Урок без букваря
Вчера впервые в Красноярске начала занятия республиканская школа-семинар на тему, как сохранить и приумножить здоровье детей в детских садах и школах. Из 20 областей съехались представители народного образования и здравоохранения, чтобы более подробно познакомиться с красноярской системой, разработанной учёными Института медицинских проблем Севера СО АН СССР. Событие для края уникальное: наконец-то собрались вместе педагоги и медики. Не случайно решение провести этот форум принято Президиумом Совета Министров РСФСР и Институтом медицинских проблем Севера. Напомним, что нынешний учебный год объявлен и годом здоровья ребенка. Правда, хотелось бы, чтобы все последующие школьные годы тоже не убавляли, а прибавляли здоровья нашим детям. Накануне этого события наши корреспонденты встретились с автором здоровьеохранительной системы доктором медицинских наук, руководителем отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера В. Ф. БАЗАРНЫМ.
– Владимир Филиппович, одна из ваших статей в центральной прессе называлась «За болезнями — в школу». Устарело ли хоть немного ее название?
– Увы… Тысячи ребят пошли недавно в первый раз в первый класс. Вроде радость для семьи, но с другой стороны — это драма: через девять месяцев у каждого четвертого первоклассника возникнет нарушение сердечно-сосудистой системы. В светлом классе! В отличной школе! При современных технологиях обучения! Это стало словно приговор, от которого никуда не скрыться. Медицинские обследования показывают, что почти у семидесяти процентов ребятишек в процессе обучения возникает хотя бы одно «школьное» заболевание. Само это словосочетание настраивает на какой-то фатализм, неизбежность. И оно незаметно вошло в наше сознание, мы все смирились. Чему посвящаются весенние заседания педсоветов, профкомов? Как и где лучше оздоровить детей после школы. Вдумайтесь в смысл — «оздоровить после школы».
— И все-таки ученые вашей лаборатории попытались разрушить этот стереотип. В чем суть вашей системы?
— Вернуть многообразный, цветной, движущийся мир в классные комнаты. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы — режим меняющихся поз, когда можно работать стоя и сидя в течение урока. Стоя — за конторкой и сидя — за партой. Вместо сухих страниц учебника —экологические буквари и арифметика. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, — поиск необходимой информации на большом расстоянии. Вместо шариковой ручки — старая, перьевая. Разработаны системы коллективных и индивидуальных тренажеров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих их быть все время в действии.
Через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое. Это еще один важный компонент, который упущен школой. Ребенок нормально растет, когда он на ногах, но школа его усадила. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе, но школа дала ему близорукую книжную жизнь. Надо вернуть детям весь диапазон запахов, звуков. цвета. Ведь еще в древние времена школа брала за основу философию, науку о целостном человеке, о единстве ребенка и природы.
Возьмите детский сад. Сочетание-то какое! Как точно придумал его мудрый воспитатель Фребель! А у нас теперь вместо садов комбинаты, что-то инкубаторское есть в этом и опять же безличностное. Все восхищаются Японией — ах, «Сони», «Ниссаны», «Тойоты»! А меня это не радует. Мне больно за нас, когда-то блох подковывавших. Меня Япония не «Тойотой» восхищает, а общенародным преклонением перед природой, искусством синтеза природного и рукотворного. У японцев если это детство, то это детство света, цвета и особых колоритов. Они в детский сад вкладывают все, потому что люди мудрее. С родильного дома вкладывают в человека.
Мы же, наоборот, на человеке экономим. Вы посмотрите наши детские книги. Тусклые цвета, мелкие буквы, безвкусица — сплошь и рядом. Почти все они рассчитаны… ни на какой возраст.
С 1978 года сотрудники нашего института пытаются синтезировать процесс обучения и воспитания, чтобы учеба и развитие шли всегда рядом. Разрушили мы, если можно так сказать, традиционную сидячую позу, мебель предложили соответствующую, разработали даже метод бескнижного обучения быстрочтению. Ничего не навязывается ребенку, пока он сам не спросит: а что это? Детей надо поддерживать на волне эмоциональной активности и естественного интереса. Если этого нет, ребенок плохо развивается. А если есть, то его уже с трех лет можно обучать. Мы попробовали в детских садах Красноярска — вроде получается.
Есть такой термин «ускорение обучения». Попытались и у нас в стране ускорить, создали классы шестилеток, и вскоре медики констатировали рост патологий. Но выход есть. Он — в здоровьеохранительных принципах обучения: педагогику надо ставить на научную основу. Мы-то начали с малого — с борьбы с близорукостью, а вышли на целую концепцию.
— Владимир Филиппович, вы говорили — общественное сознание смирилось с тем, что в школу ребенок идет за болезнями, но наше общество смирилось и с еще одной дурной «традицией» — с убежденностью, что новое должно с трудом пробивать себе дорогу. Так оно в жизни. Примеров можно привести множество. А как приживается ваша система?
— Уже в 1986 году приказом министра здравоохранения СССР она рекомендована к внедрению. Последние три-четыре года наши разработки включались практически в работу всех школ-семинаров, посвященных охране здоровья детей по линии республиканского министерства здравоохранения. Только весной этого года в Красноярск приезжали делегации из пяти союзных республик, чтобы изучить и внедрить их у себя. Едут за тридевять земель за свой счет и энтузиасты.
Сибирский регион довольно активно включается. Амурская область, Новосибирская, где я был недавно по приглашению обкома КПСС. Новосибирцы составили такой жесткий график работы: в день по нескольку выступлений, они хотели взять как можно больше.. Там решено открыть специальную лабораторию по внедрению системы в школах области. где я утвержден научным руководителем на общественных началах…
Сейчас по инициативе ряда директоров институтов усовершенствования учителей сибирского региона создается региональная группа. Большую работу проводит, кстати, коллектив нашего краевого института усовершенствования учителей во главе с Ю. Е. Васильевым.
А с приходом в Институт медицинских проблем Севера академика К. Р. Седова это направление получило мощную поддержку и не только в стенах нашего института. Госкомитет по народному образованию тоже поддержал нас, и министр Ягодин предложил выступить на заседании коллегии, познакомить ее с нашими планами…
— Извините, ради бога, Владимир Филиппович, вынуждены прервать… К нам 8 редакцию пришло письмо, кстати, не первое, на этот раз из Красноярска. «Англия, Финляндия, Канада, Амурская область! Да не обидно ли, что в нашем крае эта система не нашла широкого применения? Кто виноват? Просим через газету ответить». Вот так, довольно сердито ставит вопрос наш читатель И. А. Стефаненко. Что же ответить ему и другим, кто задает точно такие же вопросы?
— Может, этот вопрос лучше бы адресовать не мне… Но давайте я как-то попытаюсь ответить. Попытки внедрения нашей системы есть и у нас в крае. Активного противостояния этому эксперименту сейчас нет. Но есть другое противостояние — бездействие. Свежий пример. На очередном совещании в горкоме партии, где речь шла об изготовлении школьных конторок, директор химкомбината «Енисей» Романов изъявил готовность сделать их для ребятишек 30 тысяч. И вот наступил новый учебный год, а конторок нет и в помине. И не потому. что от их изготовления отказались рабочие, а потому, что на химкомбинат никто попросту не прислал заявку. С кого спрашивать? С гороно? Возможно, но дело в том, что органы народного образования не несут ответственности за здоровье детей. Дети болеют? Так это претензии к медикам. А вот если бы органы народного образования отвечали за это сполна, то не мне бы пришлось бегать по районо и гороно, а гороно бы шло к ученым, просило, требовало.
А беспокоиться им есть о чем. Возьмите те же школы Красноярска. У каждого четвертого ребенка нарушение сердечно-сосудистой системы, у трети зрение начинает ухудшаться уже с младших классов, а к концу обучения со «школьной» близорукостью уже 40—50 процентов ребят. Около 50 процентов школьников страдает дидактоневрозами, из них 20 процентов имеют психические расстройства, более чем у половины — нарушения осанки и сколиозы. Вот такая красноярская панорама. Кто за это ответит? Ведь через год, даже меньше, мы недосчитаемся тысяч здоровых детей. Никто не ответит!
Когда говорим о здоровье, все наши помыслы — о врачах. И это тоже признак деформированности общественного мнения. Опять застарелый ложный стереотип. Надо сказать, главное управление народного образования края нас поддерживает. Заметной же активности со стороны гороно нет. Вот вроде бы и ведомство одно, а отношение разное, хотя сотни учителей хотят внедрения этой системы. Сколько сделали для того, чтобы дать ей жизнь, директор школы №27 г. Талнаха М. А. Убакова, коллектив школы № 8, в т. ч. ее бывший директор В. И. Рогова, детский врач из Талнаха И. И. Казакевич, коллектив детского сада № 36 (Красноярск) во главе с Р. В. Глухотко и другие!
Что показала скромная пока практика? При внедрении системы вероятность возникновения школьных форм патологии уменьшается в полтора-два раза. Об этом говорят не только наши данные, но и опыт детсадов и школ Иванова, Минска, Фрунзе, других городов, который будет обобщаться на семинаре. У нас в Красноярске рядовых энтузиастов оказалось много, но последовательности не было.
Кто-то внедрял, а кто-то выбрасывал из экспериментальной школы новую мебель, установленную нашим институтом с помощью крайоно. Выбрасывалась не просто мебель — выбрасывалось здоровье. Снова устанавливались стандартные столы, убивающие здоровье детей вот уже сколько десятилетий. Все это происходит, на мой взгляд, потому, что нет единых методов управления. А система без координации и управления погибает. Любая.
— Но именно практика — критерий истины. Что же остается? По-прежнему уповать на энтузиазм? Интересно, обсуждался ли вопрос материального стимулирования педагогов, занимающихся по вашей системе? Ведь на экспериментаторов падает немалая дополнительная нагрузка.
— Попытки что-то сдвинуть есть. Например, преподаватель пединститута А. А. Дмитриев предложил паспорт здоровья. Параметры его хороши, но надо брать конечный результат. Мы разрабатываем сейчас вместе с Дмитриевым новый аттестат здоровья, среди параметров которого не только пропущенные по заболеванию дни, число хронических болезней, приобретенных детьми в школьных стенах, но и состояние в процессе работы, во время урока. Например, мерилом может служить дистанция между глазами и книгой, потому что это показатель внутреннего напряжения. И еще мы предлагаем ввести постоянный контроль за зрением. Ведь оно сегодня ведущий инструмент и учебы, и труда, показатель здоровья. Однодневных курсов хватит, чтобы научить педагогов, как проводить этот контроль без врача и глазного кабинета.
Аттестаты здоровья позволят оценить результаты работы каждой школы, каждого детского сада. Конечно же, надо ломать этот стереотип, когда воспитатель или педагог от бога и случайный человек возле детей зарплату получают одинаковую. Но это уже не научный аспект и не от нас только зависит. Вопрос: от кого?
Не парадокс ли? В нашем обществе не оказалось структур, ответственных за физическое и духовное развитие народа. Здоровье подрастающего поколения — трагедия национального масштаба. Но дело может поправить сам народ. Он просто обязан сделать это.
— Наверное, прежде всего родителям должна быть небезразлична судьба их детей?
— Мы опросили несколько сот родителей, бабушек, дедушек: какими бы вы хотели видеть детей? И ни один не сказал: хочу видеть своего ребенка отлично знающим таблицу умножения, притоки Амазонки или как звали бабушку Аристотеля. Все говорили: хотим видеть ребятишек здоровыми, честными, закаленными, справедливыми, выносливыми, сильными. Так почему же сегодня школа нам навязывает то, что весь народ не воспринимает, точнее, не делает того, что нужно народу? Прошу понять меня правильно.
Да, в аттестатах наших выпускников нет оценок по таким «предметам», как здоровье, творческое начало в человеке, чувство обостренной справедливости, бойцовские качества. Но разве мы все вместе не в силах дать эти изначальные установки всем, вплоть до Академии педагогических наук? Можем. Народ просыпается, и родители, кстати, тоже. Сейчас в крае создается своего рода родительская ассоциация, она обещает быть большой силой…
***
Любопытный факт. Недавно серебряной медали ВДНХ СССР удостоены ребята из города Сумы. Школьники прочитали в журнале «Изобретатель и рационализатор» о том, что из-за ведомственных барьеров не нашел широкого применения новый принцип профилактики близорукости у малышей, разработанный сотрудниками Института медицинских проблем Севера. И решили, используя описанный в журнале принцип красноярских ученых, создать автоматический офтальмотренажер с использованием мультиков, светящихся картинок и т. д. И ведь создали. Причем не один, и установили в классах. Может, и вправду, не зря говорят, что дети куда мудрее взрослых.
Беседу вели Л. ВИНСКАЯ, В. МАЙСТРЕНКО