Развитие креативной компетентности педагогов по отношению к здоровью: инновации «Педагогического Всеобуча»
Инновации, модернизации, профилизации современных образовательных учреждений позволяют им шагать в ногу со временем. Это очень важно и существенно, что выпускник, покидая порог школы, владеет многими современными технологиями, имеет комплексные и структурированные знаниями в различных областях наук, занимает активную жизненную позицию. Современное подрастающее поколение – это наше будущее и наделяя это «будущее» знаниями, умениями и навыками, мы должны не забывать определять приоритеты, давать смыслообразующие общечеловеческие понятия и ценности, без которых большая часть знаний и целеполаганий становится не более как выхолощенной технологией получения тех или иных благ.
В современном обществе остается актуальной проблема здоровья, здорового образа жизни, но по сравнению с тем, что под ней понималось, например, 5-10 лет назад, современные взгляды отличаются. Совсем в недавнем прошлом здоровье сводилось либо к системе медицинской профилактики и лечения различных заболеваний, либо к группе окультно-парапсихологических приемов и методов лечения различных недомоганий, хотя и понималось очень широко. Сейчас все больше появляется конкретных заявлений и высказываний, рекомендаций, как ученых, так и практиков, о том, что одним из главных компонентов здоровья является его духовный аспект (В.Д. Шадриков). При этом остается открытым вопрос о том, кто будет в образовательном учреждении формировать духовность и другие аспекты здоровья?
На языке практики можно сказать, что появилось, а точнее расширилось еще одно направление деятельности – здоровьесбережение и необходимо решить, как эту инновацию реализовать в практике.
Опыт г. Ярославля показал, что возможно и реально апробировано осуществление задачи здоровьесбережения всех участников образовательного процесса через изменение профессионального педагогического мышления учителей и руководящего состава школ, через формирование иной мировоззренческой позиции, менталитета педагога. При этом, особенно ценно для практики, что происходит изменение не столько в ценности здоровья как таковой (как у учащихся, так и педагогов), сколько в мотивационно – деятельностном компоненте, что позволяет субъекту осуществлять конкретные действия по сохранению и укреплению здоровья, а значит в итоге, эффективно и быстро адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего мира. Реализуемый нами подход позволяет рационально использовать имеющиеся у субъекта образовательного процесса ресурсы и возможности, стремится к достижению критериев самоактуализирующейся личности (А. Маслоу). Наше продвижение к сохранению здоровья происходит от духовного (нравственное и личностное) к душевному (социальное и психологическое) и физическому здоровью. Такой подход является наиболее длительным, трудоемким, но при этом самым эффективным и перспективным. Перспективную ориентацию прежде всего на высшие личностные структуры за счёт необходимых преобразований в низших указывали такие классики психологии, педагогики, как Сухомлинский В.А., Коменский Я.А., Руссо Ж.Ж., Ананьев Б.Г. В настоящий времени эта идея удачно трансформируется в работах крупных ученых таких как Клюева Н. В., Кашапов М. М. (идея надситуатвности к решению проблемных ситуаций).
Итак, предмет психолого-педагогического, профилактического воздействия в рамках направления «Педагогический всеобуч» (ПВ) – три вида здоровья. При понимании здоровья мы не отходим от классических канонов, о том, что здоровье – это не только отсутствие болезней и дефектов, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом какие бы виды здоровья не выделяли разные учёные, большинство авторов, так или иначе, указывают три составляющие: телесное, душевное, духовное, которые в практической деятельности наиболее удобно дифференцировать и формировать.
- Физическое здоровье (отсутствие болезней и полноценное функционирование: работоспособность, энергичность, выносливость, здоровая внешность и т.д.).
- Душевное здоровье: психический пласт (оптимальное развитие психических функций) и социальный (адаптированность в социуме).
- Духовное: личностный пласт (полноценная, гармонично развивающаяся личность) и нравственный пласт (ценностные ориентации, совесть, долг).
Таким образом, первое нововведение, обусловленное длительной деятельностью ПВ, конкретными результатами воплощения идеи сохранения и укрепления здоровья педагогов, заключается в том, что для эффективной реализации идеи здоровьсбережения всех участников образовательного процесса необходимо движение по всем видам здоровья «сверху вниз», а не «снизу вверх».
Второе нововведение является необходимой составляющей реализации первого и представляет из себя принципы психолого-педагогического, профилактического воздействия на педагогов в рамках направления «Педагогический всеобуч» с целью сохранения и укрепления здоровья.
Во-первых, используя не традиционный подход к здоровьесбережению (вспоминаем о здоровье, когда заболит), а инновационный подход – прогностическую (профилактическую) заботу о здоровье.
Во-вторых, от общего к частному, от системообразующих частей личности к конкретным проявлениям.
В-третьих, рассматривая участников образовательного процесса как активных субъектов, творческих личностей, у которых, прежде всего, должна появиться внутренняя мотивация на ЗОЖ. Педагог в процессе освоения здоровьесберегающих технологий должен стать активным преобразователем как собственной методики построения учебного процесса, так и окружающей действительности, должен стать мультипликатором в сфере ЗОЖ, а не пассивным исполнителем идей «сверху».
Третье нововведение касается изменения логики структуры работа педагогов ГЦ, работающих в рамках ПВ (андрагогов), а также осуществляется модернизация в технико-исполнительской и отчетной деятельности ПВ (использование лонгитюдных анализов проводимых в течение года мероприятий и математико-статистических методов обработки данных). Постепенно вводится не просто совместный, а командный принцип работа специалистов в рамках занятий ПВ, внедряется использование новых информационных технологий, плановый сбор результатов проведённых мероприятий.
Математико-статистический анализ изменений психологических параметров позволяет говорить об изменениях на личностных уровнях педагогов, в системе ценностей, мотивации, в структуре деятельности.
Кроме того, мы можем говорить о целенаправленном формировании в рамках ПВ нового (надситуативно-прогностичного) уровня профессионального педагогического мышления современного учителя, позволяющего решать проблемы профессионального выгорания, смыслообразования, конфликто и стрессоустойчивости.
Помимо непосредственной работы с педагогами активно ведется работа с администраторами ОУ.
Четвертое нововведение, которое, во-первых, уже эффективно реализуется и имеет положительные отзывы ОУ, во-вторых, имеет эксклюзивно-направленных характер здоровьсбережения всех участников образовательного процесса – это новое направление деятельности в рамках ПВ – командное (управленческо-психолого-педагогическое) сопровождение и психологическое консультирование руководителей ОУ. Мы предложили инновационный вариант командного управленческого консультирования командой специалистов разного профиля. В нее обязательно входят: управленец высшего звена (директор), управленец среднего (заместитель по соответствующему профилю деятельности), психолог-практик, ученый-специалист в соответствующей сфере деятельности).
В чем же конкретно состоит наш вариант консультирования и для кого он предназначен. Начав работу со школьником по ЗОЖ, ГЦ вскоре пришел к выводу о необходимости подключения к проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников сначала родителей, а затем и педагогов ОУ. Но этого оказалось недостаточного для системного и комплексного, а не узколокального подхода к здоровью. И новым шагом было приглашение к сотрудничеству управленцев среднего и высшего звена ОУ: директоров и завучей. Первоначально предполагалось, что именно директор будет ключевой фигурой в деле пускового механизма здоровьесбережения, но опыт практики показал, что наиболее глубоко, цельно и грамотно эту функцию может о осуществляет именно завуч, а вот директору должна и может отводиться функция координатора процесса здоровьесбережения, которая позволит ему быть в курсе основных событий и результатов и направлять вектор основного движения в зависимостей от целей школы в том или ином направлении.
Работа «Педагогического всеобуча», одного из направлений деятельности ГЦ за прошедшие годы показала самые разнообразные результаты. При этом на сегодняшний день однозначно можно сказать, что та частная задача, с которой начинался ПВ – приобщения всех участников образовательного процесса к ЗОЖ, переросла в более широкую задачу – сохранений и укрепления здоровья и детей и педагогов и администрации, что в целом позволяет каждому отдельному субъекту эффективней адаптироваться в столь сложном и непредсказуемом мире. В любом случае единственным критерием оценки эффективности работы коллектива учителей в области здоровьесбережения является мониторинг – оценка уровня развития и здоровья каждого ребёнка в начале и конце учебного года.
Литература:
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003. – 114 с.
- Лопатина В.И., Щипкова Т.Ю., Шклярова О.А. Здоровьесберегающие технологии в условиях модернизации образования Центрального административного округа. – М.: Пушкинский институт, 2003.
- Медико-психолого-педагогической службы в ДОУ: Организация работы /под ред. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128 с.- приложение к журналу «Управление ДОУ»
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.// Руководство для работников системы общего образования. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. – М. – 2004. – 380 с.
- Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под ред. Реана А.А.- СПб.: прайм – ЕВРО – ЗНАК, 2003.- 224 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.
Серафимович И.В., Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – городской центр психолого-медико-социального сопровождения, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012