Здоровье учащихся -главная проблема современного образования
В 70-е годы в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР при поддержке директора института члена-корреспондента АМН СССР К. Орехова группой исследователей под руководством д.м.н. Владимира Базарного была создана научная школа теории сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения. Данное научное направление стало фундаментом для реорганизации эргономической основы отечественной системы образования.
Впервые в мировой науке было убедительно доказано, что современный учебный процесс ведет к угнетению активности детей и подростков на генетическом и клеточном уровне, деформации развития позвоночника, деградации психомоторной и психической сфер, истощению эндокринной и других систем, обеспечивающих полноценное развитие и здоровье.
В XIX веке страны Европы перешли ко всеобщему обязательному начальному образованию. Спустя несколько десятилетий животрепещущей социальной проблемой народов стала проблема угасающей жизнеспособности (здоровья) школьников. В связи с массовым внедрением традиционного вербально-обездвиженного метода обучения детей специалисты сразу же подметили факт преждевременного старения молодых людей на фоне формирования у них «школьных болезней». Уже в 90-е годы прошедшего века в России из 1 млн рождающихся детей почти 700 тыс. имели отягощенное состояние здоровья.
Здоровье – важнейший параметр в шкале человеческих ценностей. Это культурно-историческое, цивилизационное, а не узкомедицинское понятие. Поэтому в создавшихся ныне условиях речь должна вестись не о каких-то отдельных организационно-технологических улучшениях в школьном деле типа компьютеризации, улучшения питания, медобслуживания, а о возврате к живому ребенку через коренной поворот педагогического процесса в сторону его природосообразности.
Если на протяжении XIX века обновление знаний происходило каждые 30 лет, то сегодня только за один год обновляется 15% знаний. Еще вчерашняя формула «Образование на всю жизнь» незаметно превратилась в формулу «Образование – с рождения и через всю жизнь». Где взять ребенку, да и взрослому, силы и здоровье для такого образования? В России провели опыт в нескольких школах. Каждого учителя попросили выучить то, что современная школа задает старшеклассникам на дом за неделю. Ни один учитель не смог справиться на «отлично»!
Отсутствие целостного представления о педагогике здоровья, слабое внедрение природосообразных педагогических методик, имеющих официальное санитарно-эпидемиологическое заключение, неразвитость здоровьесберегающей школьной инфраструктуры увеличивает число школьных факторов риска (их уже около 30).
В результате современная школа действительно «убивает» комплексное здоровье детей:
– в физическом плане – из-за растущей обездвиженности ученика;
– в психическом плане – из-за стрессового характера обучения;
– в нравственном плане – из-за умаления роли предметов художественно-эстетического цикла;
– в интеллектуальном плане – из-за злоупотребления виртуальными средствами, формализации через тестовые методы обучения и контроля знаний.
За 33 года исследований установлено, что только при использовании конторки и режима «динамических поз» в школе и дома:
– жизнестойкость организма ребенка увеличивается в 2-3 раза;
– плотность двигательной активности на уроке возрастает в 5-8 раз;
– проявления нервно-психических срывов, различных форм агрессии у детей уменьшается в 5-6 раз;
– в 2-4 раза снижается заболеваемость учащихся и болезни костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, репродуктивной системы, желудочно-кишечного тракта, нервно-психической сферы и других систем ребенка;
– в классах, работающих в традиционном режиме за партой, более 60% учащихся поддаются гипнозу, что практически не отмечается у детей и подростков, занимающихся за конторками. Таких детей трудно подчинять чужой воле. У них нет психозависимости.
Как следствие этого, большинству детей в современной школе неинтересно. Они хронически утомлены, у многих прогрессируют патологии.
Благодаря исследованиям НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН стало ясно, что истоки массового нездоровья молодых поколений народов, в т.ч. первично-профилактические и здравоукрепляющие подходы, надо искать не в поликлиниках и больницах, а в пространстве образовательных учреждений.
Стало понятно, что для спасения последующих поколений учащихся от обвального нездоровья, порождаемого сегодняшним образом школьной жизни, необходима разработка не столько индивидуальнокоррекционных педагогических приемов, сколько популяционно-ориентированных здоровьеразвивающих технологий, восстанавливающих тот фундамент, на котором тысячелетиями взрастала и держалась природная физическая и психомоторная конституция человека.
Наряду с организационными вопросами программа включает сообразные природе ребенка технологии и технические средства дидактики, которые имеют положительные заключения ведущих научных центров РАН и РАМН, а в 1989 году утверждены Минздравом России. Данные технологии и технические средства являются единственными в стране, которые получили санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотреб-нодзора (от 2001 года№ 77. 99.95.3.Т.000674.07.01), как того требует Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме «динамических поз», предложенные более 30 лет назад, наконец-то включены в недавно утвержденные СанПиНы 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приоритет в изучении и раскрытии феномена «старения молодежи» и возникновения у них «болезней старчества» принадлежит НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН. В частности, речь идет о механизме выработки и поддержания в учебном процессе статических психомоторных напряжений (стрессов -по Г. Селье) на фоне поддержания устойчивого костно-обездвиженного динамического стереотипа. Именно это, как эксперт по моему докладу (2006 г.) на Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), отмечал профессор В.Ф. Базарный на Комитете по культуре, науке и образованию ПАСЕ.
Применение здоровьеразвивающих методик, наряду с переносом центра тяжести работы по первичной диагностике и коррекции наиболее распространенных заболеваний подрастающих поколений из системы здравоохранения в системы образования и дошкольного воспитания, введение динамического контроля за здоровьем учащихся для индивидуализации образовательного процесса и ранней коррекции отклонений, позволяет и учителям, и медикам, и родителям направлять свою деятельность не только на подбор мер ограничения по состоянию здоровья ребенка в школьном обучении, а, прежде всего, на его интеграцию в образовательный процесс с более полным учетом его индивидуальных сил и возможностей. Надо больше делать, чем сегодня, для сближения лиц, работающих на поприще педагогики и медицины. Пришло время теснейшим образом соединить сферы образования и здравоохранения.
Демографическая западня, в которую попали европейцы и с ними Россия, заставляет серьезно задуматься о жизнеспособности европейской цивилизации. Сегодня в 17 европейских странах смертность превышает рождаемость, из 20 наций с наименьшим уровнем рождаемости 18 – европейские. В 1960 году люди европейской расы составляли четверть мирового населения, в 2000 году – одну шестую, к 2050 году – одну десятую. Без образованных, а главное – здоровых людей, у России и европейского континента нет будущего.
НАША СПРАВКА. Владимир Базарный (род. 4 мая 1942 г.) -ученый, врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Академии творческой педагогики, почетный профессор и член Международной академии общественных наук, почетный работник общего образования Российской Федерации, член Высшего координационного совета ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей» и Центрального совета общероссийского движения «Образование – для всех». Разработчик нового направления в науке и практике – здоровьеразвивающей педагогики.
Окончил Красноярский государственный медицинский институт по специальности врач-офтальмолог. Сделал более 6 тысяч операций. Хирург высшей квалификации. В 1977-1991 годах руководил единственной в стране лабораторией сенсорных систем (органов чувств) в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР. С 1991 года по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (Сергиев Посад). В настоящее время является научным руководителем программ Российского союза за здоровое развитие детей.
В.Ф. Базарный автор 11 книг, монографий и более 100 научных и публицистических статей.
Анатолий Коробейников, председатель Российского союза за здоровое развитие детей, почетный член Парламентской ассамблеи Совета Европы, доктор философских наук.