Раздельное обучение: опыт и проблемы
Одно из преимуществ раздельного обучения — отсутствие социального давления на мальчиков, что избавляет их от необходимости форсировать свое развитие. Из опыта работы в школе мы знаем, что в классах со смешанным обучением девочки все сильнее оттесняют мальчиков на второй план, а мальчики все чаще остаются на второй год или переходят на индивидуальное обучение с диагнозами «неспособность к концентрации внимания» или «сверхвозбудимость». Медики считают, что так выглядит результат подавления мужских задатков (В. Базарный). Во внешности, поведении и организации жизни мужчин все реже и реже проявляется стремление быть сильным и смелым. И все заметнее иная тенденция: быть прилежным, старательным, усидчивым.
В результате постоянного дисциплинирования мальчикам навязываются женские ценности. Но и женская конституция при «бесполом» воспитании оказалась тоже деформированной: все мы знаем современную шокирующую статистику агрессивного поведения молодых девушек, девочек. И если сегодня школе приходится брать на себя многие, не свойственные ей ранее функции, чтобы скорректировать различные негативные тенденции в обществе, то, на наш взгляд, гендерный подход к образованию создает одну из возможностей для сохранения нашего социума.
Нами предполагается, что раздельное обучение целесообразно именно в период начальной школы, когда ведущей деятельностью, согласно возрастным законам развития, является учеба. Поэтому очень важно, чтобы каждый ребенок имел собственную стратегию обучения. По окончании данного возрастного этапа этого сделать не удастся никогда, так как значимость учения для ребенка в дальнейшем неуклонно снижается.
В нашей школе в 2002 году было введено в начальной школе раздельное обучение. Было создано 2 класса мальчиков и 2 класса девочек. Под руководством директора школы сформирована была творческая группа, в состав которой вошли заместитель директора по учебновоспитательной работе в начальной школе, заместитель директора по воспитательной работе, учителя начальных классов, физического воспитания, психолог школы, социальный педагог, медицинская сестра, педиатр, руководители кружков. Изучив методику В. Базарного, медицинскую литературу, специальную литературу, мы разработали модель личностного развития с учетом гендерных особенностей. Были выявлены потенциальные возможности педагогов и других участников педагогического процесса к инновационной деятельности, были апробированы учебные программы с позиций гендерного подхода.
В условиях раздельного обучения дети развиваются гармонично и быстрее усваивают школьную программу, так как здесь учитываются различные типы работоспособности, мышления, восприятия мальчиков и девочек. Основными задачами, которые мы поставили, стало повышение качества знаний, сохранение психического и улучшение физического состояния детей.
Анализ результатов учебной деятельности свидетельствует о том, что, несмотря на приблизительно равные интеллектуальные параметры учеников — внимание, память, мышление — полученные в ходе индивидуального психологического тестирования, все равно, в реальной учебной ситуации всегда лидируют девочки. А в классе мальчиков у всех учащихся все интеллектуальные параметры оказываются выше, программа усваивается ими успешно. При высоком показателе внимания (71%) и старательности (49%) активность мальчиков намного превышает активность их сверстников, обучающихся в «смешанном» классе. Девочки в классе девочек также внимательны, старательны (80%) и активны (60%). В характеристиках их деятельности нет особых отличий от сверстниц из «смешанного» класса.
Эти данные свидетельствуют о том, что мальчикам интересно, однако невысокие параметры активности при столь высоком внимании и старательности указывают на то, что у них несколько хуже идет понимание материала.
Таким образом, суммируя наблюдаемые изменения характеристик видов деятельности мальчиков и девочек по возрастам и учитывая параметры педагогических воздействий, можно утверждать, что в классах раздельного обучения мальчикам удается сохранить позитивную «Я — концепцию». В классе мальчиков выше показатель лидерства (61%), чем у их сверстников из «смешанного» класса (45%).
□ мальчики
□ девочки
Изменения в тематическом планировании
Русский язык — каллиграфия.
Чтение — для развития вербальных навыков.
Математика — конструирование.
Технология — выжигание.
Ритмика — современный танец.
Внеклассные мероприятия для мальчиков
Посвящение в рыцари. Турнир вежливости. Малая зарница. Юный защитник Родины. Веселые старты. Юные джентльмены.
Внеклассные мероприятия для девочек
Умелые ручки. В гостях у Василисы Премудрой. Тайна моего «Я». Маленькая леди. Культура общения. Мир моих фантазий. Дизайн и быт.
Совместная деятельность
Культура общения мальчиков и девочек. Как мы видим друг друга. Фантазия творческих дел. Совместная трудовая деятельность. На балу у Золушки.
Процесс обучения и воспитания, построенный с учетом половых различий детей, позволил учащимся, по нашему мнению, более успешно развиваться в школьной системе взаимоотношений, что, в свою очередь, способствовало сохранению и укреплению здоровья.
Так как фундамент всего школьного обучения составляет начальная школа, то, на наш взгляд, именно на начальной ступени образования целесообразно введение модели раздельного обучения. В целях создания благоприятной развивающей среды необходимо наряду с введением раздельного обучения, организовать деятельность совместных кружков, факультативов. Обучение — раздельно, воспитание — вместе.