Мы дружим с природой
Школа здорового развития — мечта многих поколений человечества. Поиск решения проблемы лежит в области природосообразной педагогики.
“Учитель должен заботиться о природных дарованиях и направлять умы к тому, к чему способнее от природы”. Так сказал 2000 лет назад великий первопедагог Марк Фабий Квинтилиан. Открытый им закон природосообразности современная школа не может реализовать по следующим причинам:
— уравниловка в образовательных требованиях (Образовательный стандарт). Дети с разными генетическими наклонностями вынуждены изучать обязательный набор предметов по единым учебникам с непосильными для усвоения многими учащимися программами;
— отсутствие опоры на врождённые способности детей, что привело к дефициту интеллектуальной и нравственной элиты общества;
— это увеличенный в несколько раз за последние десятилетия информационный поток знаний и связанный с ним хронический стресс от невозможности его усвоить;
— отнимает здоровье противоестественный природе ребёнка “режим систематического телесно — седалищного расслабления и чувство-моторного закрепощения”, который неуклонно делает своё разрушительное дело: производство “телесно и духовно незрелых молодых людей, поражённых недугами” (В.Ф. Базарный “Школьный стресс и демографическая катастрофа России”, изд. “Сергиев посад”, 2004 г. с. 3)
Пока не заработают механизмы природосообраного подхода в образовании не только на технологическом уровне преподавания, а самое главное, через механизм обновления системы Российского образования на уровне общегосударственном, проблему с ухудшением здоровья детей вряд ли возможно решить. Что же можно сделать в области здровьесберегающей педагоги уже сейчас, в условиях современной школы? Наш лицей ищет ответ на этот вопрос с 1985 года.
Причиной столь пристального внимания к теме здоровья школьников в те годы стал неуклонный ежегодный рост заболеваемости детей, стремление расширить границы образовательного пространства, основанное на признании неодинаковости природных способностей детей и необходимости выявления, развития и реализации врождённых способностей, создающих у детей ситуацию успеха и укрепляющих их жизненный статус. За прошедшие годы образовательная программа школы была дополнена профессиональным обучением старшеклассников (5 специальностям), профильным обучением (естественно—научного и гуманитарного профиля) при поддержке системы “школа-вуз”, дополнительным образованием через широкий спектр занятий по интересам во второй половине дня (в условиях работы учебно-воспитательных центров: экологического, краеведческого, физико-математического, художественного, политехнического, эстетического, художественного, спортивно-туристического направлений). Такая сложная структура работы школы организует развивающую среду, способную удовлетворить индивидуальные запросы и интересы школьников. Она направлена на обучение, воспитание, развитие, социализацию, самостроительство личности.
“Программе здоровья” в этой системе отводится консолидирующая роль. Она направлена на сглаживание противоречий в системе образования и охране здоровья школьников. Учитывая, что негативные влияния школьного фактора риска сопровождают ребёнка в течение всех лет обучения, нарастая с возрастом, действуя длительно и непрерывно, а сам ребёнок изменить или исключить их не может, важно создать систему противодействия разрушительным школьным тенденциям, действующую комплексно и системно. Накоплен опыт сотрудничества с другими образовательными учреждениями, межведомственными организациями в вопросах оздоровления и профилактики здоровья детей, развития их творческого потенциала. Определилась система внешних связей с районным центром детского творчества, Республиканским физкультурно-оздоровительным центром, детской спортивной школой, районным комитетом по делам молодёжи, районной и участковой больницей, поселковой администрацией.
Ключевые моменты “Программы здоровья”:
1. Организация детского питания. Охват питанием – 100% учащихся. Первоклассники получают трёхразовое питание, учащиеся 2—4 классов — двухразовое питание, 5—11 классов – полный комплексный обед и возможность воспользоваться услугами буфета. Удешевление питания обеспечивается заготовкой овощей с пришкольного участка во время трудовой практики учащихся (выращивается 15 тонн картофеля, 1,5 тонны свеклы, 2 тонны моркови);
2. Более 20 лет в школе проводится ежедневный Олимпийский час. Учащиеся получают возможность снять физическое и умственное напряжение в середине учебного процесса. Все дети с учителями на 40 минут выходят на школьный стадион и занимаются подвижными играми (1—4 классы после третьего урока, 5—11 классы после четвёртого урока). Для эффективного проведения часа здоровья на школьном стадионе оборудован спортивный комплекс, включающий: 2 футбольных поля, волейбольную и баскетбольную площадки, сектор для прыжков в длину, беговую дорожку, рукоходы и брусья разной высоты, бревно, лабиринты, перекладины разновысотные, полоса препятствий. Здесь одновременно могут заниматься до 200 учащихся;
3. Медицинское обслуживание в лицее обеспечивается совместными усилиями детских специалистов поселковой и районной больниц и школьного фельдшера. Проводится ежегодное медицинское обследование всех детей и его анализ доводится до каждого классного руководителя и родителя для планирования коррекционной работы. На основе результатов диагностики планируется профилактическая, оздоровительная работа в группах ЛФК;
4. Учебные программы элективных и экспериментальных курсов (большая часть которых имеет технологическую направленность) по сопровождению профильной подготовки школьников прошли рецензирование и одобрены учёным советом Бурятского института повышения квалификации педагогических работников, специалистами высшей школы БГУ и БГСХА (сельскохозяйственной академии). Практическая направленность программ позволяет получать школьникам полезный опыт по растениеводству, животноводству, даёт экономические знания, укрепляет практику профессионального обучения. Каждый выпускник получает специальность (юноши – водителя категорий “А”, “Б”, “С”, слесаря по ремонту машин и тракториста, девушки – швеи и бухгалтера малого
предприятия). Базовый уровень преподавания дисциплин ведётся по утверждённым программам МО РФ;
5. Работа по повышению квалификации педагогов в области природосообразной педагогики осуществляется через помощь классным руководителям и учителям-предметникам в представлении практических материалов по изучению личности ребёнка, организации здоровьесберегающих подходов при обучении и воспитании. В разработанные методической службой лицея сборники “Рабочая тетрадь классного руководителя” и “Рабочая тетрадь учителя” вошли наиболее перспективные современные методики работы с детьми, материал по повышению педагогической компетенции в области психологии и педагогики;
6. Во второй половине дня ученики могут заняться любимым делом. Возможности применения творчества разнообразны: клуб юных журналистов, хореографический клуб, художественная мастерская, занятия вокальным и хоровым пением (школьный хор имеет почётное звание “Образцовый хор”), практическая творческая деятельность: чеканка, художественная резьба по дереву; изучение различных технологий рукоделия, работа театральной студии, студии эстрадной песни, клуба литературного творчества, предметных кружков для одарённых детей. 40% учащихся систематически занимаются спортом в спортивных секциях различных направлений (подготовлено 5 мастеров спорта, 13 кандидатов в мастера спорта).
Оценка комфортности учащихся в школе (довольны 91%).
Удовлетворённость деятельностью “Программы здоровья” (довольны 95%).
Психологический климат на уроках (довольны 97%).
Отношение родителей к школе — 86% удовлетворены созданием условий для сохранения здоровья учащихся, 90% удовлетворены практической направленности обучения, возможностью получения конкретной профессии.
Отношение педагогов к участию в “Программе здоровья”.
Рассматривая здоровье педагогов, как проявление уровня культуры личности, администрация лицея ищет методы совершенствования здоровьеформирующих мотивов и форм деятельности. Это и доброжелательная обстановка, стимулирование хорошей работы и хорошего здоровья учителей, совместные культурно-массовые и спортивные праздники. Субъективная оценка педагогами лицея своего здоровья: по данным анкетирования считают себя абсолютно здоровыми 21% педагогов, относительно здоровыми — 45%, часто болеют — 19%, страдают хроническими заболеваниями — 15%.
При этом 96% педагогов удовлетворяла организация питания; возможность ежедневной прогулки на свежем воздухе в середине рабочего дня — 76%, рациональную организацию своего труда отметили лишь 31% педагогов.
Опыт работы лицея по здоровьесберегающим технологиям неоднократно обсуждался на районном и республиканском уровнях. Периодически на базе школы проводятся семинары, встречи, методические дни. Есть и определённые проблемы: для более эффективной организации “Программы здоровья” необходима финансовая поддержка для укрепления материально-технической базы (строительство бассейна, обновление спортивных сооружений, приобретение спортивного инвентаря). Местные власти, Управление образованием не оставляют школу без внимания, оказывая моральную поддержку. Назрела необходимость в материальном стимулировании педагогов, которые бескорыстно, только на энтузиазме, в течение 20 лет ведут ежедневную борьбу за здоровье школьника.
Вместе с положительными результатами реализации программы надо отметить её существенный недостаток — это значительное удлинение рабочего дня школьника и учителя. Изменить ситуацию поможет лишь изменение общегосударственных подходов к организации обучения детей. Существующий Базисный учебный план и Образовательный стандарт — вот основные виновники массовых отклонений в здоровье школьников. Их, на наш взгляд, нужно неотлагательно изменить.
1. Учесть, наконец, факт различия детей по врождённым способностям. Почему мы, признавая разную генетическую природу растений, используем разную технологию их выращивания и знаем, что в противном случае соберём плохой урожай. Почему мы признаём уникальную способность природы создавать в живых сообществах особей с различными направлениями своего предназначения? Природа побеспокоилась и о неодинаковости врождённых способностей людей. Мы же стойко продолжаем воевать с Природой. Победы не будет. Уже сейчас лишь 5%—10% детей чудом остаются здоровыми. А значит, необходимо отменить Единый образовательный стандарт, ведь 50—60% учеников его просто не способны осилить в полном объёме (по итогам ЕГЭ: 70—100 баллов набрали в среднем 11% , от 0 до 30 баллов — от 8 до 16% по разным предметам, у остальных интервал баллов — от 30 до 70). ЕГЭ ещё раз объективно высветил закономерность распределения способностей детей. Стоит ли продолжать эксперимент по введению ЕГЭ? Ведь и он усилил тревожность на экзамене и вызвал дополнительную нагрузку детей при неизбежном “натаскивании” на дополнительных занятиях. Хватит принимать желаемое за действительное. И знания большинству детей не можем дать, и здоровье их отнимаем. Учитывая, что Образовательный стандарт обеспечивает единство образовательного пространства страны для поступления способных выпускников в вузы, он необходим лишь для них. Для этих детей можно совместить государственную (итоговую) аттестацию и вступительные экзамены в вузы в специально организованных единых пунктах по проведению ЕГЭ.
2. Учитывая неодинаковость детей по их природным способностям, следует изменить Базисный учебный план таким образом: ввести ежедневный час физической культуры для всех детей (только в этом случае, как показал наш 20-летний опыт ежедневного проведения Часа здоровья, мы сохраним естественную двигательную активность детей и значительно оздоровим их) — это 20% учебного плана. Ещё 20% надо отдать на творческие предметы: ИЗО, пение, технологию, и др. Это очень важно в развитии детей. 60% — на остальные предметы. Причём, начиная с 5 класса, ввести профильное обучения, согласно наклонностям детей, по трём направлениям: гуманитарное, математическое, универсальное (посильное обучение). При таком подходе каждый ребёнок получит доступное и максимально полезное образование, а общество пополнится разнообразно и хорошо наученными людьми. Успешные, нравственно и физически здоровые выпускники — это залог процветания России.
Ардаева Г.С., директор муниципального общеобразовательного учреждения “Новоильинский агротехнический лицей”, Занегина А.Н., заместитель директора по научно-методической работе, г. Новоильинск, республика Бурятия.