Здоровьесберегающая деятельность МОУ «Некоузская средняя общеобразовательная школа»
Здоровье человека — всегда была актуальной темой. А вот в XXI веке оно становится первостепенной социально – экономической проблемой. Известно и то, что здоровье закладывается на этапах детства. Состояние же здоровья российских школьников просто трагическое. В частности, по заявлению директора Научного центра здоровья детей РАМН академика А. А. Баранова (1997 – 2010), «идёт физическая деградация детей». А на объединённой сессии 6 Академий Президент РАМН академик М. М, Давыдов (2006) заявил: у нас больше нет здоровых выпускников школ. В этих условиях каждая школа должна включаться в неотложную работу по сохранению и упрочению уже остаточной жизнеспособности детей.
Большинство проблем здоровья учащихся решается в нашей школе в ходе ежедневной практической работы педагогов. Именно поэтому в 2003 — 2009 годах действовала программа «Здоровье», целью которой было добиться максимального сохранения состояния здоровья участников образовательного процесса. За период действия программы в школе был полностью оснащен медицинский кабинет, открыт стоматологический кабинет. Стало неотъемлемой частью учебного процесса проведение физкультминуток на уроках во всех классах начальной школы, зарядки для глаз на уроках информатики. Отработана система проведения внеклассной и внешкольной физкультурно – оздоровительной деятельности. Открыт второй спортивный зал, тренажерный зал, логопедический кабинет, начал создаваться кабинет психологической разгрузки. На базе школы работают спортивные секции. В школе каждую четверть проводится «День Здоровья», в течение года каждый класс принимает активное участие в школьной Спартакиаде. В каждом классе стало хорошей традицией минимум два раза в год ходить в однодневный поход.
За это время возросло число родителей, заинтересованных в организации совместной работы с детьми. Они те только оказывают помощь в проведении Дня Здоровья, походах, праздниках, но и являются инициаторами в организации конкурсов, посвященных здоровому образу жизни, выступают на родительских собраниях по вопросам сохранения здоровья детей.
Существенную поддержку педагогам и родителям в формировании здорового образа жизни оказывают социальные партнеры школы: центральная районная больница, социальное агентство молодежи, органы внутренних дел, суда и прокуратуры, детско-юношеская спортивная школа, детская и центральная районная библиотеки.
В результате реализации программы «Здоровье» повысился удельный вес клинически здоровых детей с 48% (2003г) до 65% (2008г) обучающихся.
С 2009 года действует программа «Школа – территория здоровья». Цель программы: создание воспитательно – образовательной среды, способствующей формированию осознанного отношения обучающихся к состоянию здоровья как фактору успеха на последующих этапах жизни. В настоящей программе понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, а как состояние физического, душевного и социального благополучия человека.
Современное образование предполагает подготовку учащихся к самостоятельной жизни: формирование адекватных механизмов физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности. Необходимо сформировать у детей устойчивые мировоззренческие представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений.
В школе сложилась система физкультурно-оздоровительной работы, которая постоянно совершенствуется, сохраняя лучшие традиции. Одним из важных направлений считаем формирование знаний и практических умений учащихся вести здоровый образ жизни, оптимизация двигательного режима на академическом уроке и физической подготовленности.
На уроках физической культуры из всего многообразия общеразвивающих упражнений, применяемых в образовательном процессе, педагоги также используют нестандартные. В начальных классах это общеразвивающие упражнения в форме сюжетно-ролевой игры; в 5-х – 11-х классах это упражнения в форме развивающих игр с предметами и без предметов, применяемые в эстафетах, в 9-х – 11-х классах – это упражнения в качестве круговой тренировки по станциям. Обучающиеся выполняют данные упражнения с интересом, что способствует всё большему формированию у них потребностей в развитии их физических качеств. Растущий организм ребенка требует огромного количества движений для своего развития. Упражнения проводятся интенсивные, но кратковременные (20–40 с), с небольшим отдыхом (выполняются индивидуально, в парах, в группах, в колонне, в шеренге), а все основные упражнения занимают не более 20–30 минут урока. Необходимо добиться того, чтобы интерес к предмету физическая культура у учащихся рос и повышался его престиж.
Одновременно с общей задачей перед физическим воспитанием ставится и другая, более узкая задача: исправить некоторые индивидуальные недостатки физического развития. У детей имеются нарушение осанки, плоскостопия, признаки ожирения и др. Они могут быть исправлены с помощью коррекционно-профилактических упражнений и игр. Обучающимся разъясняется, что физические упражнения могут дать желательный эффект только в сочетании с правильно подобранным режимом питания и общим режимом. При выполнении специально подобранных комплексов физических упражнений необходимо добиваться высокого эмоционального уровня занятия.
В начальной школе на уроках применяются физкультминутки, в средней и старшей школе – динамические паузы. В группе продленного дня проходит «Час – здоровья» на свежем воздухе. С целью увеличения двигательной активности детей за счет школьного компонента в учебный план для младших школьников и школьников среднего звена включен урок ритмики.
Все это ведет к предупреждению умственного утомления, восстановлению умственной работоспособности, устранению застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе, устранению неблагоприятных последствий длительного напряжения одних групп мышц и расслабления – других, в т. ч. отвечающих за осанку.
Получить качественную и количественную информацию о состоянии здоровья учащихся, эффективности физкультурно-спортивной работы позволяет диагностика здоровьесберегающей деятельности. В школе многие годы применяется метод «Социомониторинг», позволяющий глубоко проанализировать сложившиеся в школе нормы отношений, увидеть картину состояния межличностных взаимоотношений учащихся в классе в целом, характер взаимоотношений конкретного ученика со своим классом. Помогает в осуществлении гендерного подхода при совместном обучении.
Мы имеем опыт работы по ведению образовательной деятельности в классах коррекционно – развивающего обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья VII и VIII вида. Для каждого из них составлен индивидуальный учебный план, в который введены уроки ритмики и социально-бытовой ориентации, занятия лечебной физической культурой, организованы занятия с психологом и логопедом. В настоящее время готовятся документы для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными задачами в работе на ближайшее время являются: получение лицензии для работы медицинского кабинета, оснащение школьной столовой новым оборудованием, создание валеологической службы.
Литература:
- Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал // Современное образование. – 2010. – №6. – 96 с.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – Спб: Питер, 1998. – 416 с.
Григорьева В.А, учитель; Муравьёва И.Г, зам. директора по УВР, МОУ Некоузская СОШ, с. Новый Некоуз, Некоузский р-он, Ярославская область.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012