Применение компьютерных технологий в процессе обучения детей с нарушением зрения
Сегодня состояние здоровья Российских детей вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ у детей школьного возраста прослеживается отчётливая тенденция к росту различных заболеваний. Отмечается стремительный рост хронических, социально значимых болезней; снижение показателей физического развития, рост психических отклонений и пограничных состояний. Процент абсолютно здоровых школьников, согласно научным данным последних лет, не превышает 20 – 25 %, а по некоторым данным – 3- 4%.
Сложившаяся кризисная ситуация, к сожалению, порой демонстрирует как низкий уровень массовых углублённых осмотров, так их организационное и методическое несовершенство (Н.Н Ваганов, В.М Шипова, С.М. Степанова и др.)
Подобное состояние здоровья это и результат влияния ряда педагогических факторов:
- стрессовая тактика авторитарной педагогики;
- раннее начало систематического образования (в дошкольном возрасте);
- не соответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
- не соблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации и проведения учебного процесса;
- недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья ребёнка в учебном процессе;
- безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- «Провалы» в существующей системе физического и воспитания и частичное разрушение служб школьного врачебного контроля (Ясманин Л.В., Данюков В.Н).
В связи с этим одной из приоритетных задач совершенствования системы образования является сохранение и укрепление здоровья детей в учебном процессе, формирование государственной политики и финансируемых программ в данном направлении.
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих нарушение зрения. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть, детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Л.И Солнцева, В.А Феоктистова, Г.В Никулина и ряд других специалистов в области тифлопедагогики (1, 2, 3, 4 ) отмечают, что дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет и пространственное расположение. Зрительные образы у детей с патологией зрения обеднены, часто деформированные и неустойчивые. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, проявляется обобщённое узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности. Представления, возникшие без регулярного участия педагога, – бедны, нечётки, фрагментарны, ошибочны. Однако практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе погрешности зрительного восприятия можно значительно уменьшить. Поиски эффективных, нестандартных методов развития познавательной сферы детей со зрительной депривацией, привели к использованию в работе инновационных технологий.
В настоящее время ГОУ ЯО Гаврилов – Ямская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат III – IV вида, наряду с классическими методами коррекции зрения широко использует компьютерную коррекцию. Однако, как показывает практика, для детей с нарушением зрения это направление ещё не разработано: нет программного обеспечения, готовые программы не всегда подходят для использования и требуют адаптации и видоизменения. Педагоги включают в учебный процесс мультимедийные презентации и слайдовые фильмы, которые создают сами, или видоизменяют и дополняют готовые программы в соответствии с офтальмо-гигиеническими требованиями. Формы и место использования презентаций зависят от цели и содержания занятия. Презентации используются в комплексе с другими средствами и методами (например, рисование, чтение стихов) во время беседы, при изложении нового материала и закреплении полученных знаний. Мультимедийные презентации очень актуальны при знакомстве с новыми объектами и явлениями – они помогают быстро и конструктивно получать и откладывать новую информацию и закреплять уже имеющуюся.
Использование современной компьютерной техники позволяет развивать традиционные подходы к лечению глазных заболеваний и является дополнительным средством при решении коррекционных задач.
Применение компьютерных технологий в процессе обучения детей с нарушением зрения имеет следующие преимущества:
1) восприятие материала осуществляется на полисенсорной основе;
2) демонстрация различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана значительно увеличивает вид этих объектов;
3) можно объединить звуковые и анимационные эффекты, комплексно увеличить объем получаемой информации;
4) возможность изготовления пособий, различных по зрительной нагрузке, по уровню сложности, и возможности редактирования заданий в зависимости от поставленных задач;
5) детям со сходящимся косоглазием для восприятия требуется вертикальное полотно;
6) можно демонстрировать объекты, малодоступные для реального восприятия;
7) активизируются зрительные функции, вырастают глазомерные возможности ребёнка;
8) возможность предварительной обработки в графическом редакторе изображений, сложных форм предметов;
9) можно использовать слайд фильмы для вывода информации в виде распечаток в качестве раздаточного материала для детей и справочного материала и памяток для родителей.
При использовании ИКТ следует соблюдать ряд требований, так как в работе с детьми, имеющими нарушения зрения всегда важно помнить о том, что любое новшество и начинание должны приносить только пользу:
- работа ребёнка с нарушением зрения на компьютере не должна превышать 5-7 минут (старший дошкольный возраст), 10-15 минут (школьный возраст), после этого обязательны зрительная гимнастика и двигательная активность;
- во время работы с компьютером необходимо каждые 2 минуты буквально на несколько секунд переводить взгляд ребёнка от компьютера в сторону (лучше посмотреть через окно вдаль);
- работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения и осанки;
- компьютерная техника, используемая в образовательном учреждении обязательно должна иметь гигиенический сертификат, подтверждающий её безопасность для здоровья детей;
- занятия с использованием компьютера проводятся не чаще 1 раза в неделю.
Компьютерные технологии дают возможность доставлять детям необходимый практический материал в доли секунды, активизируют познавательный и коррекционный процессы не только во временном, но и в качественном плане; позволяют индивидуализировать процесс коррекции; способствуют положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий; значительно повышают эффективность работы педагога.
Используя инновационные технологии и в развитии познавательной сферы детей с нарушением зрения, мы способствуем формированию у наших детей стойкого интереса к зрительной работе, обогащению их эмоционального восприятия, побуждению их творческих способностей.
Литература:
- Аветисов Э.С. Как беречь зрение. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000.
- Арнаутов А.Г. Здоровье ваших глаз. Что важно знать о зрение. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.
- Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Как сохранить зрение у детей. – Сталкер, 2000.
- Сидоренко Е.И, Обрубова С.А, Воробьёва Т.Л, Кузнецова И.В. Охрана зрения детей общеобразовательного учреждения: от концепции до практики. – Москва, 2003.
Басова Е.И., старший преподаватель кафедры специальной коррекционной педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012