Пером гусиным здоровее
Сегодня основным органом труда школьников становится “глаз-рука”. Учителя же по-прежнему озабочены тем, чтобы поставить руку ребёнка. Глаза же оказались вне педагогического зрения.
При обследовании двух тысяч здоровых школьников во время стандартной зрительной нагрузки оказалось, что 78 процентов учеников начальных классов опускают голову над тетрадями и книгами на недопустимо малые дистанции — менее 20 сантиметров. Норма же — 35. И методика “Вова, подними голову, Оля. выпрями спину” тут бессильна. Стоит ли выполнять команду учителя, как рука начинает выписывать не ровные буквы, а каракули. Почему?
Сохранять остроту зрения помогает пространство, дети же учатся в закрытых помещениях. Глаз работает все время в условиях ближнего зрения, которое навязывается книгой, письмом, лепкой, рисованием, конструированием, и лишён условий естественной природной среды.
Установлено, что в положении “стоя” как бы объединяют свои силы ведущие системы организма. В положении же “сидя” они распадаются на отдельные фрагменты, мало зависящие друг от друга. А что в школе? Наши дети в основном сидят. Подвижного малыша ежедневно по нескольку часов “приковывают” к парте. Отсюда и синдром низко склоненной головы, переходящий в стойкую привычку и при чтении.
Отсюда и близорукость. Усугубляет это и нынешняя техника письма.
Научно-технический прогресс создал шариковую ручку. И мы, не раздумывая, вооружили ею Вову с Олей. Радовались: стали ненужными чернильницы с промокашками, исчезли кляксы! Но вместе с кляксами исчезла и каллиграфия безотрывное письмо. Как отразилось на детях?
Безотрывное письмо с помощью шариковой ручки продлевает напряженность волевого состояния. Поэтому для начинающего – это самоугнетение, подавление важнейших жизненных проявлений организма с возрастом у детей усилились нервные отклонения. нарушения осанки. Так что же? Долой шариковую ручку? Нет, против прогресса идти неразумно.
Вопрос ставится учёными под руководством доктора медицинских наук В.Ф. Базарного иначе: необходимо начинать с перьевой ручки. Она поможет выработать устойчивый ритм письма, который сохранится после перехода на шариковую. Таким образом, введение каллиграфии в детском саду и в первых классах — это введение здравоохранительной технологии.
Медики зажгли красный свет рабочем месте школьника. До поры, до времени существовала парта с наклонной поверхностью. удобной крышкой, разной высоты. Она заменена столом — с плоской поверхностью. Дети за столом, особенно малыши. в значительно больше напряжены и больше степени склоняются. По данным педиатров среди младших учеников нарушения осанки достигают 62 процентов. Половина выпускников школы-близорукие. Нервно-психические нарушения почти у трети десятиклассников.
Что же предлагают медики? Они рекомендуют методику динамических поз. Известно, что в положении стоя организм как бы помогает чувству зрительно-ручной координации. Помогает и мышечным чувствам и вестибулярным. Попросите детей дошкольников писать стоя и сидя почерк будет намного эффективнее и лучше, когда они стоят. И зрительная дистанция будет намного больше.
Под эту методику профессором Базарным была разработана настольная конторка, которая решает ряд проблем. Возврат к наклонной поверхности парт. Конторка с подвижными ножками, она позволяет каждому подобрать мебель по росту. На стол ставится одна конторка. Ее ширина — размер половины стола. Один из школьников сидит, второй стоит. Через каждые 15 минут дети по команде учителя меняют позу. Это повышает активность ребят. Они меньше устают.
В условиях школьного обучения глаз “голодает” ero “перекармливают” черно-белым цветом. Вот почему предложено ввести в процесс учебы цветовую гамму. На потолке класса по углам монтируются четыре цвета. В середине лампы разного не урока оператор нажимает на кнопку, и во всех классах на потолке появляется бегущий разноцветный огонек (плафоны загораются поочередно). Дети следят за ним, вращая голову и все туловище. Так снимается зрительное напряжение.
Медики настаивают на введении в детских садах, в начальной школе каллиграфии, использовании динамических поз и офтальмотренажеров. Настаивают не первый год. А между тем дело не движется. А если где и движется, то в основном за счет энтузиастов. Причина – межведомственная специализация и межведомственные барьеры. У народного образования свои заботы. У здравоохранения — свои. Но здоровье детей — дело общее.
А. ЛАЗУТИНА.
г. Фрунзе