Склонение головы школьников при различных режимах работы
ПРОЯВЛЕНИЕ АНОМАЛИИ НИЗКО СКЛОНЯТЬ ГОЛОВУ ПРИ ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ У ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗРИТЕЛЬНОДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ
Э. Я. Оладо (Красноярск)
Проведено долгосрочное исследование влияния включения в учебный процесс дополнительной двигательной активности в виде координаторной физминутки на формирование позы у школьников при чтении и письме.
С этой целью у учащихся 3 х классов в течение учебного года проводилась активная физминутка в середине каждого урока, включавшая сочетанные движения головы, туловища и глаз (двигательная плотность 60 движений в минуту). Под наблюдением находилось 60 детей, причем 30 детей занималисъ в экспериментальном классе, и аналогичная группа обследовалась в качестве контрольной. Группы детей обследовались в начале и в конце учебного года.
Введение дополнительной двигательной активности с координаторными элементами благоприятно отражается на общем развитии организма школьников, на формировании позы при чтении и письме и функциональном состоянии зрительного анализатора. К концу учебного года в экспериментальном классе оказалось достоверно меньше детей, низко уклоняющихся при чтении и письме, ио сравнению с контрольным классом.
Более благоприятная поза при зрительной работе на близких дистанциях у школьников, проводящих координаторную физминутку, положительно отражается на вегетативном обеспечении и росте организма, в 1,9 раз снижает вероятность возникновения спазмов аккомодации, предупреждает снижение остроты зрения.
Полученные результаты позволяют рекомендовать введение в физминутки, проводимые на уроках, координаторных элементов, а также широкое привлечение школьников к различным видам физической культуры.
УДК 616.5—002.525.2—828—004.1
Министерство здравоохранения СССР Академия медицинских наук СССР Сибирское отделение
Институт медицинских проблем Севера СО АМН СССР
Актуальные вопросы развития здоровья и профилактика заболеваний в детском возрасте в условиях Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока (часть 1)