“Что делать?” подсказала газета
Наша школа — малокомплектная (116 учащихся, 11 классов-комплектов), расположена в приспособленном помещении. Условия Крайнего Севера, особенно период полярной ночи, неблагоприятно влияют на формирование здоровья детей. Анализируя данные медицинского осмотра учащихся за 1997/98 учебный год, мы обратили внимание, что из 177 обследованных детей с нарушением осанки — 47 человек, со сколиозом — 16, с миопией — 7 человек.
Так как мы располагаемся на территории сельского поселения, достаточно удаленного от районного центра, то мы решились на поиск малозатратных, доступных для нас (сельской школы из глубинки) форм и методов здоровьесохраняющего обучения.
Помогла статья Григория Дальского в “Российской газете” “Первоклассники за… конторкой” (29 мая 1998 года). Это был первый шаг к ответу на вопрос “Что делать?”. А далее поездка в Москву учителя начальных классов Ларисы Станиславовны Шафроновой. Посещение школы-лаборатории № 760 позволило хотя бы визуально познакомиться с системой доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Поиск и накопление материалов, описывающих организацию учебного процесса на основе здоровьеразвивающих технологий, организация работы с родителями (родительский лекторий по проблеме “Здоровье учащихся начальной школы”) позволило найти единомышленников.
Так, в 1-м классе (учитель Л.С. Шафронова) появились конторки, изготовленные в школьной мастерской; экологические панно, офтальмотренажеры, изготовленные с помощью родителей.
Изучение здоровьеразвивающей технологии “Организация учебного процесса на принципах сенсорно-моторной свободы”, применение её элементов в классе Л.С. Шафроновой дало следующие результаты:
Для профилактики возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата был создан благоприятный двигательный режим учащихся с учетом возраста и состояния здоровья. Был введен динамический час между 4 и 5 уроками, пересмотрена продолжительность каникулярного времени (осенние — не менее 7 календарных дней, зимние — не менее 10 календарных дней, весенние — не менее 13 календарных дней) . Это позволило снять динамическую и психологическую нагрузку в течение учебного года.
9 класс (11 чел) | Кол-во детей, имеющих ту или иную патологию | Заболевания желудочно-кишечного тракта | Заболевания костно-мышечной системы | Заболевания центральной нервной системы | Снижение зрения | ||||
год | 2004 | 2005 | 2004 | 2005 | 2004 | 2005 | 2004 | 2005 | |
чел. | 0 | 2 | 5 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | |
% | 0 | 18,1 | 45,4 | 0 | 18,1 | 0 | 9 | 0 | |
5 класс (9 чел.) | год | 2004 | 2005 | 2004 | 2005 | 2004 | 2005 | 2004 | 2005 |
чел. | 4 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | |
% | 44,4 | 0 | 44,4 | 0 | 0 | 0 | 22,2 | 0 | |
1 класс (12 чел.) | год | 2005 | 2005 | 2005 | 2005 | ||||
чел. | 1 | 1 | 0 | 0 | |||||
% | 8,3 | 8,3 | 0 | 0 |
Расписание учебных занятий составляются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями по организации учебного процесса на основе “Новой шкалы трудности учебных предметов в современной школе” (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного Центра здоровья детей РАМН, Степанова М.И. и др.).
С 2001/02 учебного года введен третий час физической культуры с 1 по 11 класс. В группе продленного дня начальной школы используются занятия логоритмики. Традиционными стали Дни здоровья, соревнования по различным видам спорта и внеклассная спортивная работа.
Анализ состояния здоровья учащихся показывает положительное воздействие этих организационных мероприятий на динамику снижения заболеваемости.
Для обеспечения грамотного медицинского сопровождения на протяжении ряда лет создавались благоприятные условия для повышения профессионального мастерства школьного медработника. Обобщен опыт работы учителя начальных классов Л.С. Шафроновой (образование высшее, стаж работы 21 год, высшая квалификационная категория). На базе школы для распространения ее наработок в 2000 году был проведен районный семинар-практикум учителей начальных классов и заведующих дошкольных учреждений.
С учетом полученных результатов была разработана программа “Использование здоровьесберегающих принципов обучения и воспитания на период 2004—2010 гг.”. Рецензент — заместитель главного врача по организационно-методической работе муниципального медицинского учреждения “Няганская городская больница”, кандидат медицинских наук, доцент В.Г. Прокофьев.
Сухотерина Т.А., директор Перегребинcкой cредней школы № 2, с. Перегребное, Октябрьский район, Ханты-Мансийский АО.
Материалы нашей конференции: