Раздельное обучение: в начале пути
О раздельно-параллельном обучении мы слышали немало, и чем больше мы вникали в историю вопроса, тем интереснее и актуальнее он казался. В чем его суть? Почему когда-то оно было повсеместным, потом о нем забыли, и вот снова заговорили? Поводом обратиться к этой системе обучения стал анализ состояния здоровья учащихся. Кроме того, хотелось привнести в нашу работу новую струю. А тут пришло и приглашение принять участие во Всероссийском форуме «Образование и здоровое развитие учащихся» (декабрь 2005, Москва), в повестке дня которого стоял вопрос о раздельно-параллельном обучении. Специально к форуму вышел трехтомник с наработками по этому вопросу, где приводились убедительные доводы в пользу такого обучения.
На педсовете коллегам было предложено освоить новую для нас систему. Все горячо поддержали эту идею. Было решено открыть два класса — девочек и мальчиков и один смешанный — для чистоты эксперимента.
Каждому участнику московского форума был вручен фильм «Спасем детей — спасем Россию». Он был показан на общешкольном родительском собрании и произвел большое впечатление. Заручившись родительской поддержкой, мы всерьез начали подготовку. Нужно сказать большое спасибо завучу Ларисе Николаевне Тарасовой, она взяла на себя основной груз ответственности — встречалась с родителями, готовила общешкольное собрание. Подготовительные занятия с шестилетками проводились уже раздельно.
Принципиально важным было правильно подобрать учителей, особенно в класс мальчиков. Выбор пал на Ирину Николаевну Шерстобитову, воспитавшую сына, знающую мальчишескую психологию.
На форуме прозвучала такая цифра: в России в среднем на 100 детей приходится 172 заболевания. У нас в школе это соотношение 100 на 162. Показатель вроде бы лучше, но это не повод успокаиваться. Мониторинг результатов обучения и состояния здоровья учащихся у нас проводится регулярно. Прибавилось работы школьному фельдшеру, которая проводит диагностику состояния здоровья мальчиков и девочек, отслеживает изменения в росте и весе учащихся.
И вот наша школа уже третий учебный год является экспериментальной муниципальной площадкой по теме «Раздельно-параллельное обучение как механизм здоровьесбережения». С 2006-2007 учебного года в школе обучаются три параллели таких классов.
Цель: создать новые условия процесса обучения, отвечающие гендерным психофизиологическим особенностям детей, способствующие гармоничному личностному развитию учащихся.
Задачи:
- Обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
- Сформировать у школьников необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
- Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Осуществлять воспитательный процесс с учетом психофизиологических особенностей мальчиков и девочек.
Направления работы:
• организация учебного процесса,
• организация воспитательного процесса,
• организация работы с родителями,
• медицинское сопровождение,
• психологическое сопровождение.
В течение всего учебного года отслеживались результаты контрольных срезов по всем предметам, успеваемость по четвертям и итогам года. При 100 % успеваемости за год в третьих классах, показатели качества в 3 «А» классе мальчиков — 63 %, в 3 «Б» классе девочек — 92%, в 3 «В» смешанном классе — 50%; показатели степени обученности в 3 «А» классе мальчиков — 54%, в 3 «Б» классе девочек — 75%, в 3 «В» смешанном классе — 54%. Показатели качества и СОК выше в классах раздельного обучения.
Большое внимание уделяется воспитательной работе. У мальчиков учителя стремятся сформировать смелость, волю, силу духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых, особая роль отводится физическому воспитанию. Для девочек главное — нежность, женственность, трудолюбие. Проводятся и совместные воспитательные мероприятия, на которых мальчики и девочки учатся общаться.
Самое ценное у человека — жизнь, а самое ценное в жизни — здоровье. Об этом не надо забывать родителям будущих первоклассников, когда они решают, какую школу или какую программу выбрать для обучения своих детей.
Приложение
Сводная ведомость учёта роста и веса учащихся за 2008-2009 учебный год. 3 классы.
| Рост (см) | 3 а мальчики (Шерстобитова И. Н.) | 3б девочки (Королевская С. Г.) | 3в смешанный (Тихонова Ю. В) | ||||||
| 
 | Сент. | Янв. | Май. | Сент. | Янв. | Май. | Сент. | Янв. | Май. | 
| Средний показатель (мальчики) | 134,7 | 135 | 138,1 | 
 | 
 | 
 | 138 | 139,3 | 141,7 | 
| 
 | +1,3 | +3,5 | 
 | 
 | 
 | 
 | +1,3 | +3,4 | |
| Средний показатель (девочки) | 
 | 
 | 
 | 137,5 | 139,3 | 141 | 134,8 | 136,6 | 137,2 | 
| 
 | 
 | 
 | 
 | +1,8 | +3,5 | 
 | 2,2 | +2,4 | |
| Вес(кг) | 3а | 3б | 3в | ||||||
| 
 | Сент. | Янв. | Май. | Сент. | Янв. | Май. | Сент. | Янв. | Май. | 
| Средний показатель (мальчики) | 29,1 | 29 | 31,5 | 
 | 
 | 
 | 30,8 | 30,0 | 33,6 | 
| 
 | -0,1 | +2,4 | 
 | 
 | 
 | 
 | -0,8 | +3,6 | |
| Средний показатель (девочки) | 
 | 
 | 
 | 31,3 | 32,7 | 33,3 | 30,7 | 30,6 | 34 | 
| 
 | 
 | 
 | 
 | +1,4 | +2,0 | 
 | -0,1 | +3,3 | |
Успеваемость учащихся в классах раздельно-параллельного обучения за 2008-2009 уч. год. 3а класс (мальчики).
| Ф. И. О. учащегося | Русск. язык | Чтение | Матем. | Окр. мир | Англ. яз. | Изо | Тр | Физ.ра | Музыка | 
| Средн. бал | 3,7 | 4,3 | 3,8 | 4,0 | 3,9 | 4,4 | 4,4 | 4,9 | 4,4 | 
 
Наталья Николаевна Зобнина, директор школы, член- корреспондент Международной Академии Общественных Наук Наталья Витальевна Нарушева, заместитель директора по УВР.
МОУ «СОШ № 18 г. Новотроицка Оренбургской области»,



 
			