Витамины и минеральные вещества в питании и поддержании здоровья детей
Полноценное питание – важнейшее условие нормального роста, развития и поддержания здоровья детей. Особая роль в этом отношении принадлежит регулярному снабжению организма всеми необходимыми микронутриентами: витаминами и минеральными веществами.
Витамины и минеральные вещества (макро- и микроэлементы) относятся к незаменимым пищевым веществам. Они абсолютно необходимы для нормального обмена веществ, роста и развития организма, защиты от болезней и вредных факторов внешней среды, надежного обеспечения всех жизненных функций.
Наиболее известный из них витамин С (аскорбиновая кислота) поддерживает в активном состоянии иммунную систему, существенно повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям, поддерживает в здоровом состоянии кровеносные сосуды, кожу и костную ткань, способствует обезвреживанию и выведению из организма чужеродных веществ и токсинов, улучшает усвоение железа.
Витамины В1 (тиамин), В2 (рибофлавин) и РР (ниацин), участвуя в обмене углеводов и жиров, обеспечивают организм энергией. Их недостаток вызывает существенные нарушения в деятельности нервной, мышечной системы, сердца и желудочно-кишечного тракта.
Витамины В6, В12 и фолиевая кислота, участвующие в обмене белков и аминокислот, необходимы для нормального роста и обновления всех органов и тканей. Их недостаток ведет к нарушению синтеза гемоглобина, малокровию.
Пантотеновая кислота и биотин играют важную роль в обмене жиров и синтезе стероидных гормонов, поддержании в здоровом состоянии кожных и волосяных покровов.
Витамин А отвечает за нормальный рост, состояние слизистых оболочек и восприятие света глазами. Его недостаток существенно снижает остроту зрения и барьерные функции верхних дыхательных путей, их способность препятствовать проникновению в организм с вдыхаемым воздухом болезнетворных микроорганизмов.
Витамин D необходим для эффективного усвоения организмом кальция, нормального развития, роста и поддержания в здоровом состоянии скелета и зубов.
Витамин Е защищает клетки и ткани организма от повреждающего действия активных форм кислорода, радиации и чужеродных веществ, препятствует их преждевременному старению.
Витамин К необходим для нормального функционирования системы свертывания крови и синтеза ряда костных белков, связывающих кальций.
Не менее важную роль играют и минеральные элементы:
Кальций участвует в мышечном сокращении, свертывании крови, опосредует действие целого ряда гормонов на клетки-мишени, образует минеральную основу костей и зубов. Его недостаток способствует развитию остеопороза костной системы.
Магний является кофактором многих важнейших ферментных систем углеводно-фосфорного и энергетического обмена, его недостаток может вести к развитию судорожных состояний и нарушений сердечного ритма.
Железо входит в состав гемоглобина, переносящего кислород тканям, и цитохромов, обеспечивающих организм энергией в процессах окислительного фосфорилирования.
Цинк входит в состав более 350 различных ферментов и играет важную роль в функционировании генетического аппарата клетки.
Йод участвует в построении гормонов щитовидной железы, активно влияющих на физическое и психическое состояние человека.
Селен играет важную роль в системе антиоксидантной защиты организма, а также в синтезе йодсодержащих гормонов щитовидной железы.
Организм человека не синтезирует микронутриенты и должен получать их в готовом виде. Способность запасать микронутриенты впрок на сколько-нибудь долгий срок у человека отсутствует. Поэтому они должны поступать регулярно, в полном наборе и количествах, соответствующих физиологической потребности организма.
Массовые обследования, регулярно проводимые лабораторией витаминов и минеральных веществ Института питания Российской Академии медицинских наук совместно с региональными учреждениями научно-медицинского профиля свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении микронутриентов, дефицит которых является наиболее распространенным, и одновременно наиболее опасным для здоровья нарушением питания у значительной части детей.
Так, при обследовании в марте-апреле 2001 г. школьников г. Москвы недостаток витамина С (по его уровню в крови) был обнаружен у 38%, В2 – у 79%, В6 – у 64%, Е – у 22%, бета – каротина – у 84% детей.
При аналогичном обследовании учащихся первых четырех классов в г. Санкт-Петербурге в феврале 2006 г. недостаток витаминов С и В1 имел место у 50%, В2 – у 30% обследуемых. Только 10% детей были достаточно хорошо обеспечены всеми тремя исследованными витаминами. У половины обследованных имел место сочетанный недостаток двух или, чаще, трех витаминов одновременно.
Даже в летнее время недостаточная обеспеченность витамином С была выявлена у 65 %, В1 – у 54 %, В2 – у 35 % и фолиевой кислотой – у 70 % учащихся средних школ г. Екатеринбурга. У 20-40 % обследованных недостаточная обеспеченность достигала степени глубокого дефицита.
Обследование учащихся ПТУ в г. Йошкар-Оле выявило дефицит витамина С у 90%, каротина – у 70%, витаминов В1 и В2 – у 75% обследованных.
Аналогичные данные получены при обследовании детей дошкольного и школьного возраста Казани, Уфы, Норильска, Брянской, Тульской областей и других регионов, в том числе пострадавших от Чернобыльской и Челябинской катастроф.
Обобщение многочисленных данных, базирующихся на результатах клинико-биохимических исследований представительных групп детей из различных регионов страны позволяет следующим образом охарактеризовать ситуацию с обеспеченностью детского населения микронутриентами:
- Выявляемый дефицит затрагивает не один какой-то витамин, а имеет характер сочетанной недостаточности витаминов С, группы В и каротина, т.е. является полигиповитаминозом.
- Дефицит витаминов обнаруживается не только весной, но и в летне-осенний, наиболее, казалось бы, благоприятный период года и, таким образом, является постоянно действующим неблагоприятным фактором.
- У значительной части детей поливитаминный дефицит сочетается с недостатком железа, что является причиной широкого распространения скрытых и явных форм железодефицитной анемии.
- В целом ряде регионов поливитаминный дефицит сочетается с недостаточным поступлением кальция, йода, селена, фтора и ряда других макро- и микроэлементов.
- Дефицит микронутриентов выявляется не у какой-то ограниченной категории детей, а является уделом практически всех групп детского населения во всех регионах страны.
Таким образом, недостаточное потребление микронутриентов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье, рост, развитие и жизнеспособность подрастающего поколения.
Роль витаминов и минеральных веществ в детском возрасте особенно велика, что связано с интенсивностью процессов роста, формирования организма ребенка, напряженностью обменных процессов в этот период. Этим определяется и значительно более высокая по сравнению со взрослыми потребность детей в этих незаменимых пищевых веществах в расчете на единицу массы тела. Так, если рекомендуемая норма потребления витамина С на 1 кг массы тела для взрослого человека составляет 1 мг, то для подростков 11-14 лет она равна 1,5 мг, для детей 7-10 лет – 2,0 мг, 4-6 лет – 2,5 мг, от 1 года до 3 лет – 3,5 мг, а первых месяцев жизни – 10 мг, т.е. в 10 раз (!) больше, чем у взрослого человека.
Дефицит витаминов в детском и юношеском возрасте самым отрицательным образом сказывается на здоровье, физическом развитии, способствует возникновению обменных нарушений, хронических заболеваний и, в конечном итоге, препятствует формированию здорового поколения.
Недостаточное потребление витаминов снижает активность иммунной системы, повышает частоту и усиливает тяжесть респираторных и желудочно-кишечных заболеваний. По данным отечественных исследователей, дефицит аскорбиновой кислоты у школьников в 2 раза снижает способность лейкоцитов уничтожать попавшие в организм болезнетворные микробы, в результате чего частота острых респираторных заболеваний увеличивается на 26-40%.
Недостаток витаминов, особенно выраженный в зимнее время напряженных учебных занятий и весенний предэкзаменационный периоды, снижает работоспособность, внимание, сосредоточенность учащихся, оказывается фактором, существенно ухудшающим успеваемость. По данным кафедры физиологии и биохимии медицинского факультета Вильнюсского государственного университета, относительная доля неуспевающих учеников среди детей с низким уровнем обеспеченности аскорбиновой кислотой значительно выше, чем среди детей, хорошо обеспеченных этим витамином. Сходные данные получены Московским НИИ гигиены при обследовании учащихся школ-интернатов в Москве.
Гиповитаминозный фон, характерный для большого числа здоровых детей, усугубляется при любых заболеваниях, особенно при болезнях желудочно-кишечного тракта, печени и почек, при которых имеет место нарушение всасывания и утилизации витаминов. Лекарственная терапия, антибиотики, различные ограничения диеты, хирургические вмешательства, нервные переживания, стрессы – являются дополнительными факторами, углубляющими гиповитаминоз. Практически каждый больной ребенок, если он не получает дополнительно витамины, – это гиповитаминозный больной.
Подтверждением этому служат результаты выполненных лабораторией витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН исследований витаминного статуса детей различного возраста, находящихся на лечении в стационарах по поводу инсулинозависимого сахарного диабета, целиакии, задержки психического развития, фенилкетонурии.
При обследовании детей 4-14 лет, госпитализированных в клиники г. Москвы в 1998 г. и Санкт-Петербурга в 2006 г. по поводу различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, дефицит витамина А был выявлен соответственно у 11 и 27%, витамина Е – у 86 и 69%, бета-каротина у 89 и 98% и витамина В2 у 54 и 42% детей. При этом у 65% детей имел место сочетанный недостаток двух или трех витаминов одновременно.
Нарушая обмен веществ, ослабляя организм, витаминный дефицит усугубляет течение любых болезней, препятствует их успешному лечению, снижает эффективность профилактических и лечебных мероприятий, осложняет исход хирургических вмешательств, течение послеоперационного периода.
Не менее чем дефицит витаминов опасно и сочетающееся с ним недостаточное потребление ряда макро- и микроэлементов.
Недостаток потребления кальция, особенно в сочетании с дефицитом витаминов D, С и группы В, необходимых для его усвоения, повышает риск и тяжесть рахитических изменений, препятствует достижению оптимальной массы и плотности костной системы в юношеском возрасте, что предопределяет последующее развитие остеопороза во взрослом и пожилом состоянии.
Дефицит йода является причиной низкорослости, глухонемоты, плохой успеваемости, нарушений умственного развития и эндемического зоба у детей с риском последующего перехода в рак щитовидной железы.
Дефицит железа, так часто сочетающийся с недостаточным потреблением необходимых для его усвоения витаминов С и группы В ведёт к скрытым (латентным) и явным формам анемии (малокровия). Дети растут ослабленными, быстро утомляются, часто болеют, им труднее дается учеба.
Широкое распространение полигиповитаминозных состояний, их неблагоприятные последствия для здоровья молодого поколения диктуют настоятельную необходимость принятия широкомасштабных государственных мер по профилактике витаминного дефицита у детей как в домашних условиях, так и в дошкольных, школьных и детских лечебно-профилактических учреждениях.
Что же делать, чтобы избежать всех этих опасных нарушений и обеспечить растущий организм ребенка недостающими витаминами и минеральными веществами?
В сознании огромного большинства людей витамины со школьной скамьи привычно ассоциируются с овощами и фруктами, и многие уверенно полагают, что одного-двух яблок или апельсинов в день вполне достаточно для насыщения детского рациона витаминами.
Безусловно, регулярное включение в рацион ребенка свежей зелени, овощей и фруктов – важнейшее условие сбалансированного питания и здоровья. И не только потому, что с ними ребенок может получить ряд витаминов, но и потому, что зелень и овощи – источник пищевых волокон, клетчатки, так необходимой для нормальной работы кишечника. Одновременно они содержат ряд минеральных солей, в частности, калий, богаты органическими кислотами, да и просто приятны на вкус и не несут слишком много калорий.
Однако, отдавая должное овощам и фруктам, нужно со всей определенностью подчеркнуть невозможность обеспечить за их счет организм ребенка всеми необходимыми витаминами в нужном количестве.
В действительности, овощи и фрукты, а тем более приготовленные из них соки и другие продукты могут служить источником только витамина С, (аскорбиновой кислоты), каротина (предшественника витамина А), фолиевой кислоты и биофлавоноидов (витамина Р), да и то далеко не во всех овощах и фруктах они содержатся в достаточных для человека количествах. Что же касается витаминов группы В (В1 В2, В6, В12, РР и др.), а также жирорастворимых витаминов А, D, и Е, то их содержание в овощах, фруктах и продуктах на их основе крайне незначительно и не может внести сколько-нибудь реальный вклад в обеспечение ими растущего организма.
Для того, чтобы составить правильное, научно обоснованное представление о роли тех или иных продуктов в подержании витаминного статуса ребенка, необходимо соотнести реальное содержание витаминов в этих продуктах с физиологической потребностью в них детского организма.
В таблице 1 представлены утвержденные Министерством здравоохранения РФ рекомендуемые нормы потребления витаминов для подростков 11-17 лет, а также данные официальных справочных таблиц о содержании витаминов в некоторых плодах и приготовленных на их основе соках.
Таблица 1 – Содержание витаминов в плодах, овощах и соках на их основе, мг/100 г.
Витамины, мг/100 г |
С |
В1 |
В2 |
РР |
В6 |
Фолаты, мкг |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
Рекомендуемая норма потребления для детей 11-17 лет, мг/сут |
70-90 |
1,3-1,5 |
1,5-1,8 |
18-20 |
1,7-2,0 |
300-400 |
|
Продукты |
Апельсин |
60 |
0,04 |
0,03 |
0,20 |
0,06 |
– |
Сок апельсиновый |
40 |
0,04 |
0,02 |
0,20 |
– |
– |
|
Сок персиковый |
6 |
0,02 |
0,04 |
0,60 |
– |
– |
|
Томаты |
25 |
0,06 |
0,04 |
0,53 |
0,10 |
11,0 |
|
Сок томатный |
10 |
0,03 |
0,03 |
0,30 |
0,12 |
6,0 |
|
Яблоки |
15 |
0,03 |
0,02 |
0,30 |
0,08 |
2 |
|
Сок яблочный |
2 |
0,01 |
0,01 |
0,10 |
0,04 |
0,1 |
|
Виноград |
4 |
0,05 |
0,02 |
0,30 |
0,09 |
4 |
|
Сок виноградный |
2 |
0,02 |
0,04 |
0,10 |
0,09 |
0,5 |
|
Морковь |
5 |
0,06 |
0,07 |
1,00 |
0,13 |
– |
|
Сок морковный |
2 |
0,006 |
0,07 |
0,12 |
0,11 |
0,6 |
Анализ этих данных показывает, что хорошим источником витамина С может являться свежевыжатый апельсиновый сок, в одном стакане которого может содержаться до 80 мг аскорбиновой кислоты, что даже несколько превышает норму среднего суточного потребления этого витамина. Столь же высоко содержание витамина С в грейпфрутовом (40 мг в 100 мл), и несколько ниже в мандариновом (25 мг в 100 мл) соках, не представленных в этой таблице.
Содержание витамина С в томатном соке гораздо ниже – 10 мг в 100 мл и стакан такого сока доставляет лишь 30% рекомендуемой нормы этого витамина.
В яблочном, виноградном, морковном соках содержание аскорбиновой кислоты не превышает 2 мг в 100 мл и для получения хотя бы половины суточной нормы витамина С этими соками объем их потребления должен составлять 8 -10 стаканов в день, что, конечно, не реально.
Что касается витаминов В1, В2, В6 и фолиевой кислоты, то их содержание в 1 стакане практически любого сока не превышает 1 – 2% от средней суточной потребности.
Тем более не содержат каких-либо витаминов широко рекламируемые и, к сожалению, охотно и в больших количествах потребляемые детьми многочисленные газированные и негазированные напитки отечественного и зарубежного происхождения.
Как убедительно свидетельствует весь мировой и отечественный опыт, наиболее эффективным, физиологичным и экономически доступным способом кардинального улучшения обеспеченности детей микронутриентами является включение в их рацион специализированных пищевых продуктов, дополнительно обогащенных этими ценными пищевыми веществами до уровня, соответствующего физиологическим потребностям детского организма.
Особенно привлекательны в этом отношении продукты для быстрого (инстантного) приготовления, обогащенные витаминами и минеральными веществами напитки, кисели и другие сладкие блюда, пользующиеся заслуженной любовью у детей всех возрастов.
Эти продукты представляют собой сухие смеси с заданным витаминным и минеральным составом, что позволяет легко дозировать объем потребляемого продукта и количество получаемых с ним микронутриентов. К достоинствам подобных продуктов следует также отнести легкость их приготовления («только добавь воды»), удобство транспортировки на значительные расстояния, микробиологическую безопасность, длительные сроки хранения (до 1-2 лет) и высокую стабильность входящих в их состав витаминов.
К числу подобных продуктов относятся разработанные ведущими специалистами Института питания Российской Академии медицинских наук высокоэффективные и относительно недорогие быстрорастворимые напитки и кисели “Валетек” (старое название «Золотой шар»), обогащенные витаминами, каротином и рядом минеральных веществ.
Литература:
- Спиричев В.Б. Витамины, витаминоподобные и минеральные вещества. Справочник. М.: МЦФЭР, 2004; 240.
- Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н., Позняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами. Наука и технология, Новосибирск, 2005; 548.
- Конь И.Я., Тоболева М А, Дмитриева С.А. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста. Вопросы современной педиатрии 2002; 1: 62-6.
- Исаева В.А., Сокольников Э.А., Алексеева И.А. и др. Обеспеченность витаминами различных групп населения Свердловска. Вопросы питания 1992; 3: 65-70.
Спиричев В.Б., доктор биологических наук, институт питания РАМН, г. Москва.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012