Формирование умений соуправления учением у младших школьников
Важнейшая задача учителя начальной школы — научить детей учиться, то есть учить себя. Общеучебные умения, формируемые у учащихся, мы структурировали следующим образом:
• собственно умения учиться — выбор интересующей по предмету темы, поиск источников знаний, работа с текстом, оформление работы, работа в паре, в группе, презентация работы;
• умения соуправления учением — умения самопознания, конструктивные умения (прогнозирование собственных учебных достижений, планирование собственной учебно-познавательной деятельности), контрольно-оценочные умения, рефлексивные умения. Целью проведённого нами исследования было определение необходимых условий формирования умений соуправления учением при гендерном обучении младших школьников, а также проведение сравнительного анализа сформированности обозначенных умений у мальчиков и девочек.
Исследование проводилось на протяжении 2008-2009 учебного года на базе СОШ № 2 г. Гулькевичи в 3 «А» (класс девочек) и 3 «Б» (класс мальчиков). Помимо раздельного обучения в экспериментальных классах введено обучение учащихся в режиме смены динамических поз.
В процессе экспериментальной работы определены, структурированы и реализованы на практике необходимые условия формирования умений соуправления учением в гендерных классах. Для девочек такими условиями являются: повторяемость предлагаемой информации, работа в группе, спокойная доверительная обстановка, учёт познавательных интересов девочек, учёт возрастного опережения девочек (приоритет внутренней мотивации), введение в учебный процесс рефлексивного дневника как возможности выразить свои чувства и творческие способности. Для мальчиков условия следующие: динамичность представления предлагаемой информации, работа в паре, командный тон, учёт познавательных интересов мальчиков, учёт возрастного отставания мальчиков (приоритет внешней мотивации), введение в учебный процесс рефлексивного дневника как средства, помогающего определить собственные познавательные интересы, выразить мысли, как дневника достижений, успехов.
Было проведено исследование динамики уровня умений соуправления учением младших школьников в гендерных классах. Полученные результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Условия, созданные в гендерных классах на основе предложенной нами структуризации, способствуют формированию умений со- управления учением у всех учащихся.
2. В классе девочек указанные умения формируются на более высоком уровне по параметрам: понимание терминологии (понятий) в области соуправления учением (рефлексия, рефлексивный дневник, рефлексивная карта, самооценка, прогноз, план, самопознание, источники знаний и т. д.); планирование и оценивание собственной познавательной деятельности, продуктивность собственной познавательной деятельности (по количеству творческих и научных работ).
3. Сопоставление полученных результатов сформированности умений соуправления учением у младших школьников при гендерном обучении (с учётом созданных условий) с результатами исследований в смешанном классе показало, что уровень сформированности обозначенных умений у мальчиков составляет 55%, у девочек — 69%, у учащихся смешанного класса — 21%.
4. Сформированность умений соуправления учением способствует повышению уровня познавательной потребности у всех учащихся, повышению уровня школьной и учебной мотивации, формированию адекватной самооценки достижений по всем учебным предметам.
Для исследования уровня познавательной потребности применялись методики «Страна Вообразилия» и «Познавательная потребность» В. С. Юркевича; для измерения самооценки детей применялась методика «Шкала Бруковера» (модификация, основанная на методике «Лесенка»); для определения школьной мотивации применялись рисуночные тесты «Что мне нравится в школе»; для определения мотивации учебной деятельности — методика из книги М. Н. Акимовой, Н. В. Бодягиной «Диагностика факторов успешности учебной деятельности при переходе из начальной школы в среднюю».
Ольга Игоревна Баранова,
КубГУ, доцент, кандидат педагогических наук
Ольга Александровна Ташлыкова,
КубГУ, студентка IV курса ПМНО
Кубанский государственный университет, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики,