Диагностика психологического здоровья дошкольников с целью реализации личностно-ориентированного подхода к его развитию и воспитанию
В последнее время в литературе предлагается достаточно много средств, направленных на психоэмоциональное развитие детей в ДОУ. Между тем специалисты испытывают трудности в диагностике и анализе психического здоровья дошкольников с целью планирования индивидуальной воспитательно – развивающей работы.
Предлагаемая нами разработка ориентирует психологов ДОУ на использование наиболее доступных, специально отобранных методов диагностики психического здоровья дошкольников. Сложившаяся структура диагностических параметров не подвергается изменениям. Эффективность обеспечивается обогащением и вариативностью содержательного наполнения основных параметров диагностики. Предлагаемый вариант носит рекомендательный характер, поэтому всегда необходим творческий подход к подбору диагностического материала.
В Концепции дошкольного воспитания особое место отводится решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей. Многие дошкольные учреждения активизировали работу в данном направлении. В практике работы отмечается поиск новых технологий здоровьесберегающей работы в ДОУ, внедряются различные оздоровительные программы для дошкольников. Между тем, проектирование условий воспитания и развития всегда начинается с анализа необходимой информации, средством которой становится диагностика. В подавляющем большинстве программ оздоровления детей в ДОУ мы встречаемся с отслеживанием индекса здоровья (врач ДОУ) и физического развития дошкольников (инструктор по физической культуре и воспитатель ДОУ). На наш взгляд, нет необходимости обсуждать такой важный вопрос как взаимосвязь психического и физического здоровья детей. Напомним лишь, что чем младше ребенок, тем более выражена эта взаимосвязь. Специалистами неоднократно подчеркивалось, что оптимизация развития психического здоровья будет позитивно складываться на физическом здоровье детей, а Дубровина И. В. ввела в научный лексикон термин «психологическое здоровье». Мы полагаем, что более адекватно говорить о психологии восприятия и о психическом здоровье. Например, в Письме министерства образования РФ (от 22.02.99 года, №220/11-12) чётко сказано: «По данным института возрастной физиологии РАО в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60 -70%»
С нашей точки зрения необходимо проводить комплексное обследование здоровья дошкольников. Работа по оздоровлению детей в ДОУ должна базироваться на многофакторном анализе. Диагностика психического здоровья является важнейшим этапом в реализации данного направления работы. Именно ее результаты определяют целесообразность и последовательность профессионально – педагогических действий развивающего характера на последующих этапах. Необходимо отметить, что сегодня нет готовых диагностик, позволяющих решить поставленную задачу. Это тем более осложняло нашу работу и подчеркивало ее актуальность и важность. Представлялось значимым определить из числа факторов развития такие, которые бы активизировали и инициировали внутренние потенции детской личности, содействуя эффективному решению обозначенной проблемы.
Нами выделено 7 диагностических параметров: наличие резерва сил для преодоления стрессовой ситуации; преобладание эмоционального фона; тревожность; самооценка; благополучие в семье и в детском саду; взаимоотношения в группе сверстников. Исходя из этих параметров, мы разработали вариант диагностики психического здоровья дошкольников, который можно использовать, начиная со средней группы детского сада. Он является достаточно компактным и включает следующие методики: методика «Лесенка» (Щур В.Г.), тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.), цветовой тест Люшера (вариант Ясюковой Л.А.), социометрическая игра «Секрет» (Репина Т.А.). Для получения полной информации о психическом здоровье ребенка и характере его личностно-социального развития мы использовали комплекс, состоящий из 46 методик различных авторов. Сложившаяся структура диагностических параметров не подвергалась изменениям. Эффективность разработки обеспечивалась обогащением и вариативностью содержательного наполнения основных параметров диагностики. Психолог ДОУ может самостоятельно осуществить выбор инструментария, в рамках заданных параметров, исходя из возрастных особенностей детей; целей, задач и вида диагностики; принципов сочетаемости и дополняемости; уровня профессиональной компетенции; временных и энергетических затрат.
В исследовании приняли участие 672 дошкольника в возрасте 4-7 лет, посещающих детские сады г. Ярославля. К работе были привлечены старшие воспитатели, врачи, инструктора по физической культуре и воспитатели детских садов. По результатам мониторинга по сохранению и укреплению психологического здоровья выявлены особенности деятельности дошкольного учреждения и спланирована дальнейшая работа.
Литература:
- Апанасенко Г.А. Охрана здоровья: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993
- Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с.
- Вавилова В.П., Перевощикова Н.К., Современные технологии в программе реабилитации и адаптации детей дошкольного образовательного учреждения, Департамент образования Администрации Кемеровской области, Кемерово, 2001г.
- Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
- Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М.: педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
- Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.
Малахова С.Ю., Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи городской центр психолого-медико-социального сопровождения, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012