Два урока в классе мальчиков по системе Занкова
Более двух десятилетий Лицей № 103 «Гармония» г. Железногорска применяет в своей работе принцип раздельного обучения мальчиков и девочек. В классах мальчиков обучение ведется по образовательной системе Л. В. Занкова и продолжается 8 лет. Данная система соответствует гендерным особенностям мальчиков.
Дидактическим стержнем уроков системы Л. В. Занкова является деятельность самих учащихся. Ученики наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Их действия носят преобразующий характер.
Для работы по выбранной системе обучения учитель, на мой взгляд, должен активно использовать возможности компьютера. Это позволяет готовиться к урокам на современном уровне. В частности, с применением передовых информационных технологий возможно создание карточек для работы на уроках, сканирование иллюстраций, копирование материала из различных источников в интернете, создание презентаций уроков с использованием материала из сети и т. д.
Так, использование презентации на уроке помогает учителю наглядно и интересно организовать подачу нового материала. Дети в ходе урока легко могут совершить заочное путешествие, и через путешествие понять смысл нового материала.
При подготовке к занятиям по математике я составляю таблицу, в которой отражены все этапы урока, действия учителя и ожидаемые ответы учеников (см. Таблицу 1).
Этап урока |
Действия учителя |
Цель |
Действия учащихся |
Организационный |
Организовать учащихся для работы на уроке, активизируя их знания. |
Настроить учащихся на работу, повторив формулы нахождения площади, периметра, пространственные геометрические фигуры. |
Соотношение начала и конца определения. (Игра «Математическое лото»). |
Актуализация знаний |
Контролировать выполнение работы по карточкам. Фронтальная работа с классом. |
Систематизировать имеющиеся у детей знания о плоскостных и пространственных фигурах. Проверить умение решать задачи на нахождение площади. |
Выступление учащихся, ответы на поставленные вопросы. Выполнение индивидуальной дифференцированной работы по карточкам. |
Сообщение темы урока |
Сообщить тему урока, стимулировать детей к изучению нового материала. |
Сообщить учащимся тему урока, развивать их математическую речь. |
Знакомство с темой урока, ответы, направленные на понимание и принятие темы урока. |
Систематизация знаний |
Активизировать учебную деятельность учащихся, корректировать их выводы. |
Развивать пространственное воображение и мышление, систематизировать знания о призмах. |
Визуальное восприятие призмы, высказывания по изучаемому материалу. |
Практическая работа |
Контролировать практическую работу детей. |
Активизировать знания о единицах измерения длины, их взаимосвязи с единицами измерения площади. Создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу о трёхмерности (длина, ширина, высота) пространственных фигур. |
Выполнение практической работы: измерение отрезков; построение заданного прямоугольника; построение заданной призмы; индивидуальная (практическая) работа в тетради. |
Дифференцированная индивидуальная работа в парах |
Контролировать работу учащихся в парах. |
Систематизировать имеющиеся у детей знания о площади плоскостных фигур. Проверить правильность выполнения задания. |
Выполнение работы в парах. Тем, кто справился с общим заданием быстрее, дается индивидуальное задание. Самопроверка выполненного задания. |
Подведение итога урока |
Подвести итог урока. |
Систематизировать полученные знания детей. |
Высказывания об изученном на уроке. |
Сообщение домашнего задания |
Сообщить домашнее задание. |
Стимулировать учащихся к дальнейшей работе. |
Знакомство с домашним заданием, выбор задания. |
Урок математики по теме «Пространственные фигуры — трёхмерные измерения» я проводила согласно тематическому планированию в третьей четверти.
Вот фрагмент урока математики, проведённого в 4-м классе.
1 этап урока: сообщение темы урока.
2 этап урока: актуализация знаний учащихся, фронтальная работа с классом, индивидуальная дифференцированная работа по карточкам.
Ученики, у которых на столе учителям положены карточки с заданиями, работают самостоятельно в тетради.
(Проверка результатов этой работы осуществляется учителем в ходе урока).
Учитель подготовил к уроку карточки трёх уровней сложности для дифференцированной работы учащихся. Предлагаю вариант карточек:
Карточка 1 (Высокий уровень сложности).
Реши задачу:
В центре прямоугольной площадки длиной 16 м и шириной 10 м разбили цветник в форме прямоугольного треугольника со сторонами прямого угла 8 м и 6 м. Остальную часть площадки занимают газоны. Найди площадь газонов.
Карточка 2 (Средний уровень сложности).
Реши задачу:
В центре прямоугольной площадки длиной 16 м и шириной 10 м разбили цветник в форме прямоугольника. Длина цветника 8 м, а его ширина — 6 м.
Остальную часть площадки занимают дорожки. Найди площадь дорожек.
Карточка 3 (Задача с помощником).
Реши задачу:
В центре прямоугольной площадки длиной 16 м и шириной 10 м разбили цветник в форме прямоугольника. Длина цветника 8 м, а его ширина — 6 м. остальную часть площадки занимают дорожки. Найди площадь дорожек.
Обрати внимание на предложенную краткую запись.
Длина площадки — 16 м
Фронтальная работа с классом.
Учитель: Назовите геометрические фигуры.
(Дети называют их: куб, квадрат, треугольник, призма, овал, цилиндр и т. д.).
Учитель: На какие группы можно разделить фигуры? Почему? По какому признаку?
(Дети отвечают).
На уроке нам будет нужна классификация геометрических фигур на плоскостные и пространственные. (Учитель показывает слайд).
На прошлом уроке мы повторили тему «Плоскостные фигуры». Почему их так называют? (Они занимают пространство на плоскости).
Сегодня нам будут нужны пространственные геометрические фигуры. (Учитель показывает слайд с изображением объёмных тел).
Учитель: Как называется данная фигура? Почему?
Дети характеризуют каждую фигуру: пирамиду, призму цилиндр,
Учитель: В жизни мы часто встречаемся с пространственными фигурами, но не всегда обращаем на них внимание. Посмотрите, какие многогранники встречаются в природе. (Учитель показывает слайд).
Учитель: Как думаете, почему эти фигуры названы многогранниками? (У них много граней).
3 этап урока: объявление темы урока, постановка задач перед учащимися, фронтальная работа.
Учитель: То, что вы вспомнили о геометрических фигурах, собирая лото, пригодится на уроке.
Учитель: Тема урока «Пространственные фигуры — трёхмерные измерения». Что вы ожидаете от урока?
(Возможные ответы детей:
Что-то новое о пространственных фигурах.
Что такое трёхмерное измерение?
Как измерить пространственную фигуру.
Учитель записывает ожидания детей).
Учитель: Правильно ли я вас поняла, что сегодня на уроке вы узнаете:
что такое трёхмерное измерение?
что необходимо знать для измерения пространственных фигур?
Все этапы урока были направлены на решение поставленных первоначально задач. Логика построения урока обеспечивалась благодаря взаимодействию между этапами через единую тему и через усложнение материала от этапа к этапу. Каждый этап предварялся соответствующей установкой.
На уроке учащиеся были очень активны, заинтересованы, с увлечением работали на протяжении всего урока.
Фрагмент урока по теме «Необыкновенная Австралия»
Урок ознакомления с окружающим миром в 4 классе по теме «Необыкновенная Австралия» я проводила с использованием компьютерных технологий.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о северных землях нашей страны. Начиная с XV века, люди всех стран активно осваивали мир. Но только в XVIII веке была открыта Австралия. Сегодня на уроке вы познакомитесь с необыкновенной природой этого материка.
Честь открытия Австралии принадлежит английскому мореплавателю и исследователю капитану Джеймсу Куку (Учитель показывает слайд).
Чем необычен и интересен этот материк, вы узнаете, если отгадаете кроссворд. (Учитель показывает слайд).
Антоним к слову мокрый (сухой)
Материк с самым сухим климатом. Две трети его территории занимают пустыни и полупустыни. Рек мало, почти все они пересыхают.
2. Синоним к слову знойный (жаркий)
Материк с самым жарким климатом.
3. Антоним к слову большой (маленький)
Австралия — самый маленький из материков, его долго считали островом. Это единственный материк, который является и частью света и государством.
4. Сложное слово, обозначающее населённый пункт с небольшим количеством людей (малонаселённый)
Австралия — самый малонаселённый из обитаемых материков.
5. Человек, проживающий один (одинокий)
2 этап урока. Изложение нового материала.
Австралия отдалена от других материков. (Учитель показывает слайд). Она одновременно является:
государством, материком, островом, так как со всех сторон омывается водой.
Растительность Австралии разнообразна. Многие из растений встречаются только на этом континенте. Учёные насчитали в Австралии 1200 видов растений, и 900 из них больше нигде не встречаются.
Вот как выглядит материк, о котором мы сегодня говорим. (Учитель показывает слайд).
Самыми известными деревьями Австралии являются эвкалипты.
Эвкалипт. (Учитель показывает слайд).
Эвкалипт — одно из самых распространённых деревьев Австралии. Это вечнозелёное растение с удлинёнными листьями. Листья этого дерева поворачиваются к солнцу ребром, чтобы не перегреваться.
Существует около 500 видов эвкалипта, от высочайших деревьев до кустарников.
Эвкалипты растут в самых разных природных зонах — от влажных лесов до пустынь. Самые высокие из них достигают 100 метров. Растут эвкалипты очень быстро. Пятилетние деревья уже образуют леса. Эвкалипт называют деревом-насосом. Его корни уходят на глубину до 30 метров и высасывают из почвы много воды.
Ещё более необычен животный мир Австралии. (Учитель показывает слайды).
Здесь есть млекопитающие, которые подобно птицам откладывают яйца — ехидны и утконосы. Обитают в Австралии кенгуру, коала, дикая собака динго, кролики, чёрные лебеди и многие другие животные.
Более подробно остановимся на очень необычном обитателе Австралии — медвежонке коала.
Коала. (Учитель показывает слайд).
Коала — сумеречное животное, которое большую часть времени проводит на деревьях, добывая себе пропитание. Слово «коала» переводится как «не пить», потому что необходимую влагу он получает из растительной пищи.
Водится только в Австралии. Питается коала исключительно листьями эвкалипта. Удивительно то, что в них содержится опасный яд — синильная кислота. Не исключено, что причудливость коала в выборе листьев разных видов эвкалипта вызвана именно тем, что они умеют распознавать этот яд или оценивать его дозу, велика она или безопасна. В природе коала не имеет врагов. Живет в среднем 12 — 13 лет, хотя известны случаи, когда они жили и больше — до 18 лет. Коала не относится к числу гигантов. Длина его тела примерно 60 см при высоте 30 см. Если он и похож на медведя, то скорее на аккуратного плюшевого медвежонка — плотное тело, большая голова, огромные мохнатые уши; шерсть густая, длинная, пепельно-серого цвета.
Особенность строения пальцев такова, что большой и указательный пальцы могут противопоставляться остальным, и это позволяет коале обхватывать ветви деревьев как клещами. Хвоста у коалы нет.
Днем зверек спит, спрятавшись в густой листве на верхушке дерева, а ночью лазает по деревьям, отыскивая корм — листья определенных видов эвкалиптов. Обмен веществ у коалы протекает вдвое медленней, чем в организмах других животных, и это снижает потребность в белках и энергии. Вот почему коала медлительный.
Путешествие по Австралии очень увлекательно, необычно.
Считаю, что использование на уроках информационно-компьютерных технологий обосновано (особенно для мальчиков), так как:
позволяет наглядно и в увлекательной форме организовать подачу нового материала,
активизирует познавательный интерес учащихся, увеличивает объем изучаемого материала, помогает учащимся образно представить окружающий мир, помогает переработать больший объем информации, сформировать целостное восприятие изучаемого объекта.
Лариса Юрьевна Стойлова, учитель начальных классов
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»;