Здоровьесберегающее пространство: организация воспитательной деятельности
«…Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа». Данные тезисы были произнесены Президентом РФ Медведевым Д.А. в послании Федеральному собранию, что обозначило формирование и укрепление здоровья – одним из важных приоритетов развития образования на ближайший период. Статья 51 федерального закона «Об образовании» прямо вменяет: «… образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровье обучающихся, воспитанников». В этих условиях каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои здоровьесохраняющие и здоровье укрепляющие задачи как в построении учебного процесса, так и в режиме учебного дня. Эти задачи реализуются:
- в программе построения сообразного эмоциональной и моторной природе ребёнка академического урока;
- в программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начальной школы;
- в программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
- в программе духовно – нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования по направлению формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- в программе внеурочной деятельности по физкультурно-оздоровительному направлению.
В связи с этим появляются новые задачи и содержание деятельности классного руководителя, согласно должностным обязанностям, зафиксированных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования» и примерной должностной инструкции классного руководителя, обозначенной в Нормативно-правовом дайджесте внеурочной деятельности.
Система здоровьеформирующего пространства в учебном процессе – основном структурном элементе учебно-воспитательной системы школы, является многокомпонентной и включает: мониторинг состояния здоровья обучающихся с целью выявления факторов риска для здоровья, в т. ч. в образе организации и проведения учебного процесса в школе и дома; психологическое и социально – педагогическое сопровождение учебного процесса; информационно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия, реализуемые через урочную и внеурочную деятельность. Главную организующую роль в этом играет классный руководитель, который является организатором, координатором, измерителем, исполнителем управляющих функций.
Все это находит непосредственное отражение в основных видах деятельности классного руководителя в формировании здоровьеформирующего пространства. Классный руководитель организует:
1) социальное партнерство с медицинским персоналом школы, медицинскими учреждениями для изучения и последующей коррекции с их помощью физического и психического здоровья обучающихся;
- взаимодействие с родителями (законными представителями), обучающихся учителей – предметников и другими специалистами; технологии самооценки деятельности классного руководителя для возможной организации коррекции ситуации по оздоровлению детей в учебной и внеурочной деятельности;
3) просветительскую работу с обучающимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее (Дни здоровья, Школа Здоровья, конкурсы, фестивали, выпуски арт – объектов, газет и т. д);
4) работу по формированию ценностного отношения обучающихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом (пропуски уроков физкультуры, спортивная форма и т. д.);
5) проектную социально – значимую деятельность обучающихся по проблемам здорового образа жизни;
- тесное сотрудничество с учителями физической культуры и привлечение их к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей;
- сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья (медицинскими учреждениями; спортивными клубами; секциями; психологическими центрами и т.д.);
- осуществление контрольно-измерительной деятельности в процессе мониторинга состояния здоровья обучающихся.
В рамках РСО имеется опыт по формированию здоровьеформирующего пространства, включая физкультурно-оздоровительной деятельность, организованной классными руководителями образовательных учреждений.
Одним из примеров является Проект для начальной школы «Красота, сила и здоровье в движении» в МОУ СОШ № 20 г. Рыбинск, организованный тандемом классных руководителей начальной школы и учителей физической культуры, медицинских работников и специалистов. Проект предназначен для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Помимо организации серии мероприятий, направленных на здоровьеформирование и здоровьесбережение, проводятся тематические беседы о распорядке дня в связи с возрастными и гендерными особенностями, просмотры видеоматериалов по данной тематике, родительские собрания, внеурочные мероприятия с привлечением медиков и специалистов в области сохранения и укрепления здоровья. Было разработано пособие по внедрению физкультминуток в разное время образовательного процесса. Мониторинг физического развития и здоровья построен таким образом, что каждый член образовательного процесса вносит свою информацию в разном формате: дневники здоровья, отслеживание пропусков занятий в ОУ по причине болезни, медицинские карты, заполнение документации, согласно методическим рекомендациям по организации мониторинга состояния здоровья и физического развития.
Результаты проекта: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания; формирование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; формирование знаний о негативных факторах риска для здоровья детей ( гиподинамия, гипокинезия , курение, алкоголь, психоактивные вещества, инфекционные заболевания); развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Результатами оздоровительной деятельности на разных возрастных ступенях являются: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. Обучающиеся получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности). У старшеклассников достижение результатов предусмотрено следующим образом: формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
При организации оздоровительной деятельности класса используются возможности не только самого ОУ, но и образовательных учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности учреждений отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей. Педагогу, а особенно, классному руководителю, необходимо сформировать у ребенка потребность быть физически и социально здоровым, научить его этому, организовать необходимые условия сохранения и управления своего здоровья.
Литература:
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.
- Стратегия воспитания в образовательной системе России: Подходы и проблемы / под ред. Проф. И.А. Зимней. – М.: Агенство «Издательский сервис». – 2004 г. – 260 с.
- Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС. – 2001. – 203 с.
- Классное руководство в современной школе: Практическое пособие / Н. В. Щелбанина. – М.: АРКТИ. – 2007. – 104 с.
Чиркун О.В., старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012