Опыт применения современных технологий физического воспитания по системе С.М. Бубновского
Патология костно-мышечный системы у детей и подростков относится к наиболее распространенным нарушениям здоровья среди учащихся общеобразовательных учреждений. Частота встречаемости этой патологии колеблется в пределах 7,4—54 процентов причем в процессе обучения распространенность нарушений осанки среди учащихся возрастает в 3,5—4 раза1. Сравнительный анализ данных профилактических осмотров в течение 10 лет показывает увеличение распространенности сколиозов среди учащихся 1 классов втрое (с 7,4 процента до 22,7 процента); среди школьников 4—5 классов в — 2,4 раза (с 14,1 процента до 34,6 процента); среди 15-летних учащихся — в 1,7 раза (с 32 процентов до 54,4 процента); среди старшеклассников 11 классов — в 1,4 раза (с 32,3 процента до 45,45 процента). Ухудшение здоровья детей и подростков приводит к таким негативным социальным последствиям, как снижение качества образования, неготовность к службе в армии, ограничение профессиональной пригодности, нарушение репродуктивных функций, снижение рождаемости и в итоге — ухудшение развития народонаселения.
Благодаря внедрению и адаптации программы профессора, доктора медицинских наук С.М. Бубновского в школьную практику с 2005 года по настоящее время появилась возможность повысить эффективность решения оздоровительных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья и профилактику развития костно-мышечной патологии с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Содержание программы включает силовой, стретчинговый и аэробный компоненты; данный кумулятивный эффект способствует поддержанию нормального морфофункционального состояния костно-мышечной системы на протяжении всего периода обучения в общеобразовательном учреждении. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков — это серьезная врачебно-педагогическая задача, решаемая включением в общеобразовательный процесс современной технологии физического воспитания по системе профессора С.М. Бубновского. Реализация программы проводится поэтапно:
1 этап — миофасциальное тестирование в начале и конце учебного года с внесением данных в индивидуальные дневники самоконтроля;
2 этап — обучение правильной технике выполнения упражнений (движение — дыхание — дозирование нагрузки) на узколокальных и многофункциональных тренажерах, в том числе на авторском тренажере С.М. Бубновского (патент № 23052);
3 этап — мониторирование данных для оценки эффективности реализуемой программы в течение учебного года.
Результативность программы по итогам 2005—2010 годов представлена на диаграмме.
График. Динамика развития костно-мышечной патологии за 2005-2010 г.г.
Наблюдения показывают, что в экспериментальных группах снижаются признаки миофасциальной патологии и улучшаются силовые и аэробные показатели физической подготовки в отличие от контрольных групп, занимающихся по общепринятой программе физического воспитания, где данные показатели неуклонно ухудшаются. В экспериментальных группах, занимающихся физическим воспитанием по системе С.М. Бубновского, отмечена четкая тенденция к снижению количества не только костно-мышечных патологий (нарушение осанки, плоскостопие, ювенильный остеохондроз, дефицит массы тела и другое), но и таких заболеваний, как бронхиальная астма, ожирение, дефицит массы тела, вегетососудистая дистония, сахарный диабет II типа и других.
Программа включает упражнения силового, аэробного и стретчингового компонентов, что создает кумулятивный эффект для профилактики развития костно-мышечной патологии учащихся. Результативность программы отражается в индивидуальных дневниках “Познай себя и совершенствуй”, в которых также указываются индивидуальные возрастно-половые, антропометрические и миофасциальные данные. В качестве оценки силовых показателей верхнего этажа тела использовались такие тесты, как “Отжимания”, “Жим вперед (тренажер № 10)” и “Пулл-овер”, среднего этажа тела — “Верхняя тяга” (№ 5) и “Пресс” (№ 2), нижнего этажа тела — “Приседания”, “Разгибание бедра” (№ 19) и “Сгибание бедра”(№ 20). В оценке стретчинговых (миофасциальных) показателей применялись тесты “Наклон к прямым ногам” и “Бицепс бедра”, аэробные показатели оценивались по динамике функциональных проб (восстановление ЧСС после нагрузки).
Результаты миофасциальных тестирований показали, что в экспериментальной группе физического воспитания по системе С.М. Бубновского значительно превалирует положительная динамика соматических показателей здоровья учащихся над данными контрольной группы, занимающихся по общепринятой программе.
Динамика соматических показателей здоровья учащихся 2009—2010 годах
Показатели |
Экспериментальная группа |
||||||
отрицательная динамика |
положительная динамика |
без динамики |
всего (чел.) |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Силовые показатели |
60 |
14 |
267 |
62 |
103 |
24 |
430 |
Миофасциальные показатели |
35 |
8 |
318 |
74 |
77 |
18 |
|
Аэробные показатели |
43 |
10 |
232 |
54 |
155 |
36 |
|
|
Контрольная группа |
||||||
отрицательная динамика |
положительная динамика |
без динамики |
всего (чел.) |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Силовые показатели |
95 |
38 |
120 |
48 |
35 |
14 |
250 |
Миофасциальные показатели |
163 |
65 |
62 |
25 |
25 |
10 |
|
Аэробные показатели |
85 |
34 |
105 |
42 |
60 |
24 |
Основным достоинством данной программы является возможность выполнять упражнения без вертикальной нагрузки на позвоночник и суставы (антигравитационный компонент) и при отсутствии внутрисуставного трения (декомпрессионный компонент). Подростку прививаются необходимые двигательные навыки, умение чувствовать свое тело. При этом происходит общее укрепление организма и физическое развитие ребенка.
На протяжении периода обучения учащиеся знакомятся с правилами техники безопасности при выполнении упражнений на тренажерах, значением разминки, комплекса утренней гимнастики и закаливания. Задача преподавателя — научить занимающегося самостоятельно выполнять упражнения на тренажерах узколокального и многофункционального типа, подбирать индивидуальную нагрузку и осуществлять самоконтроль. Учащиеся овладевают навыками диафрагмального дыхания, правильного движения при выполнении упражнений с отягощениями и без и способами психологической концентрации при мышечном напряжении и расслаблении.
Совместная работа преподавателей физического воспитания и специалистов по кинезитерапии позволит значительно улучшить состояние здоровья и благополучие подрастающего поколения.
1 Доклад Минздрава России о состоянии здоровья по данным Всероссийской диспансеризации 2002 г. М., 2003.
А.Г. Румянцев,
профессор, доктор медицинских наук, главный педиатр г. Москвы;
профессор, доктор медицинских наук, автор программы;
Л.С. Бубновская, аспирант кафедры педиатрии РГМУ