Апарушкина Г.А. директор МОУ, “Кудиновская средняя общеобразовательная школа”, п. Кудиново, Малоярославецкий район, Калужская область.
Материалы нашей конференции: