Организация полоролевого воспитания
Многие юноши и девушки входят во взрослую жизнь с довольно смутными представлениями о роли мужчины и женщины в обществе. Наш Лицей имеет большую возможность в разрешении этой проблемы. В своей деятельности на протяжении 20 лет (с 1989 года — 46 классов раздельного обучения) мы прилагаем специальные усилия к тому, чтобы сформировать не просто личность Человека, а личность Мужчины и личность Женщины.
Выделим несколько условий, созданных в Лицее.
Во-первых, наряду с учителями-женщинами, в коллективе работают учителя-мужчины. Сами педагоги, учитывая специфику работы в классах раздельного обучения и изучив вопросы нейропедагогики, не забывают о своей половой принадлежности, а значит, они выполняют свою социально-половую роль. У них сформировано персональноличностное восприятие себя как Мужчины и Женщины, а не только как «учителя», что способствует становлению этических норм поведения Мужчин и Женщин в процессе взаимодействия «учитель-ученик».
Во-вторых, для становления личности девочки и мальчика, девушки и юноши используются возможности урока, самого процесса обучения. Важное значение в решении данного вопроса имеет творческое отношение учителя к делу, уровень его профессионализма.
В-третьих, педагоги Лицея овладевают (овладели) специальными умениями по формированию личности Женщины и личности Мужчины, освоили технологическую сторону дифференцированного педагогического воздействия на развитие личности мальчика, юноши и личности девочки, девушки.
В школьной жизни нашего Лицея в процессе раздельного обучения, в совместных играх и занятиях, во внеклассных мероприятиях, в организации дополнительного образования и в общем труде педагог помогает своим ученикам осознать себя представителем определенного пола, дает пример образа полоролевого поведения и помогает учащимся приобрести опыт данного поведения в жизни.
Мы убеждены в том, что важнейшей задачей воспитания является формирование истинной женственности у девочки (девушки) и истинной мужественности у мальчика (юноши) — это ключ к будущему счастью наших детей. Настоящая женственность и настоящая мужественность относятся к стержневым человеческим ценностям — Истине, Добру и Красоте. И растить их, лелеять, поддерживать надо с самого детства, с того времени, когда формируются другие общечеловеческие ценности.
Есть свои особенности воспитания мальчиков.
Воспитывать мальчиков особенно трудно в подростковом возрасте. Мы убеждены в том, что от нас, педагогов, в этот период требуется огромное терпение, внимательное и тактичное отношение к мальчику (к ребенку). Важно при этом так организовать жизнь ученика, чтобы его активность находила выражение в полезной деятельности, чтобы у него появилась вера в свои силы и возможности. Педагоги Лицея считают целесообразным создавать в процессе воспитания такие ситуации, в которых бы ученик (подросток) мог проявлять себя как представитель «сильного» пола, приучался брать на себя большую нагрузку, ответственность за слабых. Сегодняшнему мальчишке в недалеком будущем предстоит стать защитником Родины, поэтому особое внимание педагоги Лицея уделяют физической закалке мальчика (юноши), развитию его волевых качеств, формированию патриотических чувств; воспитанию в нем сознания долга, ответственности и достоинства — а это значит, что есть возможность воспитать хорошего сына, любящего, заботливого отца и мужа, надежного товарища, настоящего человека и гражданина. А для этого в мальчиках постепенно (из года в год, из класса в класс) мы формируем мужественность — совокупность наиболее значимых качеств личности мужчины, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности человека. Это те особенности личности, черты характера, которые связаны с активной деятельностью, достижением высокого социального статуса: энергичность, деловитость, уверенность, потребность в достижении цели, стремление к соперничеству, а также смелость, ловкость, воля, сила (как физическая, так и моральная), эмоциональная сдержанность, рациональность мышления; решительность, выдержка и настойчивость, трудолюбие и ответственность.
Воспитание девочек требует от нас, педагогов, особого такта, понимания, сочувствия, сопереживания.
Общий характер чувств, ценностей, идеалов, стиль поведения девочек формируется на всех этапах жизни, всем ходом их психического развития, а главное, опытом общения со взрослыми и сверстниками.
В нашем Лицее формирование женственности у девочек идет через выстроенную идеальную модель женственности, которая предполагает гармоничное сочетание интересов, связанных с семьей и работой, а также качеств, необходимых для достижения высокого социального и профессионального статуса (энергичность, деловитость, целеустремленность и т. п.), с качествами, обеспечивающими оптимальные взаимоотношения с другими людьми (отзывчивость, терпеливость, заботливость, деликатность и т. п.). Большое место в модели женственности девочек занимают качества, которые всегда считаются «исконно женскими»: мягкость, нежность, чуткость. И все же качества женщины, характеризующие ее как жену, мать, составляют основу женственности: инстинкт материнства, врожденная потребность (и способность) к опеке, заботе, а это позволяет решить важную задачу воспитания — формирование будущих матерей, жен (а не только активных членов общества).
Лилия Дмитриевна Лущик, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ