Школа не лечит. Но здоровью вредить не должна
Вопрос здоровьесбережения детей в образовательном процессе коллектив нашей школы стал разрабатывать в 1999 году. В то время нами были разработаны и реализованы программы “Сохранение здоровья первоклассников-шестилеток” (1999/2000 учебной год) и “Сохранения здоровья первоклассников-семилеток” (2000/01 учебный год).
В 2001 году, проанализировав здоровье детей, поступающих в нашу школу (первоклассников) и здоровья этих же детей, заканчивающих ее (пятиклассников), нам пришлось констатировать наличие проблемы в своей работе – противоречия между потребностями учащихся и их семей, требованием государства в сохранении и укреплении здоровья обучающихся (Закон РФ “Об образовании, ст.51) и отрицательной динамикой состояния здоровья детей.
Создалась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей в школе, что, в свою очередь, потребовало пересмотра традиционных (для нашей школы) путей организации учебно-воспитательного процесса. Мы поставили перед собой вопрос: “Что делать школе, чтобы обучение не вредило здоровью детей?” и попытались найти на него ответ.
Так возникла программа “Оздоровительная модель нашей школы”.
Цель данной программы: создать здоровьесберегающее образовательное пространство, способствующее сохранению, укреплению и формированию физического, психического и социального здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Задачи:
Формирование у педагогов потребности в изменении школьных стереотипов взаимоотношений с учениками и процесса обучения в соответствии с валеокультурой.
Воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни.
Создание охранительного педагогического режима обучения.
Организация оздоровительно-профилактических мероприятий для всех субъектов образовательного процесса.
Координация совместной работы школы и семьи по формированию здоровья ребенка.
Создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства позволяет реализовать основные валеологические принципы (принципы сохранения, укрепления и формирования здоровья) в практической деятельности по следующим направлениям:
— создание охранительного педагогического режима обучения;
— организация оздоровительно-профилактических мероприятий;
— реализация государственного образовательного стандарта.
Каждое из перечисленных направлений программы включает в себя также:
— психологическое сопровождение;
— работу с педагогами;
— взаимодействия с родителями.
“Первыми кирпичиками” в оздоровительной модели нашей школы мы считаем классы коррекционно-развивающего обучения (с 1987 года) и школьный психолого-педагогический консилиум (с 1996 года), созданные для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
С 1999 года педагогический коллектив нашего образовательного учреждения начал реализовывать национально-региональный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего образования Свердловской области, который предполагает создание в образовательном процессе психолого-педагогических условий, основанных на принципах гуманизации взаимодействия участников образовательного процесса: диалогизации, проблематизации, индивидуализации и персонификации.
В первом разделе НРКа ГОСа общего образования сказано, что “национально-региональный компонент ГОСа общего образования способствует обеспечению права личности на защиту социального, психического и физического здоровья обучающихся”. Таким образом, наряду с функциями стандарта образования, выделяемыми на федеральном уровне, региональный компонент ГОСа Свердловской области выполняет ряд дополнительных функций, одной из которых является валеологическая. Нормы нагрузки, вариативность видов занятий, оптимальный технологический режим образовательного процесса, приоритет культуры здоровья, заложенные в стандарте позволяют организовать процесс образования в соответствии с валеологическими критериями и нормами.
Учебный план нашей школы разрабатывается на основе национальнорегионального компонента ГОСа общего образования Свердловской области (в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом) и представлен несколькими вариантами (всего 5), охватывает все нормативы: продолжительность обучения в начальной школе — 4 года; максимальная нагрузка при 5-дневной учебной неделе: в 1-х классах — 20 недельных часов, во 2—4-х классах — 22 недельных часа.
Приоритеты развития содержания образования на региональном уровне выражают следующие содержательные линии образования:
— культурно-историческая;
— социально-правовая;
— информационно-методическая;
— экологическая;
— культура здоровья.
Содержательную линию образования “Культура здоровья” коллектив нашей школы реализует через Образовательную программу. В программу включены следующие учебные дисциплины валеологической направленности федерального компонента: интегрированный курс “Мы и окружающий мир”, “Физическая культура”; учебные дисциплины национально-регионального компонента — “Риторика”, “Введение в народоведение”, учебный курс “Ресурсы здоровья” (направлен на профилактику аддиктивного поведения детей, интегрируется в учебный предмет “Окружающим мир”); учебные дисциплины школьного компонента “Введение в школьную жизнь” (1 классы).
Вводится валеологическое содержание и в другие учебные дисциплины. Например, программа “Разговор о правильном питании”, разработанная НИИ возрастной физиологии детей и подростков РАО совместно с компанией “Нестле” для детей 6—8 летнего возраста. Она представляет собой модуль, состоящий из 15 тем, которые интегрируются в обычные уроки — чтение, русский язык, математику.
Валеологическое обучение детей мы стараемся направить на формирование у учащихся осознанной потребности в здоровье, личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков ЗОЖ, профилактику вредных привычек.
Педагоги нашей школы сожалеют о том, что из Базисного учебного плана убрали такую учебную дисциплину как “Основы безопасности жизнедеятельности”. Мы считали, что выделение изучения основ безопасности жизнедеятельности в самостоятельную образовательную область способствовало более эффективному воспитанию безопасного поведения и правильных действий детей в различных условиях.
Хотелось бы видеть в Базисном плане не 2 часа в неделю уроков физической культуры, а большее количество; считаем, что такой предмет как музыка соответствует многим требованиям здоровьесберегающей педагогики, и его количество могло бы быть также увеличено.
Если говорить о воспитании у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни, то в учебный план нужно вводить уроки здоровья (валеологии), благо есть разработанные программы в этом направлении (программы Зайцева Г.К., Татарниковой Л.Г., Касаткина В.Н. и др.)
Мы поняли, что школа многое может сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей. Одним из направлений работы по сохранению здоровья стало создание уютной, комфортной обстановки в школе. Стены классных комнат и рекреаций украшены комнатными растениями, на окнах красивые шторы, панели спокойных светлых тонов. Определены места для постоянно действующих выставок детских работ. Созданы кабинеты музыки, трудового обучения, иностранного языка, кабинеты для занятий с психологом, кабинет для проведения массажа; эстетично оформлены спортзал, столовая, библиотека.
Следующим шагом в решении данной проблемы стало изменение организации УВП: изменили режим обучения. Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что противоречит физиологическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года. Над данной проблемой работали 5 лет, апробировали разные варианты учебных графиков и, опираясь на исследования зарубежных гигиенистов, доказавших, что работоспособность школьников достигает максимума на 15-й день, после чего около 2-х недель она удерживается на высоком уровне, а, начиная с 5-й недели резко снижается, разработали наиболее оптимальный годовой календарный учебный график.
Учебный год разбит на 6 периодов обучения (“четвертей”). Первое полугодие разделено на 3 периода по 5 недель каждый. Между первым и вторым периодом обучения и между вторым и третьим – недельные каникулы. Второе полугодие также разбито на 3 периода обучения, но уже продолжительностью для первых классов по 6 учебных недель, а для 2—4-х классов 4-й период составляет 7 недель, пятый и шестой период обучения по 6 недель. Новогодние каникулы для 1-х классов – 2 недели, для 2—4-х классов – 10 дней.
Такой календарный график не противоречит “Типовому положению об общеобразовательном учреждении”, ФЗ “Об образовании”.
Здоровьесберегающее значение имеет 5-дневная учебная неделя, как для детей, так и для педагогов. С 2001/02 учебного года школа перешла на 5-дневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объёму учебной нагрузки. Для этого разработали режим учебной недели с учётом биоритмологического оптимума умственной и физиологической работоспособности:
Продолжительность уроков во 2—4-х классах – 40 минут, в 1-х классах – 35 минут. Для постепенного увеличения нагрузки в начале учебного года (сентябрь) продолжительность уроков – 35 минут.
Очень сложным этапом в жизни каждого ребёнка является период его адаптации к школьному обучению, который протекает долго и сопровождается сложными изменениями в организме. Учитель высшей категории Кокшарова Н.А. обобщила весь накопленный школой опыт по созданию условий для благоприятного течения адаптации детей к школе и разработала программу “Модель организации процесса адаптации первоклассников и пятиклассников к школе”. Следует отметить, что наши первоклассники весь учебный год обучаются в первую смену в отдельном здании, условия которого приближены к условиям детского сада.
За фразой “школьное питание” стоит здоровье наших детей. Поэтому важным фактором в сохранении здоровья учеников мы считаем организацию рационального питания не только в домашних условиях, но и в школе. В Типовом положении об общеобразовательном учреждении, принятом к руководству на основании приказа Министерства образования РФ № 1780 от 2001 года, организация питания возлагается не только на предприятия общественного питания, но и на общеобразовательные учреждения. Такой подход означает, что у ОУ может быть выбор пути организации питания. И наша школа открыла свою собственную столовую. Что это дало? При формировании рациона питания детей и приготовления пищи соблюдаются все принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания:
— соответствие пищевого рациона энергетическим потребностям организма младшего школьника;
— обеспечение правильного соотношения питательных веществ: для детей младшего школьного возраста наилучшим считается соотношение белков к жирам и углеводам как 1:1:4;
— максимальное разнообразие рациона, которое достигается путём использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.
Мы ввели в рацион детского питания продукты богатые белком, витаминами: мясо, печень, рыбу, творог, йогурт, овощи, фрукты, соки. При 5дневной учебной неделе 3—4 раза в неделю дети получают разнообразные мясные блюда: шницель, жаркое, бифштекс, печень, фрикадельки, гуляш. Также в меню включаются рыбные блюда: котлеты из минтая, филе горбуши, припущенное с маслом. Обязательны в школьном меню молочные блюда: йогурт, молоко, творожные запеканки; овощи: капуста, огурцы, морковь, свёкла, зелёный горошек, кукуруза; разнообразные напитки: компот из сухофруктов, кураги, чернослива, чай с лимоном, кисели, какао; присутствуют яйцо, масло, сыр. Так как крупы различаются по содержанию растительного белка и минеральных веществ, мы готовим кашу из смеси круп: пшено + рис, пшено + рис + гречневая крупа и др. на молоке с добавлением сливочного масла.
Приказом директора в нашем ОУ назначен учитель, ответственный за организацию горячего питания и бракеражная комиссия, в состав которой вошли мед. работник школы, диет-сестра. Цели их деятельности:
— проведение разъяснительной работы среди коллективов учителей, родителей, учащихся о необходимости питания детей в школе;
— контроль организации питания: за санитарно-гигиеническим режимом работы столовой и за сбалансированностью суточного рациона по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов.
Ответственный за организацию питания осуществляет мониторинг питания детей в школьной столовой. В течение последних трёх лет горячим питанием охвачено 97—100% учеников.
Среди всех стрессовых факторов школьной жизни физиологи особо выделяют ограничение двигательной активности ребёнка, поэтому следующим этапом в нашей работе стало расширение ежедневного объёма двигательной активности учащихся. Мы ввели гимнастику перед началом учебных занятий. В комплекс физминуток на уроках включили различные упражнения с целью профилактики нарушений зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата и т.д.; спортивный час в группах продлённого дня; оздоровительные игры на переменах с музыкальным сопровождением; в дни наибольшей интенсивности — вторник и четверг, после третьего урока проводим динамические паузы с пребыванием детей на свежем воздухе.
На протяжении уже многих лет в нашей школе проводятся внеклассные, спортивные мероприятия под общим названием “Школьная спартакиада”, победителями которой являются классы, занявшие большее количество призовых мест на соревнованиях в течение учебного года. Традиционными стали и совместные соревнования детей с родителями — с мамами к празднику 8 марта и с папами на 23 февраля; совместные соревнования со сборной командой учителей по пионерболу, баскетболу. В стенах школы действуют кружки двигательно-активного характера: “Детские подвижные игры народов Урала”, “Спортигры”, “Лыжные гонки”.
В учебном процессе педагоги нашей школы применяют здоровьесберегающие технологии, методы и приемы — обычно это такие способы обучения, которые позволяют дифференцированно подходить к личности каждого ребенка, достигать положительных результатов без переутомления учащихся и учителей: это безотметочное обучение с 1-го по 3-й класс; организация учебных занятий в режиме “динамической смены поз” по В.П. Щербининой; метод релаксации (способ снятия одновременно мышечного и психического напряжения) Е.Л. Пелленгер и Л.Б.Успенской; построение валеологически обоснованного урока с учетом базовых потребностей детей: потребности в саморазвитии, потребности в игре, потребности в подражании, потребности в приобретении опыта (по Г.К. Зайцеву) и другие. К здоровьесберегающим технологиям, выполнимым в существующих условиях, мы относим групповые способы обучения, метод проектов, метод погружения и т.д.
Среди педагогов продолжается поиск данных технологий, пополняется созданный в школе “Банк здоровьесберегающих технологий, методов и приемов”.
Уже 12 лет школа работает в режиме безотметочного обучения, что способствует снижению уровня невротизации, позволяет избегать стрессовых ситуаций.
Мы понимаем, что нет педагогических технологий, успешность которых бы не зависела от личности учителя, его мастерства, характера учебно-воспитательных воздействий на учащихся. Поэтому, как отмечалась уже выше, коллектив образовательного учреждения работает над реализацией принципов гуманистической педагогики, одним из направлений которой является здоровьесберегающая педагогика.
В школе организован постоянно действующий семинар по вопросам общей и частной валеологии, на котором изучаются работы следующих ученых, врачей, валеологов, педагогов: Брехмана И.И., Амосова Н.М., Безруких М.М., Куинджи Н.Н., Татарниковой Л.Г., Тараничевой Т.М., Кирпичева В.И. и других; рассматривается опыт работы по здоровьесбережению детей в различных образовательных учреждениях России.
При педагогической экспертизе используем различные виды анализов уроков: анализ урока с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогического обучения, анализируем экономию урока, оцениваем санитарно-гигиенические условия урока и так далее.
Особое место в системе оздоровительно-профилактической работы занимает медико-педагогическая диагностика, включающая:
— медицинские осмотры детей врачами-специалистами (к сожалению, не всегда бывают окулист, отоларинголог, хирург, невролог, гинеколог);
— диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми с хроническими заболеваниями, осуществляемое медицинскими работниками школы и поликлиники поселка;
— мониторинг состояния здоровья, острой заболеваемости учащихся (в том числе ежемесячное наблюдение за ростом и весом каждого ребенка), осуществляемый валеологом и классными руководителями;
— диагностику социометрического статуса каждого учащихся, осуществляемую с целью предупреждения стрессовых и конфликтных ситуаций в классных коллективах (ответственный педагог-психолог, классный руководитель) и так далее.
По результатам мониторинга выявляются часто болеющие дети. Педагоги, планируя образовательный процесс, стараются подходить к ним индивидуально (например, снижают учебную нагрузку). Мы считаем, что школа не должна лечить (она и не может). Главное, что она должна делать, это не вредить здоровью детей. Лозунг медиков “Не навреди!” мы считаем и своим лозунгом.
Медицинское обслуживание детей в нашем образовательном учреждении осуществляется медицинской сестрой и фельдшером. Медицинские работники школы ведут санитарно-просветительскую работу с учащимися, родителями и педагогами. Главный врач поликлиники поселка ежегодно проводит с учащимися беседы по предупреждению вредных привычек. По результатам медицинских осмотров и рекомендациям педиатров с учащимися работает воспитатель группы продленного дня, имеющая медицинское образование. В программу ее работы “Как помочь детям с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности” входят массаж, занятия, направленные на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения.
Педагоги нашей школы неоднократно делились данным опытом работы с коллегами г. Североуральска. В апреле 2005 года в школе проходил городской семинар “Дидактическая система общего развития школьников Л.В. Занкова в аспекте модернизации образования”, на котором работала секция “Основные подходы к созданию здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении”, где был представлен опыт работы педагогического коллектива по сохранению здоровья детей. Педагогическое сообщество города разделяет наши подходы к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, интересуется нашими наработками в этом направлении.
Родители являются активными участниками совместной с детьми и педагогами деятельности по формированию здорового образа жизни:
участвуют в походах, Днях здоровья, соревнованиях, проводят рейды с целью контроля жизнедеятельности детей.
В 2004/05 учебном году наше образовательное учреждение принимало участие во Всероссийском конкурсе “Школа — территория здоровья” и стало региональным победителем, получив призы: спортивные тренажеры (16), воздухоочистители (3), водоочиститель и прибор для коррекции зрения.
Мы считаем, что школа сможет решить проблему здоровьесбережения детей при условии, если любая деятельность учащихся (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и так далее) будет соответствовать возрастно-физиологическим нормативам и осуществляться в допустимых санитарно-гигиенических условиях, если данная проблема будет решаться совместными усилиями работников учреждений образования, здравоохранения, родителей и самих детей.
Чтобы более обосновано и эффективно развивать свой опыт по данной проблеме, для дальнейшего совершенствования оздоровительной работы, педагогическому коллективу нашей школы хотелось бы иметь поддержку в виде федеральной, региональной, муниципальной программ по сохранению и укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях.
Гольфингер Н.Н., директор МОУ “Начальная общеобразовательная школа № 6”, г. Североуральск, Свердловская область.
Материалы нашей конференции: