От худого семени не жди доброго племени
Есть ли у России будущее?
С будущим у России, мягко говоря, проблемы. Наше грядущее нынче шагает с бутылкой пива в руках или лежит в роддоме на искусственном вскармливании. Фактически мы не сегодня, так завтра подойдем к черте, за которой оставшееся число дееспособных граждан не сможет обеспечить армию и прокормить больных и немощных. И дело тут даже не в экстремальных случаях, которые вот-вот станут “нормой жизни”, — тревожная статистика роста молодых наркоманов, алкоголиков, больных СПИДом и т. п. известна. Речь идет о самом обыденном: к окончанию школы 50 процентов подростков имеют ограничения даже в выборе профессии по состоянию здоровья. “Школьное детство счастливое” становится ахиллесовой пятой национальной безопасности России.
Большинство экспертов утверждают: больное поколение — результат социально-экономического неустройства России и нарушенной экологической среды. Да, бедных у нас сегодня много, а мазутные реки встречаются теперь чаще молочных. Но ни органы здравоохранения, ни органы образования так и не вникли в первопричины, глубинные истоки эпидемии массового нездоровья учащихся. Чем объяснить феномен, когда жизнеспособность у детей из блокадного Ленинграда была выше, чем у сегодняшних младенцев?
Фундаментальной наукой доказано: десять основных форм хронической патологии, которые определяют нынешнюю сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало именно в школе. В структуре детской заболеваемости на первом месте болезни костно-мышечной системы, на втором — органов пищеварения, затем болезни эндокринной системы, психической сферы.
У детей до 14 лет преобладают болезни органов пищеварения, а у подростков с 15 до 18 лет — недуги костно-мышечной системы и психической сферы. К типичным школьным патологиям — нарушению осанки, близорукости, искривлению позвоночника — добавляются считавшиеся прежде старческими заболевания — гипертония, атеросклероз, стенокардия, неврозы, психические расстройства и т. д. Идет обвальное разрушение телесной детородной конституции.
Большинство осуществленных во второй половине ХХ века “образовательных новаций” внедрялось без элементарного научного обоснования и санитарно-гигиенической экспертизы. Внедрялось административно, принудительно. В результате большая часть “школьных реформ” оказалась чуждой природе ребенка. Перечислим некоторые из таких нововведений, дошедших до настоящего времени:
— игнорирование в учебном процессе творческого, эмоционально-смыслового правого полушария и преимущественная опора на информационно-программируемое левое полушарие (строительство отечественной школы на вербальной основе);
— исключение из базового учебного плана полноценного художественного, музыкального, трудового, патриотического воспитания и рукотворчества;
— внедрение бесполой дидактики, мы обучаем мальчиков в одних классах с более старшими по генетическому и духовному возрасту девочками, в итоге заглушаем развитие свойственных полу (прежде всего мальчиков) воображения, эмоций, фантазий, смыслов;
— строительство учебного процесса в начальной школе на основе скорописи с помощью шариковой ручки и внедрение для детей стандартов чтения под секундомеры вне оценки индивидуальных ритмов осмысления прочитанного;
— замена ростомерной мебели на одномерную, замена оптимальной для зрительного восприятия наклонной поверхности рабочих парт на искажающую перспективу букв горизонтальную поверхность столов;
— замена оптимального электролампового освещения на негативное для мозга мелькающее люминесцентное;
— постоянно возрастающая информационная интенсификация учебного процесса.
В итоге, как признало Минобразования в своем официальном письме № 220/11-12 (от 22.02.99), спустя только один учебный год у 60—70 процентов детей выявляются признаки психических нарушений! А впереди еще 10 лет такой умопомрачительной дидактики!
В России — при сверхвысокой смертности и низкой рождаемости — сегодня сложилась тяжелейшая демографическая ситуация. Даже в годы Великой Отечественной войны рождаемость была выше, чем сейчас. Происходит депопуляция, то есть вымирание, русского и других народов России. И это связано не только со сложившимися социальными и экономическими условиями. В обществе исчезает главная доминанта — нацеленность на ребенка и семью. Очень большую роль имеет социальное научение, которое осуществляют многие “сексопатологические” СМИ. Но главная наша беда в том, что у подавляющего большинства выпускников школ нынешняя система строительства учебно-воспитательного процесса разрушает детородную конституцию. Директор НИИ детской гематологии Минздрава России, членкор РАМН, главный педиатр Москвы Александр Румянцев на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных детскому здоровью, заявил буквально следующее: если мы к сегодняшним девушкам подойдем с мерками молодежи послевоенного поколения, то с этой точки зрения ни одной выпускницы школы с нормальной детородной конституцией сегодня нет. “Кого же они будут рожать?!” — вопрошает А. Румянцев.
Мы провели исследования качества телесной, и прежде всего детородной, конституции у молодых людей (девятиклассников), проживающих в подмосковных городах. Почти у всех старшеклассников — узкогрудость, плоскостопие, отклонения в развитии таза, нарушение осанки, снижение функций выносливости сердечно-сосудистой системы. Это — обычная молодежь из обычной школы. Физическое развитие этих юношей практически уже несовместимо со здоровым деторождением.
Полученные данные объясняют те факты, которые озвучил в конце 90-х годов директор Научного центра здоровья детей РАМН академик Александр Баранов: из каждой 1000 новорожденных, появившейся на свет в крупных индустриальных городах России, у 800—900 выявляются те или иные дефекты и аномалии развития.
К сожалению, семья, школа, современные СМИ так воспитали молодых людей, что они убеждены: Господь Бог дал им разум во имя единственной цели — для все большего совершенствования способов удовлетворения потребностей и получения удовольствий и наслаждений. Благодаря “средствам массового растления” “героями” молодежи уже давно стали секс-звезды. Но еще ни одна культура, ни одна цивилизация, ни один народ не выживали после погружения их в сексуальные свободы. И сегодня в России, по существу, почти сложился глобальный механизм самоликвидации. С одной стороны, у нас уже выросли целые поколения со слабой волей и силой духа. С другой — мы запустили всепоглощающую машину соблазнов. С третьей — здоровьеразрушающий процесс обучения в государственной школе. В результате мы имеем то, что имеем. А Россия тем временем стремительно вымирает. По последним данным Росстата, за последние 4 месяца этого года число умерших выросло в 50 субъектах и в целом превысило прошлогодний показатель на 6 тысяч. За январь—апрель умерлo почти 797 тысяч жителей России, а родилось только 477,5 тысячи. Куда идем?!
Наш последний реальный шанс сохранить себя как нацию состоит в том, чтобы отмобилизовать все силы общества и власти на пресечение корневых механизмов развития заболеваемости и сверхсмертности. Мы должны переориентировать систему образования и здравоохранения на подлинное воспитание и воспроизводство народа.
Ясно одно: столь масштабные катастрофы сами по себе уже нас не оставят. Только возведение матери с ребенком на груди в высшие этические и политические ценности общества, в культ государства, только всеобщая нацеленность на воспитание здоровых, мужественных, сильных духом юношей и целомудренных невест — наш последний шанс для продолжения духовной истории народа.
Комментарий
Анатолий КОРОБЕЙНИКОВ, член Совета Федерации от Правительства Ставропольского края, член Комитета по культуре, образованию и науке Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), доктор философских наук
Проблема соотношения учебных методик и состояния здоровья учащихся актуальна во всем мире. В Парламентской ассамблее Совета Европы нам предстоит сделать доклад “Европейское образование в целях гармоничного развития учащихся”. Благополучный Старый Свет, где, казалось бы, есть все условия для здорового развития детей, весьма озабочен данной проблемой.
В чем, как нам представляется, главная беда современной российской школы? Сегодня для оценки ситуации в образовательных учреждениях страны основными критериями являются количество учащихся, овладевающих программой, и уровень правонарушений, состояние так называемой дисциплины. Но все мы знаем, как ставятся оценки и скрываются проступки. Без постоянного отслеживания физического, психического, нравственного развития ребенка нельзя принять правильное управленческое решение. И мы всегда будем пребывать в том состоянии, когда под десятки новых программ выделяются огромные средства, а положение со здоровьем детей все хуже.
Поэтому в качестве первого шага, чтобы руководители образовательных учреждений и системы образования всех уровней начали работать “не вслепую”, а ясно представляя результаты своей деятельности, совместно с Председателем Совета Федерации С. Мироновым мы разработали законопроект “О внесении дополнений в статью 51 Федерального закона “Об образовании”. Он внесен в план осенней сессии Государственной Думы.
Этим мы хотим добиться, чтобы в детских садах и школах при содействии органов управления образования и здравоохранения и с участием учреждений здравоохранения осуществлялся регулярный медико-педагогический мониторинг физических, психических и нравственных параметров каждого ребенка, своевременно оценивались школьные формы патологии, затрагивающие осанку, болезни костно-мышечной системы, зрение, нервно-психическую сферу, органы дыхания и пищеварения. А затем следует сравнить данные в школе между одновозрастными классами, потом — в муниципальном образовании между школами и, наконец, в регионах — между муниципальными образованиями, в стране — между регионами. Таким образом мы получим реальную картину, кто работает лучше, а кто хуже и почему. И только после этого нужно принимать взвешенные решения по исправлению ситуации.
Законопроектом не предусматривается глубокая диспансеризация детей. Речь идет о замерах тех систем организма ребенка, которые подвержены негативному влиянию школы. Такой мониторинг под силу школьным психолого-педагогическим работникам, врачам и даже медсестрам.
Еще раз подчеркну: новейшие исследования показали, что в основе плохого самочувствия и даже нездоровья школьников лежат не столько медицинские, сколько педагогические причины. К сожалению, осознания опасности нарастания школьных форм патологии в современном обществе не происходит. Ни учителя, ни медики, ни родители, ни политики не оценивают все последствия того, что, казалось бы, элементарные утомления, головные боли, страх перед школой, отсутствие интереса ребенка к тому, как и чему в школе учат, вырастают в трагедию нации. Вырастают как бы исподволь.
Есть ли выход из создавшейся ситуации? Безусловно. Во многих странах, и в нашей тоже, есть педагогические технологии, которые убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства, только педагогическими средствами можно противостоять школьным формам патологии. С. Миронов посетил московскую школу-лабораторию № 760 им. Героя Советского Союза А. Маресьева. Директор — заслуженный педагог РФ, кандидат педагогических наук В. Гармаш. Здесь на протяжении 15 лет в начальной школе применяются отдельные технологии профессора В. Базарного. Выпускной класс 2004 года (юноши): рост 180—194 см; коэффициент показателя грудо-плечевого теста больше 1 (то есть осанка очень хорошая); острота зрения больше 100 процентов (по таблице Новикова), у более половины парней доходит до 200 процентов (!); степень реакции на внешний раздражитель в 2,5 раза выше средних показателей. Перед началом внедрения технологий нарушения осанки наблюдались у 95 процентов учащихся. В целом по школе в 1995—1996 годах было уже 8 процентов учеников с нарушением осанки, на настоящий момент — 2,2 процента (всего 15 человек на 700).
Удивительный результат? Чудо? Но гигиеническая программа, разработанная учеными Красноярского края под руководством В. Базарного, утверждена еще в 1989 году в качестве методических рекомендаций “Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах”. Данные методические рекомендации были приняты Минздравом России (по согласованию с Минобразования) после десятилетней широкой апробации практически во всех республиках СССР и скрупулезной экспертизы результатов со стороны ведущих отечественных научных центров — Горьковского и Ивановского НИИ педиатрии, материнства и детства. Результат — только положительный. Спрашивается: почему она у нас не в массовой школе? Хотя там уже пытались внедрять и “половое воспитание”, и валеологию, и компьютеры, и т. п. А здоровье детей тем временем ухудшается обвально!
Конечно, у нас есть педагоги и управленцы-энтузиасты. Низкий им поклон! Так, в 103-м лицее “Гармония” г. Железногорска
(Красноярск-26), где директор — заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Е. Дубровская, на протяжении 15 лет применяются раздельно-параллельное обучение и работа в режиме телесной вертикали (конторки, движущийся дидактический материал, разного рода офтальмотренажеры). Уже есть четыре выпуска учащихся (2001—2004). Почти все юноши годны к службе в армии, из них 25—35 процентов — медалисты. Для сравнения: согласно данным главного педиатра Краснодарского края Л. Соболевой, в традиционном казачьем курортном крае только 10 процентов юношей годны к службе в армии.
Примеры, как отрицательные, так и положительные
(в России свыше тысячи детских садов и школ используют в своей работе отдельные элементы системы доктора Базарного), можно множить и дальше. Вопрос в другом: когда у нас “школьный воз” сдвинется с места? Когда мы перестанем калечить своих детей и наконец-то поставим перед школой четкий социальный заказ: воспитание зрелой, здоровой, нравственной личности, способной продолжить свой род и принести пользу и благо своему Отечеству? Сегодня все ощущают, что с детьми у нас дело обстоит неважно и что надо бы что-то делать. Почему же не делается? Проблема межведомственная, и она требует межведомственного мышления и межведомственного подхода к решению. В Европе нас понимают. Поймут ли в России?
В заключение хочу сказать, что пропаганда природосообразного образа жизни, просветительская работа среди родителей — актуальная задача, решением которой должны заниматься первые лица государства. В 2006 году Россия председательствует в “большой восьмерке”. Если тема образования (весьма актуальная в современном мире) будет рассматриваться в связи со здоровьем детей, это может стать настоящим цивилизованным прорывом.