Модель разработана – будьте здоровы!
Здоровье школьников — проблема не только медиков, но и педагогов. К сожалению, обучение в современной школе связано со значительными интеллектуальными и эмоциональными перегрузками, гиподинамикой. Все это чревато проблемами со здоровьем. У школьников замедляется частота пульса, ухудшается реакция и, как следствие, — снижается внимание, умственная работоспособность.
Особенно остро вопросы здоровьесбережения стоят перед инновационными учебными заведениями, где программа обучения предъявляет повышенные требования к организму ребенка. К их числу относится и гимназия № 35 города Владимира. Кроме того, наша гимназия находится в экологически неблагоприятном районе.
Школа, которой руководит Заслуженный учитель РФ Анохин Александр Иванович, была открыта в 1978 году, в течение ряда лет являлась областной и городской экспериментальной площадкой и в 1996 году получила статус гимназии.
В настоящее время у нас обучается 700 учащихся в классах естественно-научного, гуманитарного (с 8-го класса) профиля. Гимназисты изучают два иностранных языка по выбору: английский, немецкий, французский или испанский.
Гимназия № 35 — это типовое трехэтажное здание с 64 учебными аудиториями, с современным компьютерным классом, двумя оборудованными кабинетами изобразительного искусства, актовым, хореографическим и двумя спортивными залами, столовой. У нас есть стадион с футбольным полем и беговыми дорожками, а также блок малых форм для гимнастической подготовки.
С 1998 года в гимназии функционирует психолого-физиологическая лаборатория, созданная под руководством кандидата биологических наук, доцента Усоева В.М. Именно она и стала в 2000 году городской экспериментальной площадкой по теме “Организация и функционирование Центра здоровья в общеобразовательном учреждении”. Руководителем экспериментальной программы с 2001 года и по настоящее время является кандидат медицинских наук, доцент Морозова И.М.
Целью исследования стало проведение медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на улучшение здоровья учащихся и педагогов путем активной профилактики заболеваний, комплексного восстановительного лечения, а также формирования определенной системы мировоззрения школьников, в которой здоровье, как собственное, так и окружающих, представляет особую ценность.
Работа Центра здоровья изначально была направлена на создание условий, способствующих полноценной работе как учеников, так и педагогов: выздоровлению учащихся после острых респираторных заболеваний, противорецидивному лечению хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся, профилактике различных форм школьной патологии. Проводились и продолжаются до сих пор коррекционно-оздоровительные мероприятия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, желудочно-кишечного тракта. Эта работа проводится совместно с Микрореабилитационным центром медицинского оздоровления учащихся, действующим от Детской областной клинической больницы г. Владимира и ежегодно работающим на базе гимназии в течение 2—3 месяцев. Ведется и просветительская работа по формированию психологии здорового образа жизни среди педагогов, учащихся и родителей.
В гимназии была создана концептуальная модель Центра здоровья в общеобразовательном учреждении, согласно с которой была апробирована и практическая модель. Суть модели заключается в формировании у школьников мотивации на здоровье в условиях современного образования, что невозможно без следующих компонентов:
— междисциплинарного характера взаимодействия различных специалистов (психологи, физиологи, педагоги, врачи);
— согласованных действий всех работающих в гимназии;
— определения здоровья как многогранного понятия, включающего в себя физическую культуру, культуру питания, общения и т.д.
Кроме работы Центра здоровья в гимназии создана единая образовательно-оздоровительная система преподавания всех предметов с 1 по 9 класс, апробируются методики оценки ее результативности, разрабатываются критерии дифференцированного подхода к категориям учащихся, имеющим разный уровень здоровья. Тема здорового образа жизни интегрирована в образовательные программы гимназии по русскому языку и литературе, истории и обществознанию, иностранному языку, географии, физики, химии и др.
Изучение вопросов здоровья, экологии, роли физкультуры и спорта в жизни великих людей, проблемы нравственного выбора, духовного и душевного здоровья человека происходит с учетом специфики предметов на основе общегимназической цели оздоровления детей.
Педагогическим коллективом через учебную и внеучебную работу успешно решаются следующие задачи:
— образовательные (приобретение учащимися знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни);
— развивающие (формирование мировоззренческих идей и убеждений о ценностном характере здоровья);
— воспитательные (развитие у учащихся стремления к организации здорового быта, противостоящего неблагополучной социальной и природной среде);
— практические (привитие умений и навыков в области охраны своего здоровья, содействие социальной адаптации учащихся, укрепление духовно-социального здоровья подростков).
Модель экспериментальной работы предусматривает следующие направления:
— предметные курсы базисного учебного плана (интеграция вопросов здорового образа жизни в преподаваемые предметы, уроки здоровья для учеников первых и вторых классов, релаксационные паузы на уроках, офтальмогимнастика);
— деятельность психолого-физиологической лаборатории (работа психолога, физиолога, педиатра, составление карт индивидуального и психологического развития, профилактика вирусных заболеваний, коррекция минимальных мозговых функций, разработка комплексов упражнений для релаксационных пауз на уроках и т.д.);
— углубленное обследование учащихся врачом-педиатром и другими узкими специалистами;
— внеклассная работа (Дни и Недели здоровья, спортивные праздники, родительский всеобуч и т.д.);
— просветительская деятельность (беседы врачей-специалистов, анкетирование и индивидуальные консультации детей и родителей).
База данных результатов экспериментальной работы гимназии включает педагогический, медицинский и психологический блоки. К примеру, в медицинском блоке представлен материал изучения и анализа состояния здоровья младших учащихся; результат обследования гимназистов, оценка их физического развития, структура заболеваемости, мероприятия по медицинской реабилитации (комплекс медикаментозных и немедикаментозных средств, фитотерапия — витаминный, адаптогенный и антисептический сборы, интерфернопрофилактика, комплексы метаболической коррекции), лечебно-оздоровительные мероприятия. В психологическом блоке содержатся карты индивидуального развития детей, программы психокоррекции, сопровождения и поддержки учащихся 1—11-х классов.
В ходе работы в рамках эксперимента нами были выделены следующие направления работы:
— психолого-физиологическое;
— педагогическое;
— медицинское;
— организационно-методическое.
Указанные направления включают в себя следующие виды деятельности и конкретные мероприятия:
1. Диагностика состояния физического и психологического здоровья учащихся (анализ структуры и уровня заболеваемости учащихся, психологическое тестирование, оценка резерва адаптации функциональных систем и всего организма и др.).
2. Проведение врачами лечебно-оздоровительных и психологами коррекционно-развивающих мероприятий. С детьми, имеющими отклонения в психоэмоциональном состоянии, работают психологи психологофизиологической лаборатории (ПФЛ), оценивая уровень психоэмоционального состояния и проводя его индивидуальную коррекцию. Эффективность оценивается повторным тестированием гимназистов, прошедших программу коррекции. С сентября 2001 года в рамках эксперимента “Организация и функционирование центра здоровья в общеобразовательном учреждении” проводится оздоровительная программа для детей первой ступени обучения. Программа оздоровления направлена на снижение острой заболеваемости респираторными инфекциями, улучшение адаптации ребенка к условиям школьного обучения. Медицинская реабилитация проводится ежемесячно, в течение всего учебного года. Лечебно-оздоровительные мероприятия включают в себя комплекс как медикаментозных, так и не медикаментозных средств, предназначенных для профилактики острых респираторных заболеваний и гриппа, улучшения процесса адаптации ребенка к обучению в школе, коррекцию витаминной недостаточности. Оценка эффективности проводимой программы проводится ежегодно, в конце учебного года (май), и включает обработку данных медицинской статистики, а также анкетирование родителей. Анкетирование проводится по классам, анонимно и включает в себя вопросы, касающиеся острой заболеваемости детей и субъективной оценки проводимой оздоровительной программы.
3. Комплексная медико-психологическая оценка готовности детей к обучению в школе, которая позволяет выявить индивидуальные особенности и, соответственно, определить для каждого ребенка формы обучения и прогноз адаптации к школе, своевременно провести коррекционные мероприятия для детей с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, соматически ослабленных детей.
4. Дифференцированный подход к формированию первых классов с учетом уровня развития и состояния здоровья детей, поступающих в гимназию, целенаправленное формирование медико-психолого-педагогической готовности к интенсивному обучению, контроль за течением адаптации, обеспечение оптимальной адаптации и предупреждение ее срыва.
5. Уроки физического воспитания, ОБЖ, уроки развития, ритмики и внеклассные мероприятия по физкультуре и спорту, которым отводится ведущая роль в оздоровлении учащихся.
6. Физкультпаузы, физкультминутки, гимнастика для глаз на определенных этапах уроков с целью профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения.
7. Дни здоровья, проводимые согласно календарю международных праздников, Недели здорового образа жизни, занятия детей в спецгруппах, работа спортивных секций, кружков.
8. Пропаганда здорового образа жизни, формирование знаний в области психологии, физиологии, гигиены и медицины путем проведения всеобуча для учащихся и их родителей. Система экспериментальной работы в гимназии включает в себя активную работу с родителями так как здоровье детей в немалой степени зависит от образа их жизни. Именно в семье формируются многие хронические заболевания из-за неправильного питания, режима дня, низкой двигательной активности, вредных привычек родителей. Поэтому в гимназии с участием педиатра, психологов, физиологов, классных руководителей разработаны и внедрены родительские всеобучи, регулярно проводятся родительские собрания. Налажена и обратная связь — проводятся различные виды анкетирования и опросов. В гимназии практикуется индивидуальное медико-психолого-педагогическое консультирование родителей и учащихся по волнующим их проблемам здоровья, физического, психического, взаимоотношений в семье, коллективе.
9. Создание фитобара, в котором ученики пьют настои трав. Используются витаминный сбор, адаптогенный и антисептический сборы.
10. Разработка преподавателями гимназии тем по здоровому образу жизни и их интеграция во все преподаваемые предметы.
11. Обучение в гимназии в одну смену по графику шестидневной учебной недели с длительностью урока 40 минут. График работы — пять учебных недель и одна каникулярная. Все это позволяет избежать переутомления учеников даже в условиях интенсивного образовательного процесса.
За три года вошла в традицию офтальмогимнастика, употребление очищенной воды для приготовления пищи в столовой и питья, особые комплексы утренней гимнастики, профилактика острых респираторных
инфекций в начальных классах, работа массажиста, физиотерапевта, инструктора ЛФК, ортоптистики по индивидуальному расписанию в течение уроков, проведение Дней здоровья, Недели здоровья. Эти мероприятия в условиях интенсивного обучения казались ранее немыслимыми, но они способствовали сохранению здоровья учащихся, о чем свидетельствуют результаты обследований.
При этом результативность обучения сохранилась на высоком уровне (54—56% качество знаний за год), мы заняли II место в городе по итогам предметных олимпиад в 2003/04 учебном году, наши гимназисты получили десятки дипломов за I и II места в городских конкурсах по разным номинациям.
За три года работы в качестве рекомендаций подготовлен следующий материал:
1. “Малозатратная методика профилактики острых инфекций для детей младшего школьного возраста” (автор — кандидат медицинских наук Морозова И.М.).
2. Тренинг по выявлению и коррекции ММД (автор — психолог Хрулева Л.В.).
3. Тренинг по снятию тревожности у младших школьников (автор — психолог Хрулева Л.В.).
4. Беседы для родителей (авторы — психологи Аверина Н.Н., Хрулева Л.В., Плышевская Е.В.).
5. Календарь международных праздников по здоровью.
6. Программа Недели здоровья.
7. Методика проведения Дней здоровья (автор — Мосягина Е.Н., учитель первой квалификационной категории).
8. Система работы учителя географии по интеграции вопросов ЗОЖ в преподаваемый предмет (автор — заслуженный учитель РФ Семыкина В.Ф., учитель высшей квалификационной категории).
9. Интеграция вопросов ЗОЖ в уроки: химии, биологии, иностранного языка, истории, обществознания, физики, уроков театра, ИЗО, обслуживающего труда, музыки, предметов начальной школы (авторы — коллектив учителей).
10. Задачник по математике (авторы — Панкратова Е.А., Герасимова З.В., Зубарева Т.И., Тарасова Е.В.).
11. Организация и проведение занятий в “Школе юного эколога” (автор — Злодива А.И., учитель первой квалификационной категории).
12. Исследовательские работы учащихся старших классов по вопросам ЗОЖ.
13. Сборник “Школа и здоровье”, первая часть (Опыт работы МОУ “Гимназия № 35”).
Об итогах работы по экспериментальной программе “Организация и функционирование Центра здоровья в общеобразовательном учреждении” в течение четырех лет сообщалось: в передаче КТВ “Жанр”, на областном семинаре по теме экспериментальной программы в рамках областной научно-практической конференции “Образование и здоровье” (2002), в выступлении на первом городском предметном марафоне (2003), в передаче Владимирского областного телевидения, в публикации “Российской газеты”, на городском семинаре-практикуме для учителей иностранного языка “Обучение иностранному языку с позиций здоровьесбережения”, в выступлениях учителей на втором городском предметном марафоне (2004), городском семинаре директоров “Образование и здоровье” (2005).
В 2004/05 учебном году гимназия стала лауреатом Всероссийского конкурса “Школа — территория здоровья”, получила грант на сумму 216 тыс. руб., что позволило открыть тренажерный зал для разновозрастной категории.
Большая творческая работа всех членов педагогического коллектива, фельдшера и врача дала возможность включить в режим жизни гимназии оздоровительные мероприятия, взять под контроль течение хронических заболеваний, более глубоко проводить диагностику некоторых из них. Однако все это касается, в основном, учащихся 1-4 классов. Определенный этап пройден, но эксперимент продолжен с 2004 года по более широкой и многоаспектной теме “Школа — территория здоровья” (для среднего и старшего звена), так как методика развивающего обучения Занкова продолжается в гуманистической концепции многопрофильной гимназии.
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию “здоровье”. Через познание и улучшение социально-психологической составляющей здоровья мы имеем шанс не только предупредить возникновение болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, т.е. сохранение здоровья выступает в качестве сохранения и развития психических и физических возможностей человека.
Объединение большей части детей и подростков в учебные коллективы создает благоприятные условия для организации диспансерного наблюдения на базе образовательных учреждений и проведения оздоровительных мероприятий без отрыва от обучения, реализации самых современных и эффективных профилактических программ.
Коллективом гимназии, по сути, создана модель здоровьесберегающей технологии в учебном заведении с повышенным уровнем обучения.
Анохин А.И., директор гимназии № 35 г. Владимира, Заслуженный учитель РФ; Азова B.B., заместитель директора по УВР, “Отличник народного просвещения”, г. Владимир.
Материалы нашей конференции: