Эмоциональная устойчивость социального педагога: возможности развития в процессе профессиональной переподготовки
В современных условиях серьёзно обострились проблемы деградации семейных устоев, социальной дезадаптации детей и подростков. Увеличивается число безнадзорных и беспризорных детей. Расслоение общества провело грань между семьями учащихся, а общая социально-экономическая напряжённость и кризис затронули коренные основы нашей жизни. Вся современная действительность ставит перед социальным педагогом много важных задач. Сегодня социальный педагог должен обладать многими качествами, знаниями, умениями, приёмами профессиональной педагогической деятельности, чтобы умело и качественно содействовать разрешению различных проблемных ситуаций с детьми, родителями, педагогами, быть компетентным специалистом в своей области.
Вопросы эмоциональной устойчивости педагога изучаются давно. Именно, говоря о профессии социального педагога важно отметить, что именно человеку этой профессии нужно быть постоянно готовым к постоянному преодолению сложных ситуаций, снятию эмоциональной напряжённости между учащимися, педагогами и детьми, повышенной возбудимости, преодолению конфликтов.
Понятие «эмоциональная устойчивость» изучали многие авторы, как в российской, так и в зарубежной науке. Широкое распространение, занимают труды, где «эмоциональная устойчивость» рассматривается как описание эмоциональной сферы личности: эмоциональная стабильность, пониженная эмоциональная чувствительность, низкая раздражительность, а также отсутствие расположения к частой смене эмоций. Другие авторы понимают под «эмоциональной устойчивостью» проявления волевых качеств личности: быть терпеливым, выдержанным, иметь стойкое самообладание в тяжёлых, стрессовых ситуациях. Ещё часть авторов связывают понятия «эмоциональная устойчивость» с «психофизиологическими особенностями человека», к которым относят силу нервной системы к возбуждению, торможению, свойствами нервной системы человека, лежащими в основе темперамента. Таким образом, анализируя и обобщая вышеописанную информацию, можно отметить, что эмоциональная устойчивость является «интегративным качеством личности, определённым сочетанием психологических особенностей личности, которые обеспечивают успешность деятельности в эмоциогенной обстановке».
Социальному педагогу в современной ситуации требуется внимательное и бережное отношение к детям, подросткам, так как мы видим нарастающее снижение мотивации к учению, рост детской преступности, употребление спиртных напитков, курение. Некоторые подростки находят себя в азартных играх, рэкете, вымогательстве, в «чёрном рынке» купли-продажи всего, вплоть до наркотиков. Добавим к этому различные факторы напряжённости, неблагоприятную психологическую атмосферу в коллективе, низкую заработную плату социального педагога, различные стрессовые ситуации в работе, низкое материально-техническое обеспечение профессиональной деятельности и другие и можно сказать, что сегодня необходимо уделять повышенное внимание для формирования эмоциональной устойчивости данному специалисту.
Профессиональная переподготовка социальных педагогов предоставляет замечательную возможность повысить свой профессиональный уровень, возможность приобрести новую профессию, получить дополнительные знания, овладеть новыми технологиями, овладеть системой необходимых качеств, необходимых для решения различных проблемных ситуаций.
Любой специалист выступает в первую очередь как личность. Личность — широкое понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта социальных отношений, соединяющего в себе все общечеловеческие, социальные, индивидуальные компоненты. В системе компетентности социального педагога можно выделить «личностную компетентность», включающую индивидуальные установки, ценности, убеждения, комплекс рефлексивных умений. Сюда же входит и эмоциональная составляющая, включающая толерантное отношение к себе и другим, потребность в самосовершенствовании, самореализации, отношение к базовым ценностям, к истине, добру, а также чувство собственного достоинства, потребность в оказании помощи другому человеку, альтруизм, принятие ценности общения, взаимодействия, самоценности личности, ориентация на взаимодействие с людьми, эмоциональная гибкость, т. е. сочетание оптимальное отзывчивости и устойчивости.
В программе курсов переподговки Ярославского государственного Института развития образования на кафедре общей педагогики и психологии по специальности «Социальный педагог — психолог семейного профиля» в рамках нескольких дисциплин предусмотрены занятия по изучению формирования эмоциональной устойчивости специалиста социального педагога – психолога семейного профиля. Так, в рамках курса «Психология общения», разработанного заведующей кафедрой, кандидатом педагогических наук И. Г. Назаровой в модуле «Межличностные отношения» рассматриваются вопросы межличностной аттракции, чувств и эмоций в общении; основные характеристики чувств и эмоций в общении, вопросы социальных эмоций, влияние других факторов на чувства и эмоции, способы управления эмоциями и чувствами (осознание эмоций, язык эмоций, управление чувствами и эмоциями в социальном взаимодействии). Также предусмотрены практикумы по формированию эмоциональной устойчивости личности.
В программе курса «Психология личности», разработанного старшим методистом высшей категории Е. С. Бояровой, рассматриваются в различных теориях личности – концепции полноценно функционирующего человека, а так же внутренние механизмы, которые лежат в основе психического здоровья. Здесь же различные концепции психотерапии, которые рассматривают условия позитивного терапевтического изменения личности и применимы к значимым взаимоотношениям личности. В ходе практических занятий на курсах переподготовки проводились диагностические методики, позволяющие определить степень эмоциональной устойчивости слушателей и изучение приёмов саморегуляции.
Из всего отмеченного выше можно сделать вывод, что вопросам формирования эмоциональной устойчивости в профессиональной переподготовке социального педагога необходимо уделять особое внимание, так как целенаправленное воздействие на рассмотренные психологические особенности личности будущих специалистов — социальных педагогов-психологов семейного профиля, позволит оказать значительное влияние на их эмоциональную устойчивость в сторону её повышения и совершенствования ещё на стадии профессиональной переподготовки.
Литература:
- Сопровождение эмоционального и личностного развития, профессионального и личностного самоопределения / И.Н. Пахомова, Л.Г. Жедунова [и др.]. Методические материалы для специалистов по сопровождению. – Ярославль.- 2007. – 145 с.
- Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 365 с.
- Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал // Современное образование. – 2008. – №5. – 96 с.
- Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал // Современное образование. – 2009. – №1. – 96 с.
Медведева С.А., главный специалист кафедры общей и специальной педагогики ГОАУ ЯО ИРО, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012