На вопросы родителей отвечает профессор Базарный №9
Уважаемый Владимир Филиппович, моим детям 3 и 4 года. Они оба очень поздно начали говорить. К трём годам! При этом много и охотно дети проводят времени у компьютера — играют, смотрят, но…. С чем связано такое позднее проявление речи? Заранее благодарю.
Алексей
Уважаемый Алексей!
После рождения младенец продолжительное время пребывает в “тисках” гравитационного пресса земли. Зарождение и произношение первых слов младенцем происходит по закону преодоления и высвобождения из данного пресса. Высвобождения за счёт продолжительного волевого преображения разлитой по телу судорожно-мышечной напряжённости в организованный во времени и пространстве мышечно-речевой ритм; Краеугольным же камнем, на основе которого произрастает речевой ритм, является вынесенный за пределы земного тяготения “небесный” ритм. Он экспериментально зафиксирован и описан нами как телесно-осевой гравитационный ритм (ТОГР — см. нашу монографию “Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса”, изданную по заказу ПАСЕ и Совета Федерации в 2009 году и выставленную для скачивания в Интернете). Вот почему рождение первых слов у малыша идёт вслед за становлением и укоренением тела ребёнка в своей видовой телесной вертикали (в ОСАННЕ — на языке священных писаний). И если ребёнок в полной мере не выползал, не выбегал на ножках, не одухотворил своё тело первыми “творческими” усилиями, тем более, если его изначально “закатали” в коляске, то у него процесс развития речевых способностей будет сломлен.
Одновременно со становлением и укоренениям небесного механизма в речевом развитии ребёнка мы должны поддерживать процесс постоянного запечатления им живых образов мира с одновременным “озвучиванием” их словами. И здесь, как подчёркивает архимандрит Иоанн (Крестьянкин), мы выступаем со-творцами. Первой в России школой, которая ещё в 90-е годы успешно и творчески использовала в учебном процессе разработанные нами логоритмы в речевом развитии детей стала логопедическая школа Хотьково (дир. — Ю. В. Егоров).
Но главное здесь не в нашей науке. С помощью науки мы лишь осознали вечное величие и незаменимость народной материнской школы в развитии речемыслительных способностей (а фактически в очеловечивании) каждого пришедшего в этот мир дитя человеческого. Я утверждаю: в отличие от современных мамочек ранее “неграмотные” были на порядок более грамотными в отношении привития и укоренения у своего дитя речемыслительных способностей. Во-первых, это непрекращающееся ни надень, ни на час любвеобильное речевое общение тогда, когда малыш не спит. Такое общение было на основе колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, закличек, приговорок, острот, считалок. Здесь и коллективные игры, и групповое семейное пение, и раннее рукотворчество и многое другое. Безусловно, такая материнская школа требует полной отдачи родителей и, конечно, в первую очередь матери, по крайней мере, до 3-х лет. А пока иду я по скверу им. Кузнецова Сергиев Посада и вижу как мамочки “воркуют” друг с другом, а малыши в колясках отчуждённо от матерей бессмысленно глазеют в никуда. Многие мамочки ещё и курят. И в такие моменты мне так и хочется во всеуслышание прокричать: лучше бы вы их не рожали. Но я понимаю: меня они уже не услышат, так как сами были воспитаны точно так же.