Профилактика зрительных расстройств у здоровых детей
ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ЗДОРОВЫХ ДЕТЕИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ШКОЛАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
В.Ф. Базарный, В.И. Рогова (НИИ Медицинских Проблем Севера СО АМН СССР, 1982 г., Красноярск)
На сессии Общего собрания АМН СССР перед учеными были поставлены первоочередные задачи по разработке научных основ всеобщей диспансеризации и массовой первичной профилактики. Анализ отдельных выступлений и дискуссий по данной проблеме в “Медицинской газете” показывает, что некоторые руководители здравоохранения видят решение этой задачи в увеличении численности медицинских кадров. В то же время на ХХVІ съезде КПСС было строго указано на необходимость повышения эффективности и качества работы без дополнительных материальных затрат.
В этом отношении НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР в плане реализации программы “Север-экология человека” (научный руководитель – член-корр. АМН СССР К.В. Орехов) отработаны подходы к всеобщей диспансеризации по зрению детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях. Последнее стало возможным за счет того, что основные функциональные звенья всеобщей диспансеризации (контроль за развитием функций зрения, экспресс-диагностика начальных проявлений нарушений в данном процессе, проведение мероприятий по оптимизации развития органа зрения и его функций) включен в план работы общепрофильных детских комбинатов (садов) и школ. Все это потребовало разработки и обучены персонала простейшим экспресс-методам контроля за развитием зрения, а так же приемам проведения специализированных занятий (тренажей) и т.д. Вся работа проводится под руководством офтальмолога детской поликлиники.
В раннем периоде детства, когда исследование зрительных функций довольно затруднено, а состояние органа аронии определяется особенностями течения анте- и интранатального периодов развития, уровнем зрелости новорожденного, физическим развитием и состоянием здоровья детей, особая роль в первичной оценке офтальмологического статуса отводится микропедиатрам и патронажным сестрам. Причем, здесь имеется в виду не только выявление тех или иных наследственных и врожденных дефектов зрения, но и первичная оценка уровня зрелости органа зрения (характеристика рефлексов на свет, на неподвижный и движущийся объект, на цвета, устойчивость зрительной фиксации, содружественные реакции и движения глаз и т.д.). Именно микропедиатры и педиатры как раз и являются теми лицами, которые формируют первичные потоки детей для специализированной их диспансеризации по зрению у офтальмологов детских поликлиник.
Данный раздел работы детально отработан Московской детской офтальмологической службой под руководством проф. Е.И. Ковалевского.
С 2-4-х летнего возраста контроль за развитием функций зрения, а также экспресс-диагностика начальных проявлений отклонений в данном процессе возложены на персонал детских комбинатов (чаще всего на среднего медицинского работника). В связи о тем, что в дошкольном периоде острота зрения у детей, как правило, выше 1,0, а существующие в нашей стране таблицы Головина-Сивцева на приспособлены для точного измерения таких градаций, что послужило основанием внедрить в общепрофильные детские комбинаты специальные таблицы, позволяющие точно оценить зрение в эоне выше 1,0. Показатели снимаются 2 раза в год – весной и осенью, фиксируются в картах индивидуального развития и служат предметом периодического анализа врачом-офтальмологом.
Такой подход позволяет выявить самые начальные стадии нарушений развития зрения. Чаще его дети с начальными проявлениями миопизации глаз. Экспресс-методом диагностики таких состояний явилась пробная коррекция оптическим стеклами 0,5 Дптр.
Систематическое проведение мер, направленных на оптимизацию развития органа зрения и его функций, поручено воспитателям и педагогам общепрофильных детских садов и школ, т.е. лицам в контакте с которыми дети находятся наиболее продолжительное время.
Методы разработаны о учетом выдвинутой концепции аномального зрительно-двигательного стереотипа в генезе массовых отклонений в развитии зрения. Они ориентированы на предупреждение формирования аномальных зрительно-двигательных навыков в процессе дошкольно-школьного обучения и особенно на этапах овладения детьми навыками рисования и письма, и в частности, “рефлекса низко склоненной головы”.
Основное внимание в дошкольном периоде уделено целенаправленной подготовке органа зрения у детей к напряденному зрительному режиму учащихся. Такой методикой, в частности, является обучение детей навыкам чтения в условиях сохранения у них пространственно-зрительной активности. Занятия проводят воспитатели детского сада.
Доказано, что стол с плоской поверхностью в большей степени способствует развитию аномальных зрительно-двигательных навыков по сравнению с партой, имеющей наклонную поверхность.
Отрабатывается специализированный зрительно-двигательный режим в процессе овладения детьми навыками рисования, письма.
Основное внимание в школьном периоде, кроме контроля за состоянием зрения, уделено повышению выносливости органа зрения к напряженному зрительному режиму. Последнее достигнуто, в частности, за счет методики коллективных офтальмотренажей, внедряемой в режим школьного дня.
Методика позволяет периодически отвлечь взор от книги (тетради), переключить функцию ближнего зрения на дистантное, внести сенсорное разнообразие, “навязать” зрительно-двигательную активность на уровне целостного организма и, прежде всего тем мышцам, которые при чтении-письме находятся в статически напряженном состоянии и т.д. Все отмеченное делает методику универсальной.
Эксперимент показал, что внедрение разработанных методов в план работы дошкольно-школьных учреждений позволяет не только в 2,5 раза снизить вероятность возникновения близорукости, но и улучшить показатели общего физического развития и здоровья детей.
Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий минздрава РСФСР