Краткое описание научных исследований профессора Базарного и его учеников
Книжно-сидячая модель обучения – в основе неумолимо нарастающей в современной цивилизации синдрома инфантильно-дегенеративной инволюции людей. Альтернативная сообразная природе ребенка модель образования.
(Аннотация научных исследований, выполненных д.м.н. В.Ф. Базарным и его учениками с 1978-й по 2010-й год).
Прошло где-то 130 лет с тех пор, как Ф. Энгельсом была написана «Диалектика природы», в которой была сформулирована гениальная гипотеза о «постепенном усовершенствовании человеческой руки и идущее рядом с этим развитие и приспособление ноги к прямой походке» в духовной эволюции человека и человеческого мозга.
Прошло сто лет с тех пор, как на I–II–III Всемирных конгрессах по школьной гигиене, состоявшихся в Нюрнберге (1904); Лондоне (1908); Париже (1912) из уст самых авторитетных специалистов прозвучал настоящий набат великого бедствия: практически принудительно внедренная «книжно-сидячая» модель образования ведет не только к деградации физического и психического здоровья молодых людей, но и к деградации их репродуктивных потенциалов.
Состоявшийся в Москве в 2004 году международный форум, посвященный столетию первого всемирного конгресса по школьной гигиене, вскрыл, в общем-то, весьма парадоксальную картину. За истекшее столетие практически ни одна страна мира по-настоящему так и не изучила причины и механизмы деградации физического, психического и репродуктивного здоровья у сменяющих друг друга поколений народов, а также отдаленные их последствия на эволюцию людей в условиях пресечения методикой образования на этапе детства становления и укоренения своей отличительной видовой сущности – вертикализации своего тела.
К счастью такие исследования, начиная с 70-х годов ХХ столетия, стали последовательно и системно проводиться на базе НИИ Медицинских проблем Севера СО РАМН коллективом ученых под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного. При этом всесторонне изучалось качество становления у детей центральной и вегетативной нервной систем, сердечно-сосудистой, органов чувств, позвоночника, психомоторной сферы, творческого потенциала при двух моделях организации и проведения академического урока: в условиях традиционного телесно-моторного закрепощения в сидяче-обездвиженном режиме (СОР) и в условиях телесно-моторной свободы за счет поддержания тела в режиме телесной вертикали и активности (АКТ). В итоге были получены следующие аргументированные данные.
Доминантная поза ребенка в учебном процессе определяет качество и уровень активности всех уровней организации его вегетативной, функциональной, психомоторной и духовно-психической жизни: от клеточно-генетического до функциональных систем жизнеподдержания.
Установлено: поддержание на академическом уроке телесной вертикали и малых форм двигательной активности – это:
а) качественно более высокий уровень синхронизации и интеграции («соборности») чувственных энергоинформационных контуров;
б) качественно более высокий уровень клеточно-генетической активности;
в) качественно более высокий уровень мощности, упорядоченности и пространственной суммации электрических потенциалов мозга, в т.ч. базового сенсорного α–ритма;
г) качественно более высокий уровень функциональных систем жизнеподдержания (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и др.);
д) качественно более высокий уровень организации упорядоченности базовых функций психической моторики (чтение, письмо, рисунок);
е) качественно более высокие пространственно-временные характеристики базовой духовной сущности детей – творческого воображения.
Все это позволило детям более гармонично развиваться на фоне устранения причин для приобретения у них в процессе учебы сугубо школьных форм патологии (близорукости, нарушений осанки, сколиозов, эндокринной патологии, болезней позвоночника, сердечнососудистых нарушений и др.).
И крайне негативное влияние на качество развития и здоровья детей оказала традиционная закрепощено-обездвиженная («книжно-сидячая») доминантная учебная поза. Установлено: в этих условиях дети теряют эволюционно значимые гравитационные «точки опоры» и телесно-осевой гравитационный баланс, на основе которых они овладевают способностью к соизмерению своих произвольно-волевых усилий и планированию целенаправленных (осознанных) движений (действий).
Выявлено: с этого момента год от года, от поколения к поколению разворачиваются эволюционно значимые процессы регресса в коре головного мозга «сенсомоторного» синтеза, обеспечивающего сенсорный контроль за осознанными движениями и, в первую очередь, за действиями рук. С этого момента год от года, от поколения к поколению начинает нарастать деградация способности свободного выполнения произвольных действий на фоне возврата к эмбриональным судорожно-напряженным, гиперактивно-хаотическим, энергозатратным программам построения движений, организованных по принципу «все, либо ничего». При таких программах построения движений в них все больше и больше начинает доминировать статическая напряженность и косная тугоподвижность. При этом еще основоположник учения о стрессе Ганс Селье (1936) выявил: статические мышечные напряжения оказывают на организм такой же деструктивный эффект как и острое отравление ядами.
Внешним выражением внутренних стресс-напряжений оказалось группирование, напряженная тугоподвижность органов и частей тела на фоне неадекватно низкого склонения детей над рабочим столом (особенно при письме).
Установлено: поддержание данного синдрома в учебном процессе ведет к классической реакции стресс истощения симпатико-адреналовой системы. Более того, установлено: поддержание в процессе письма такой позы – это эффект «короткого замыкания» в нервном энергетическом контуре, сопровождающийся «выгоранием» не только нервной энергии, но и полевого генома.
Одним из наиболее тревожных предвестников будущего современной цивилизации является открытие в 50-е годы ХХ столетия западными специалистами явления массового угасания творческого воображения у детей. Это было расценено как тупик и начало психической деградации людей (проф. Иттен), как начало «расчеловечивания» народов (Мадлен Вельц Пагано, Луи Машар). Обобщая выявленные факты президент общества ИНЗЕА – доктор Эдвин Зигфельд (США) и член Совета 2-ой Генеральной Ассамблеи в Гааге Озамо Нури (Япония) пришли к неумолимому выводу: начавшиеся процессы «грозят поглотить целые цивилизации».
К сожалению, западные психологи объявили все это закономерным следствием научно-технического прогресса, против которого, как известно «не попрешь». Данное явление всесторонне было изучено в России д.м.н. В.Ф. Базарным и его коллективом с помощью метода последовательных образов. При этом вскрыто, что речь идет не просто об угасании на этапах детства творческого воображения, а о массовой деградации и распаде «матрицы» ранее впечатленных образов мира (внутреннего зрения) – основы основ творческого воображения. Выявлены и главные причины данной трагедии.
- Это минимизация и даже полное устранение из учебного процесса технологий запечатления изучаемых образов.
- Это минимизация вплоть до полного исключения в учебном процессе конструктивного и художественного рукотворчества.
- Это систематическое пользование при чтении точечно-фиксационным зрением, блокирующим свободу работы зрительного сканера.
- И, наконец, это оформленное школой скоростное стресс-напряженное письмо.
В целом установлено, что такие нарастающие в современной цивилизации синдромы, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, физического и психоэмоционального выгорания, деградации творческого воображения, рост психологических патологий у детей и подростков, с одной стороны, отражают эволюционно значимые процессы психобиологической деградации («расчеловечивания» – в терминологии западных специалистов) людей; с другой являются следствием поддержания в учебном процессе хронического глубоко-проникающего стресс напряжения.
Полученные данные позволили разработать сообразные творческой, моторной и эмоциональной природе ребенка дидактические приемы и технологии организации и проведения урока, содействующие раскрепощению и эффективному развитию физической, психомоторной, эмоционально-волевой, творческой и психической сфер ребенка. Методы и технологии защищены 44 патентами на изобретения. Постановлением научного Совета №37 Академии Медицинских наук (№2 от 17 апреля 1986) разработанное научное направление признано открытием мирового значения. Программа проходила экспертизу на практике образовательных учреждений научно-исследовательскими коллективами РАН, РАМН, Минздрава РФ и имеет положительные официальные заключения. К 2010 году альтернативная программа обучения детей внедрена на инициативных началах в 3.5 тыс. школ России и ближнего зарубежья.