Моя прекрасная Америка (интервью с профессором Базарным)
Моя подруга учительница уходит из школы, проработав там восемь лет. Поразило меня не это, а то, что свою дочь она не то чтобы не хочет, а боится отправлять в школу. И не именно в эту школу, а в нашу, советскую реальную школу. Этот страх, может быть, так бы и списала на кухонное дамское сознание, если бы не интервью с доктором медицинских наук Владимиром Филипповичем БАЗАРНЫМ — руководителем отделения развития сенсорных систем Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР. Наша газета уже писала о том, что в центре педагогики доктору Базарному пришлось оказаться, как говорится, под давлением обстоятельств. Начал с анализа причин массового возникновения у школьников в процессе учебы близорукости. Ныне он — один из тех людей, которые формируют новое направление в науке, синтезирующее теорию развития человека и теорию обучения.
— Ситуацию в народном образовании можно охарактеризовать одним словом – кризис. Концепция реформы провалилась, концепция формирования всесторонне личности провалилась, концепция народного образования провалилась. И это не я сказал. Я повторил лишь то, что говорилось министрами на недавнем всесоюзном семинаре народному образованию, выступили представители высшего штаба госсистемы народного образования. Наша школа не дает и одного процента общечеловеческой культуры, она совершенно не готовит наших детей к ориентации в природе, на производстве, в обществе. Более того, школа не дает даже элементарных навыков биологической безопасности для самовыживания.
— Вывод напрашивается сам собой: те, кто привел школу к банкротству, должны…
— Должны немедленно уйти в отставку. Объявить всесоюзный конкурс на компетентную программу, на идеологию, на методологию. Но никто в отставку не подает. Аристотель мечтал о том времени, когда воспитание подрастающего поколения станет альфой и омегой государственной политики. Но когда я услышал из уст ведущего специалиста Госкомитета по народному образованию, что целесообразно делить школы на три категории: для одаренных, для умственно отсталых и для остальных — трудных, т. е. серых, это меня потрясло! Даже фашисты не предлагали такую евгенику, я за свои слова отвечаю! Это уже биологическая селекция. Потому что я знаю, что такое одаренные дети, как физиолог, что такое трудные дети и что такое умственно отсталые дети.
20 лет изучал так называемых трудных детей педагог Сухомлинский. И он пришел к выводу, что причина второгодничества, неуспеваемости и других «трудностей» на 85 процентов — плохое состояние здоровья. А сколько у нас детей с плохим состоянием здоровья сейчас? По данным ведущего, известного педиатра в стране профессора А. М. Воронцова из Ленинграда, обследовавшего несколько десятков тысяч детей в Воронеже, оказалось, что здоровых детей только 10 процентов, а в некоторых регионах еще меньше. Значит, 90 процентов детей автоматически попадают в разряд трудных, в разряд «сереньких». Более того, сегодняшние программы ломают не только слабых детей, но даже здоровых. Декларативная технология обучения, сложившаяся традиционная дидактика (преимущественна левополушарная) ломает здоровье наших детей. Возникает замкнутый круг: в огромной массе своей дети ослаблены болезнями, существующая программа усугубляет здоровье, они не могут ее усваивать — умственных сил нет, нет и нравственных. Школа здоровых ломает.
— Где же выход из данной ситуации?
— Президент США объявил себя президентом народного образования. И в программе «Моя прекрасная Америка» он первейшей своей заботой видит именно качество воспитания подрастающего поколения. Неудивительно. Это история завтрашнего дня народа, история Америки следующего тысячелетия. А мы признаем в законе разгосударствление. Но как «разгосударствим» детсады, школы? Нет материальной базы, нет компьютеров… Я хочу, чтобы вот такой вопрос задали высшие законодательные органы — Верховные Советы СССР и РСФСР при назначении на посты министров просвещения: почему педагог мог в единственном лице из уличных бродяг, воров, сирот ковать человеческие личности, и почему сегодняшняя госсистема воспитания из благополучных детей кует преступников и наркоманов?
Вот кто ответит на этот вопрос, тот и достоин стать министром. И тут знание законов марксизма не поможет. Нужен глубочайший анализ и столь же глубокие выводы. В основе основ это, конечно, законы развития человека, возрастной физиологии.
— Почему провалилась концепция всесторонне развитой личности?
—В науке как таковой законченной концепции никогда и не было. Мы знаем, как взращивать животных. Мало-мальски знаем, как беречь здоровье. Но как взращивать качества человека?
Возникла парадоксальная ситуация: народное образование сузило себе и цели, и задачи до примитивного всеобуча, который развился как методика передачи информации. Концепция воспитания была размыта, уничтожена… А чтобы подойти к концепции развития, нужны новые цели и задачи школы, нужна новая базовая наука.
Сегодня мы имеем массу эпидемий. Они угрожают младенцу с появления его на свет. Эпидемии родовых травм, изначально надломленных ростков, помножены на эпидемии экологического неблагополучия, на эпидемии семейного неблагополучия и т. д. Но что страшно, к этим эпидемиям из-за некомпетентной политики народного образования присоединилась эпидемия педагогических форм патологии, добивающая наших детей.
— Потому и возник кризис, глобальный кризис школы…
— Не воспитание человека, а передача суммы знаний, причем в полной уверенности, что зрительная система, сенсорная и другие могут любой объем информации переработать — это глубочайшая ошибка. Мир сегодня — это массовое стрессирование. Зрительная травма, сенсорная травма. У туристов, которые посещают, например, много музеев в Италии, нередки случаи психозов от перенасыщенности информацией. А тем более у детей, на которых обрушилась неопределенная, словесно декларативная, информация; отсюда дидакто-неврозы, дидакто-психозы, плохой сон, расстройство здоровья. Смотрите, какой клубок возник: детский сад не подготовил моторику, не подготовил технику письма, технику чтения — не напряженного; а раскрепощенного, не создал матрицу первичных чувственных знаков, не провел через университет чувственного развития. Сразу же, сызмала, начинается нагрузка только на левые полушария головного мозга — на так называемые логико-вербальные системы. Это ломает наших детей физически и духовно…
— Это уже проблемы развития обществе, вопросы большой политики…
— Да, ситуацию можно поправить только радикально, с помощью большой политики. При минимальных затратах, при мизерности дефицита бюджета и времени мы должны осуществить широкомасштабную школьную реформу. Изменить цели и задачи детских садов и школ. Это во-первых. Во-вторых, должны обозначиться четкие критерии оценки эффективности их деятельности. И в-третьих, —в конце концов, материальная зарплата педагогов должна зависеть только от качества работы.
— Но это сложно.
— Но возможно. В том же самом детском саду: здоровье ребенка, готовность его к школе, ненапряженная техника письма и чтения. Можно здесь добавить уровень художественного и духовного развития, объем навыков, объем знаний, но это уже дополнительные параметры. Но критерии физического и нравственного здоровья и готовности к школе должны быть основополагающими.
Школы должны принять ребятишек из детских садов опять же по этому сертификату. И снова замкнуться на конечном качественном показателе — готовность к труду, к самостоятельной экономической жизни, мужество, воля, честность, скромность, т. е. качества, о которых мечтают в любой нации мамы, папы и бабушки. Но они исключены даже из жизни школы.
И когда по этим параметрам мы будем оценивать сады и школы, это и станет новой государственной политикой.
Сегодня же, когда для детей и госпредприятия, и кооперативы выпускают непонятно что, непонятно кто воспитывает и непонятно, в каком направлении «воспитывают», должна быть создана единая медикопедагогическая госэкспертиза.
Все, что ни делается для детей, начиная от ручки, должно быть подвергнуто медико-педагогической экспертизе. А пока практически большинство того, что имеется в школах, носит здоровьеразрушающий характер. Прописи здоровьеразрушающие, книжки (сам текст, компоновка текста) здоровьеразрушающие. Мебель — то же самое. Есть отдельные прорывы, удачные, но они скорее подчеркивают общее правило, такие исключения.
— У вас есть своя концепция, имя, наконец. Какова ваша роль в «большой политике»?
— Я всю свою жизнь мечтал попасть а поле зрения нашего министра. Когда я выступил на конгрессе в Канаде, меня на третий день нашел их министр.. По возвращении из-за границы: я написал подробную справку о ситуации в президентский Совет. Очень положительная реакция. Притом очень быстрая, оперативная, Все воспринято серьезно и положительно. Намечены планы, но посмотрим, как они будут реализовываться. Поскольку речь идет не о частных экспериментах, а о широкомасштабных переходах нашей школы на основательный сенсорный — на здоровьеразвивающий базис. Отсюда изменяются программы, изменяется конструкция мебели, конструкция книжек, текстового поля, т. е. вся научная основа.
Если это будет быстро востребовано обществом и станет государственной политикой, тогда я буду работать. Если же это не состоится и останутся только слова… что ж, не исключено, что эту программу я попробую реализовать за рубежом. Предложения есть.
— «Моя прекрасная Америка»?
— И она. Хотя здесь я нужнее. Дети, они рождаются все ангелами — гармоничными, чистыми. Это взрослые вносят в их жизнь дисгармонию, ломают ее. Ну а политика… Более всего пострадали и страдают от нашей политики наши дети. А потому более всего нуждаются в нашей помощи.
Беседу вела А. КУРОХТИНА.