Опыт применения современных технологий физического воспитания по системе С.М. Бубновского
Патология костно-мышечный системы у детей и подростков относится к наиболее распространенным нарушениям здоровья среди учащихся общеобразовательных учреждений. Частота встречаемости этой патологии колеблется в пределах 7,4—54 процентов причем в процессе обучения распространенность нарушений осанки среди учащихся возрастает в 3,5—4 раза1. Сравнительный анализ данных профилактических осмотров в течение 10 лет показывает увеличение распространенности сколиозов среди учащихся 1 классов втрое (с 7,4 процента до 22,7 процента); среди школьников 4—5 классов в — 2,4 раза (с 14,1 процента до 34,6 процента); среди 15-летних учащихся — в 1,7 раза (с 32 процентов до 54,4 процента); среди старшеклассников 11 классов — в 1,4 раза (с 32,3 процента до 45,45 процента). Ухудшение здоровья детей и подростков приводит к таким негативным социальным последствиям, как снижение качества образования, неготовность к службе в армии, ограничение профессиональной пригодности, нарушение репродуктивных функций, снижение рождаемости и в итоге — ухудшение развития народонаселения.
Благодаря внедрению и адаптации программы профессора, доктора медицинских наук С.М. Бубновского в школьную практику с 2005 года по настоящее время появилась возможность повысить эффективность решения оздоровительных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья и профилактику развития костно-мышечной патологии с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Содержание программы включает силовой, стретчинговый и аэробный компоненты; данный кумулятивный эффект способствует поддержанию нормального морфофункционального состояния костно-мышечной системы на протяжении всего периода обучения в общеобразовательном учреждении. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков — это серьезная врачебно-педагогическая задача, решаемая включением в общеобразовательный процесс современной технологии физического воспитания по системе профессора С.М. Бубновского. Реализация программы проводится поэтапно:
1 этап — миофасциальное тестирование в начале и конце учебного года с внесением данных в индивидуальные дневники самоконтроля;
2 этап — обучение правильной технике выполнения упражнений (движение — дыхание — дозирование нагрузки) на узколокальных и многофункциональных тренажерах, в том числе на авторском тренажере С.М. Бубновского (патент № 23052);
3 этап — мониторирование данных для оценки эффективности реализуемой программы в течение учебного года.
Результативность программы по итогам 2005—2010 годов представлена на диаграмме.
График. Динамика развития костно-мышечной патологии за 2005-2010 г.г.
Наблюдения показывают, что в экспериментальных группах снижаются признаки миофасциальной патологии и улучшаются силовые и аэробные показатели физической подготовки в отличие от контрольных групп, занимающихся по общепринятой программе физического воспитания, где данные показатели неуклонно ухудшаются. В экспериментальных группах, занимающихся физическим воспитанием по системе С.М. Бубновского, отмечена четкая тенденция к снижению количества не только костно-мышечных патологий (нарушение осанки, плоскостопие, ювенильный остеохондроз, дефицит массы тела и другое), но и таких заболеваний, как бронхиальная астма, ожирение, дефицит массы тела, вегетососудистая дистония, сахарный диабет II типа и других.
Программа включает упражнения силового, аэробного и стретчингового компонентов, что создает кумулятивный эффект для профилактики развития костно-мышечной патологии учащихся. Результативность программы отражается в индивидуальных дневниках “Познай себя и совершенствуй”, в которых также указываются индивидуальные возрастно-половые, антропометрические и миофасциальные данные. В качестве оценки силовых показателей верхнего этажа тела использовались такие тесты, как “Отжимания”, “Жим вперед (тренажер № 10)” и “Пулл-овер”, среднего этажа тела — “Верхняя тяга” (№ 5) и “Пресс” (№ 2), нижнего этажа тела — “Приседания”, “Разгибание бедра” (№ 19) и “Сгибание бедра”(№ 20). В оценке стретчинговых (миофасциальных) показателей применялись тесты “Наклон к прямым ногам” и “Бицепс бедра”, аэробные показатели оценивались по динамике функциональных проб (восстановление ЧСС после нагрузки).
Результаты миофасциальных тестирований показали, что в экспериментальной группе физического воспитания по системе С.М. Бубновского значительно превалирует положительная динамика соматических показателей здоровья учащихся над данными контрольной группы, занимающихся по общепринятой программе.
Показатели |
Экспериментальная группа |
||||||
отрицательная динамика |
положительная динамика |
без динамики |
всего (чел.) |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Силовые показатели |
60 |
14 |
267 |
62 |
103 |
24 |
430 |
Миофасциальные показатели |
35 |
8 |
318 |
74 |
77 |
18 |
|
Аэробные показатели |
43 |
10 |
232 |
54 |
155 |
36 |
|
|
Контрольная группа |
||||||
отрицательная динамика |
положительная динамика |
без динамики |
всего (чел.) |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Силовые показатели |
95 |
38 |
120 |
48 |
35 |
14 |
250 |
Миофасциальные показатели |
163 |
65 |
62 |
25 |
25 |
10 |
|
Аэробные показатели |
85 |
34 |
105 |
42 |
60 |
24 |
Основным достоинством данной программы является возможность выполнять упражнения без вертикальной нагрузки на позвоночник и суставы (антигравитационный компонент) и при отсутствии внутрисуставного трения (декомпрессионный компонент). Подростку прививаются необходимые двигательные навыки, умение чувствовать свое тело. При этом происходит общее укрепление организма и физическое развитие ребенка.
На протяжении периода обучения учащиеся знакомятся с правилами техники безопасности при выполнении упражнений на тренажерах, значением разминки, комплекса утренней гимнастики и закаливания. Задача преподавателя — научить занимающегося самостоятельно выполнять упражнения на тренажерах узколокального и многофункционального типа, подбирать индивидуальную нагрузку и осуществлять самоконтроль. Учащиеся овладевают навыками диафрагмального дыхания, правильного движения при выполнении упражнений с отягощениями и без и способами психологической концентрации при мышечном напряжении и расслаблении.
Совместная работа преподавателей физического воспитания и специалистов по кинезитерапии позволит значительно улучшить состояние здоровья и благополучие подрастающего поколения.
1 Доклад Минздрава России о состоянии здоровья по данным Всероссийской диспансеризации 2002 г. М., 2003.
А.Г. Румянцев,
профессор, доктор медицинских наук, главный педиатр г. Москвы;
профессор, доктор медицинских наук, автор программы;
Л.С. Бубновская, аспирант кафедры педиатрии РГМУ