На вопросы родителей отвечает профессор Базарный №3
В прошлом номере профессор Базарный отвечал на вопрос жительницы Сергиева Посада Анны, связанный с проблемами задержки моторного развития ее ребёнка.
Сегодня в продолжение темы несколько слов о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (или без неё). Раньше название этого синдрома более точно отражало его сущность — малые мозговые дисфункции (ММД). Авторитетными научными исследованиями доказано, что мы имеем дело с недоразвитием волевых лобных отделов мозга, а также последствиями родовых травм, поразивших эпидемией рожениц, в связи с узким тазом у современных молодых женщин. Всё это отягощено тем, что современные дети, как правило, не вскормлены материнской грудью, не доползали, не добегали, а в целом “недолюблены”.
О причинах недоразвития лобных отделов мозга. Ещё в 1963 году отечественным нейрофизиологом проф. О. В. Богдановым было сделано чрезвычайно важное открытие: в условиях гиподинамии нейроны мозга не только останавливаются в развитии, но и подвергаются деградации и распаду. В школе, а теперь и в детских дошкольных образовательных учреждениях гиподинамия как устойчивый динамический стереотип оформляется за счёт проведения занятий в режиме ‘педагогической усидчивости”. Кроме этого, в нынешнее время “засиженность” детей возросла в связи с компьютерами. Что делать?
Главный научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН, психоневролог, психотерапевт, психиатр по раннему детскому возрасту профессор Галина Вячеславовна Козловская показала: при систематических занятиях за предложенной нами ещё в 70-е годы XX столетия специальной мебелью (конторками), поддерживающей тело развивающегося ребёнка в вертикальном положении, постепенно синдром дефицита внимания с гиперактивностью исчезает.
На это же указывает и почти 20-летний опыт школы №11 Сер-гиева Посада (учитель Бахарева Т. В. , директор — Варенова В. Н.). Не говоря уже о тысячах подобных образовательных учреждений по всей России и странах ближнего зарубежья. Кроме этого, для таких детей мы рекомендуем:
• Систематические ‘сеансы” качания на русских качелях.
• Увеличить подвижные эмоциональные игры вне помещения.
• Рукотворная работа на даче, в мастерской совместно со взрослыми.
• Развивать мелкую моторику и тонкую зрительно-ручную координацию с помощью рисования, лепки, конструирования. Занятия должны проводиться в положении стоя за конторками.
• Формирование графических способностей руки на основе разработанных нами образных прописей.
• Обучение чтению по нашей методике, утверждённой Минздравом РФ, а также Роспотребнадзором РФ. Основное требование при любых занятиях: никогда нельзя говорить ребёнку: “Ты должен”, Так надо’! Везде игровая форма, одухотворение и интерес.
Но здесь мы должны признать главное: в одиночку всё это освоить практически невозможно. Здесь два пути. Первый -объединяться с себе подобными и организовывать учёбу самостоятельно. Но это не лучший выход. Я за второй путь. Это когда профессионалы учителя во главе с директором образовательного учреждения на научно-правовой основе приступят, наконец, к реализации ст. 41 Федерального закона об образовании, которая требует ‘организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся…”, а также к реализации указа президента В. В. Путина № 761, в котором потребовано “распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий ‘школа здоровья” на все образовательные учреждения…”.
Замечу: такой здоровьесберегающей программой, утверждённой Роспотребнадзором РФ, как раз и является наша программа.
Проблема здесь ещё и в том, что учителей готовили работать с абстрактно здоровыми детьми, которых в природе давно уже нет. Следовательно, нужна переподготовка кадров. Нужно, чтобы депутаты района, глава района поставили на этот счёт чёткие цели и задачи перед ведомствами образования и здравоохранения. Нужна, наконец, финансируемая районная программа для закупки необходимого оборудования, для запуска настоящего мониторинга за динамикой развития и здоровья детей в учебном процессе, для поощрения тех коллективов учителей, у которых дети показывают лучшие показатели развития и здоровья. Нужны объединённые требования родителей к местной власти. Наш многолетний опыт в России и в ближнем зарубежье убеждает — всё это решаемо. Подробно со всем этим можно познакомиться в наших книгах и методических пособиях, размещённых на сайтах. Часть материалов в своё время мы передали в библиотеку им. Розанова. Кроме этого, если вы, дорогие мамы и папы, имеющие 4-6 летних малышей, объединитесь в представительную группу, я готов встретиться с вами и провести специальное занятие.
С уважением, В. Ф. Базарный