Здоровый нищий счастливее больного короля
Наша школа-интернат для детей с проблемами в развитии является одним из многих учебных заведений, применяющих в системе принципы здоровьесберегающих технологий. Мы используем методические разработки В.Ф. Базарного, Л. Уфимцевой и др. В школе действует медицинский кабинет, где в системе изучается и анализируется состояние здоровья всех детей.
Результаты наблюдений ошеломляющие: улучшались осанка у детей, зрение. Дети реже болеют. Материалы с наблюдениями педагогический коллектив обобщал на педагогических выставках, принимая участие в конкурсе инновационных проектов на грант губернатора Краснодарского края. Считаем, что базисный учебный план коррекционных школ мало направлен на сохранение здоровья детей, необходимо больше самостоятельности на уровне школьного компонента.
Школа широко пропагандировала в крае опыт своей работы по здоровьесберегающим технологиям: обучение в движении, использование конторок (сейчас реже), хоровое пение, различные виды рукотворчества, расширение зрительных горизонтов и т.д.
В управлении образования о нашей работе знают, широко пропагандируют наш опыт.
Одним из требований при организации учебного процесса во вспомогательной школе является строгое соблюдение охранительного педагогического режима, так как обучающийся здесь контингент — дети с органическим поражением центральной нервной системы.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что важнее для нас — их физическое состояние или обучение?” Еще А. Шопенгауэр говорил: “Нищий счастливее больного короля”.
Приняв детей в первый класс, врач определяет группу здоровья. Дети с отклонением в развитии имеют группу III — V. Одним из путей профилактики роста числа заболеваний являются разработка и внедрение в практику концепции коррекционно-развивающего обучения, основывающейся на индивидуальном подходе к ребенку с учетом его психического, социального, психологического, физического и биологического уровней развития, которые обусловливают типологический “профиль здоровья”.
Исходя из всего этого, в школе-интернате создана система медико-психолого-педагогической помощи ребенку. Создание системы коррекционного обучения позволяет объединить усилия медиков и педагогов не только по профилактике снижения “запасов здоровья”, но и повышения его в процессе обучения в школе. Этого можно достичь, работая в единстве двух направлений — медицинского и психолого-педагогического. В русле каждого направления проводится ряд разнообразных мероприятий, которые позволяют решать как специфические, так и общие задачи.
Медицинский аспект представлен организацией лечебно-оздоровительной работы, которая проводится планомерно, систематически, охватывает всех воспитанников и включает:
а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамические наблюдения за состоянием его здоровья и нервной системы);
б) лечение (медикаментозное, физиотерапия — (амплипульс, УВЧ, КУФ и фитотерапия);
в) оздоровительные мероприятия (массаж).
Медицинская помощь ребенку создает благоприятные условия для проведения коррекционно-развивающей работы (физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития).
Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при условии соблюдения следующих принципов: организация щадящего режима, реализация системы эффективного закаливания, формирование правильной осанки и расширение зрительных горизонтов, организация двигательной активности (подвижные игры на воздухе), специальные профилактические мероприятия (ЛФК, спортивные праздники, дни здоровья), обеспечение психологического комфорта.
Рассмотрим подробнее эти направления.
В чем заключается щадящий режим? Согласно базисному учебному плану введены два урока физической культуры, один урок художественной гимнастики, урок ритмики. Первая и вторая перемена между уроками — 10 минут, третья — 20 минут. После четвертого урока один час длится динамическая пауза, на которой дети обедают, гуляют на свежем воздухе.
В начальной школе особое место занимает дневной сон учащихся — умственно отсталые школьники нуждаются в таком отдыхе. После сна дети опять гуляют. Здоровьеразвивающая система воспитания школьника включает в себя обязательное проведение прогулок на свежем воздухе и использование в них подвижных игр и спортчаса. Учащимся необходимо проводить на воздухе не менее двух часов. Активный воздух способствует укреплению центральной нервной системы, снятию нервного напряжения, возбужденности, возникающих в течение учебного процесса.
При работе с ослабленными детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания. Закаливание ослабленных детей нужно вести с еще большей постепенностью и осмотрительностью, чем здоровых. Контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание.
Традиционные методы — воздушные ванны, полоскание горла, водные ножные ванны. Закаливание проводится в помещении при температуре 18—20о С. Ежедневно в любое время года наши дети выполняют утреннюю гимнастику при открытых окнах. Одним из эффективных элементов закаливания является точечный массаж — надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения обязательных точек и разветвлений нервов.
Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. В основном это массаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах.
Закаливающие и развивающие мероприятия составляют основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которого — снизить заболеваемость детей, обучающихся в школе-интернате.
Формирование правильной осанки и расширение зрительных горизонтов проводится с помощью методик В.Ф. Базарного.
Мы пришли к выводу, что наиболее эффективными упражнениями, повышающими физическую и психическую активность детей на уроках, в том числе предупреждающими их утомление, оказались те, которые были сориентированы на активизацию мышечно-телесного, в том числе зрительного, чувства координации (движения глазами, головой и туловищем в условиях прослеживания зрительных стимулов).
Все упражнения выполняются в позе свободного стояния, каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах, продолжительность таких упражнений — 1,5—2 минуты.
Недоразвитие мозга и связанное с этим нарушение динамики нервных процессов приводит к тому, что корковый анализ и синтез раздражителей, воздействующих на ребенка, в той или иной степени нарушаются. Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности. Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью плохо фиксируется, а у детей с пораженной нервной системой легко рассеивается. Ощущение и восприятие формируется замедленно и с большим количеством недостатков. Дети-олигофрены замечают значительно меньше предметов, попадающих в их поле зрения, чем их развивающиеся сверстники. Дети знакомы с терминами, обозначающими временные интервалы: времена года, дни недели. Но они не могут самостоятельно назвать последовательно все времена года и затрудняются с перечислением месяцев. Поэтому нами выбрана эта тематика.
Оптимальным местом для нанесения схемы тренажера является место над доской. Схема выполнена в виде шестиугольника, контуры которого обозначены зеленым шнуром. Каждый угол и середина ребра обозначены цифрами и табличкой с названием месяца: январь, февраль, март и т.д. В середине шестиугольника находится цветовое пятно года.
Во время физминутки дети встают, сосредоточивают внимание на цветовом пятне года. Затем по команде учителя следят глазами по схеме и показывают рукой название месяца.
1. Сначала учитель называет числа “1”, “3”, “5”, “7”, “9” и т.д. Дети вслед за учителем показывают рукой на цифру и называют месяц.
2. Учитель называет месяц (январь), дети отвечают (первый) и показывают рукой, март (третий), май (пятый) и т.д.
3. Учитель называет “2” — дети говорят название месяца (февраль); “4” — апрель; “6” — июнь и т.д.
4. Не поворачивая головы, следя только глазами, учитель называет — “7”, “3”, “9”, “5”, “11” — дети названия месяцев.
5. Учитель — февраль, дети — “2”; август — “8”; июль — “7”. Работу можно проводить в разных направлениях, но так, чтобы была обратная связь с учениками. Продолжительность упражнений 1,5—2 мин., числа и названия месяцев находятся на расстоянии друг от друга, поэтому широкий размах, четкий ритм схемы как бы переводят зрительную моторику из “зажатого”, реактивно-напряженного высокочастотного ритма в успокаивающую пластику низких частот.
В учебном процессе мы используем методику периодически меняющихся динамических поз. Этот режим (без использования специальной мебели — конторок) осуществляется следующим образом: учитель периодически (ориентировочно через 10—12 мин.) переводит детей из положения сидя в положение свободного стояния (безусловно, в тот момент, когда они не заняты письмом).
Практический опыт убедил нас в главном: чем более продолжительное время дети занимаются в режиме “динамических поз”, тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния.
Наши многолетние наблюдения за детьми, занимающимися в режиме динамических поз, показывают положительные сдвиги в динамике ряда психофизических показателей: возросла продуктивность зрительной работы (установлено с помощью корректурных таблиц), заметно улучшились некоторые психомоторные функции (например, скорость и точность движения руки при выполнении мотометрического теста), повысилась вестибулярная устойчивость тела, улучшились функциональные показатели центральной и вегетативной нервной системы. Итак, использование методики сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов, выполнения сенсорно-моторного тренажа, схемы универсальных сигналов, методики периодически меняющихся динамических поз способствует преодолению нервно-психического и физического утомления детей в традиционной школьной среде, а также повышает нервно-психическую и физическую активность на уроках.
Отличительной особенностью разработанных методов является то, что они, в отличие от многих, непосредственно “встроены” в учебно-познавательный процесс.
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей используются различные формы двигательной активности. Так, в теплый период года предпочтение отдается обучению детей игре в бадминтон, настольный теннис, игры с мячом, городки, футбол. Обязательно воспитатель с детьми организует подвижные игры.
Также проводятся соревнования в спортивном городке на брусьях, лесенках, лабиринтах, бревне, перекладине.
В структуре коррекционного обучения все дети наблюдаются психоневрологом, в учебное расписание введены занятия с логопедом, психологом и обязательные уроки лечебной физкультуры, которые созданы на базе начальных классов.
Все дети разделены по характеру заболевания на две группы:
1. Нарушение осанки.
2. Энурез.
Нарушение осанки, как показывают обследования врача, имеют ежегодно 60—70% первоклассников. Если в течение первого года обучения в школе не заниматься направленной профилактикой искривления позвоночника, то функциональные нарушения осанки, т.е. нестойкие и связанные чаще всего со слабым мышечным корсетом, превращаются в стойкие изменения. В основном задача формирования правильных изгибов позвоночника решается на уроках физической культуры, но, к сожалению, для детей с ослабленным здоровьем существуют значительные ограничения в объеме и составе используемых физических упражнений. Поэтому на занятиях групп ЛФК строго продуманная, поэтапная система упражнений на осанку. Дети со сколиозом могут быть включены в любую из подгрупп в том случае, если у ребенка нет сопутствующих заболеваний.
Лечебная физкультура успешно применяется в комплексной терапии, обеспечивая целостное воздействие на организм больного ребенка, способствуя нормализации его нервно-психической сферы.
Некоторые средства лечебной физкультуры позволяют оказывать непосредственное влияние на деятельность мочевого пузыря. К ним относятся физические упражнения для мышц брюшного пресса, таза, нижних конечностей, массаж.
Занятия лечебной физкультурой проводятся в спортивном зале, один раз в неделю. Конечно, этого недостаточно, но, обеспечивая нормализацию быта ребенка, мы устраняем неблагоприятные моменты, строго соблюдаем режим сна, бодрствования, питания в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией, психотерапией. Мы наблюдаем динамику при заболевании энурезом.
При отслеживании динамики мы видим, что если в 1-м классе 70% детей болеют энурезом, то во 2-м классе — 60%, в 3-м — 40%, в 4-м — 30%.
Ребенок находится в интернате целую неделю, а некоторые учащиеся уезжают домой только на каникулы. Поэтому возникла тема — создание комфортных условий в школе. Цель работы по данному направлению — выявление состояния и уровня комфортности ученика (и учителя) в коррекционной школе нового типа.
Источниками психологического комфорта младшего школьника в системе “учитель — ученик” выступают отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются положительным эмоциональным состоянием, обоюдной доброжелательностью. Это выражается в эмпатическом принятии друг друга, активном слушании, доверии. Доверие, доверительность отношений взрослых и детей, школьника со своими одноклассниками — обязательное фоновое условие психологического комфорта.
На основании проведенных мероприятий, а также раннего выявления заболеваний детей наблюдается положительная динамика. Меньше стало пропусков по простудным заболеваниям, снизился уровень заболевания энурезом, расширились поля зрительных горизонтов.
Таким образом, медико-психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии носит комплексный характер. Данная система может быть расширена и другими эффективными мероприятиями. Главным же является систематическое проведение оздоровительных работ с учащимися.
Подводя итог сказанному, отметим следующее: использование здоровьеразвивающих технологий обучения во вспомогательной школе позволяет без каких-либо материальных затрат значительно улучшить здоровье детей, а значит, и поднять уровень обучаемости младшего школьника с проблемами в развитии за счет снижения утомляемости, астеничности центральной нервной системы.
Трипутень Л.И., директор школы-интерната № 2, Заслуженный учитель Кубани, Смирнова Л.Н., Заслуженный учитель Кубани, г. Абинск, Краснодарский край.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.