Исследовательская деятельность младших школьников
Именно обучение в начальной школе является важнейшим этапом формирования мышления, выработки навыков труда и периодом высокой учебной мотивации детей, наибольшей восприимчивости к педагогическим воздействиям. Поэтому педагогический коллектив нашей школы пришёл к выводу о целесообразности проведения эксперимента с использованием гендерной дифференциации в ходе организации исследовательской деятельности младших школьников, в ходе приобщения младших школьников к основам поисковой и исследовательской деятельности. Ведь ежегодно в школу приходят не просто среднестатистические дети, а мальчики и девочки со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, проявления эмоций, с разными установками, типами характера, моделями поведения. Все они разные по своему биологическому возрасту. А школа по старинке готовится к встрече с детьми, но не с мальчиками и девочками. Для того чтобы исправить ситуацию, мы решили организовать исследовательскую деятельность таким образом, что под руководством учителей — научных руководителей — учащиеся, с учетом их гендерной принадлежности, выбирали и формулировали темы своих работ, проводили информационно-поисковую работу в рамках избранной темы, выдвигали гипотезы, выполняли творческие задания, выступали с сообщениями перед учащимися и учителями школы.
Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин: «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения состоит в формировании у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в различных сферах человеческой культуры.
Формы организации внеурочной деятельности учащихся, ориентированной на формирование у них умений работать с информацией для решения интеллектуальных и практических задач проектно-исследовательской деятельности, объединены под названием академия «ТриУмф». Это добровольная организация учащихся, стремящихся к совершенствованию знаний, развитию интеллекта, приобретению навыков научного поиска, то есть к триумфу.
Структура академии «ТриУмф»:
• Факультет «Мир вокруг нас».
• Кафедра гуманитарных дисциплин.
• Кафедра естественнонаучных дисциплин.
• Консультативный центр «Не знаешь — спроси».
• Пресс- центр «Академические вести».
• Пиар-центр «Тропинками «ТриУмфа».
• Статистический центр «Факты и цифры».
Все учащиеся, занимающиеся в этой академии, делятся на четыре группы по интересам. Они выполняют работу в одном из названных направлений, что служит целям предпрофильной подготовки и способствует развитию рефлексивных умений — центрального новообразования младшего школьного возраста. В процедурах сбора информации и в методах решения задач проявляются половые различия. Девочки проявляют больший интерес к людям, мальчики — к вещам. Поэтому, например, в работе пресс-центра принимают участие преимущественно девочки, а в работе статистического центра — мальчики. У девочек есть тенденция подходить вербально к решению задач, тогда как мальчики предпочитают при решении стоящих перед ними задач использовать визуальные средства.
Высшим органом управления академии «ТриУмф» является слёт «академиков» (то есть участников академии), который называется «К вершинам знаний». Он проходит один раз в год. Слёт организуется в виде творческого отчёта, на котором представляются и защищаются проекты членов академии.
Учёный совет является органом управления второй ступени. В него входят учитель, четыре ученика (члены академии «ТриУмф») и два родителя. Учёный совет координирует работу академии, организует консультации со специалистами по проблеме исследования, разрабатывает стратегическую линию развития академии.
Формы работы Ученого совета: теоретические занятия, практические занятия, творческие занятия, исследовательско-итоговая работа (популяризация полученного опыта в СМИ, защита докладов, конкурсы, олимпиады, малые конференции, издание газет).
При проведении исследовательской работы необходимо учитывать следующие факторы:
• мальчики эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы);
• мальчики хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически;
• мальчики мало реагируют на интонацию речи и модуляцию голоса, то есть на эмоциональную его окраску;
• для мальчиков характерна высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени;
• мальчики быстро и легко решают новые задачи, гораздо хуже — стереотипные;
• мальчикам для полноценного психического развития требуется больше пространства;
• мальчики обладают более остро выраженной способностью к поисковому поведению;
• девочки быстро и легко «схватывают» информацию, но плохо соотносят её с имевшейся ранее (то есть происходит обучение по принципу «накопления»);
• эмоциональность подачи материала усиливает внимание и осмысление информации девочками;
• девочки нуждаются в эмоциональной оценке их деятельности;
• девочки быстро решают однотипные задачи, хуже — новые, хорошо действуют по аналогии;
• девочки для лучшего усвоения информации нуждаются в повторении;
• девочки в 6-7 лет имеют больший, чем у мальчиков объём кратковременной памяти (что определяет их высокую обучаемость);
• девочки, как правило, задают вопросы лишь для установления контакта со взрослым;
• девочки предпочитают вначале наладить общение и лишь потом действовать;
• девочкам необходима дозированная, упорядоченная информация, размеренный темп подачи.
Эмоции и в обучении мальчиков, и в обучении девочек играют важную роль. Без их участия, если работает только интеллектуальная сфера, осмысление идет на низком уровне. Без участия эмоций нет полноценного смысла воспринимаемого знания. Но идти в проведении исследований мальчикам и девочкам, по-видимому, надо различными путями: мальчикам — через логику к эмоциям; девочкам — от эмоций к логике.
Перед экспериментальной работой ставились следующие цели:
• Создание модели организации поисковой и исследовательской деятельности младших школьников в соответствии с половыми психофизическими особенностями в рамках единого непрерывного педагогического процесса.
• Обеспечение — через использование в образовательном и воспитательном процессах метода проектов — эффективной стратегии развития мальчиков и девочек, наиболее полного интеллектуального, психологического, личностного развития, создание психологически комфортной обучающей среды.
• Формирование детьми навыков использования возможностей информационных технологий, и через них — умственное, эмоционально-волевое и личностное развитие с учетом индивидуально-психологических половых различий.
• Развитие креативности.
• Обеспечение природосообразной среды обучения и развития.
Ребенок — исследователь по своей природе. Предложенный нами перечень качеств, характерных для исследователя-творца, разумеется, не полон. Его, наверное, можно дополнить какими-то ещё. Мы выделили следующие качества исследователя: любознательность; способность видеть проблемы; повышенный интерес к дивергентным задачам; оригинальность мышления; гибкость и продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования; высокая концентрация внимания, отличная память, способность к оценке.
Психофизиологии считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга.
Речь идет о различиях:
• познавательных способностей и познавательных процессов;
• восприятия окружающего мира;
• темпов, стратегии переработки и усвоения информации;
• преимущественного формирования того или иного вида мышления;
• организации внимания;
• уровней активации эмоций в процессе обучения;
• уровней адаптивных возможностей организма и психики;
• отношений к положительной и отрицательной оценке своей работы.
Все эти различия влияют на качество, стиль исследования, эмоционально-волевую сферу личности.
Основные этапы исследовательской работы младших школьников таковы: актуализация проблемы, определение сферы исследования, выбор темы исследования, выработка гипотезы, выбор методов исследования, сбор и обработка информации, анализ и обобщение полученных материалов, подготовка отчёта, доклад.
Работа ведется по цепочке: проблема — гипотеза — исследование — решение.
При этом наблюдение используется как способ выявления проблемы.
Приведем несколько примеров исследовательской деятельности младших школьников.
«Тема одна — сюжетов много».
Необходимо придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например: «Лес», «Животные Краснодарского края» и др.
«Рассказ на заданную тему».
Тему игры объявляет учащийся, выходя к доске, например: «Зима». Дети называют слова, связанные с этой темой. Учащийся записывает предложенные ему слова на доске и составляет из них рассказ.
Девочкам свойственна работа посредством плана-исследования, в котором присутствуют теоретические методы исследования. Девочки обычно идут от теории к практике. А для мальчиков с рождения свойственны эмпирические методы, они рождаются исследователями, т. е. они познают мир, проводя исследования, начиная с практики и затем переходя к изучению теории.
Наши дети участвуют со своими проектами в конкурсах, научнопрактических конференциях. Основываясь на принципах гендерной педагогики, мы можем определить поло-личностную принадлежность каждой научно-исследовательской работы.
Назовем несколько примеров проектов наших учащихся.
«Мы нашли своих хозяев».
Задание: найти материал о людях, которые подобрали бездомных кошек и собак, рассказать о них. Можно организовать встречи с этими людьми, выпустить газету, написать сочинение от имени животного, нашедшего хозяина.
«Экологическая профессия».
Задание: узнать о профессиях людей, приходивших на встречи со школьниками. Например, проходят встречи с людьми экологических профессий. После этого проводится «защита» профессии. С этой точки зрения рассматриваются такие профессии, как дворник, милиционер и др.
«Прогноз погоды».
Проект коллективный, реализуется в игровой форме. Заключается в попытке предсказать погоду по народным приметам. Свой прогноз дети сравнивают с реальной погодой.
Дети выполняют и долговременные проекты.
«Строим город Экоград».
Это длительная игра-программа экологического воспитания, акцентирующая внимание на экологии города, на социальной среде.
«Школа добрых волшебников».
Это экологический практикум для младших школьников. Проект имеет игровой сюжет: детям предлагается роль добрых волшебников, где каждое волшебство — конкретное дело.
«Эко-мир моей семьи».
Это тематический цикл творческих экологически-ориентирован- ных дел с участием родителей школьников.
При выполнении кратковременных проектов руководителями групп назначаются обычно мальчики, т. к. они в короткое время могут быстро мобилизоваться и с интересом выполнить работу. А при выполнении долговременных исследований, которые требуют кропотливой монотонной работы, терпения, руководителями чаще всего становятся девочки.
Свою задачу в осуществлении гендерной дифференциации при организации исследовательской деятельности мы видим в том, чтобы учесть психофизиологические особенности мальчиков и девочек. Нам представляется это необходимым при определении форм и методов исследовательской деятельности мальчиков и девочек на уроках и во внеклассной работе для оптимизации процесса обучения. Цель такой оптимизации: развитие познавательных, поисковых способностей и интеллектуально-коммуникативной сферы младших школьников.
Для обеспечения природосообразной среды обучения и развития мы советуем коллегам использовать в работе следующие рекомендации по гендерной дифференциации:
• Чаще обращаться к ученикам того пола, для которых это исследование более важно.
• Ученикам этого пола давать к тому же более сложные здания.
• Мальчикам давать больше шансов исправить ошибку.
Мальчики и девочки из 3А (классный руководитель Е. П. Капитонова) и 3Б (классный руководитель Л. Л. Скоморохова) классов в течение 2008-2009 учебного года активно участвовали в освоении новой педагогической технологи формирования оценочной деятельности младших школьников с применением рефлексивных дневников (автор: Баранова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования КубГУ). Мы сотрудничали с факультетом педагогики, психологии и коммуникативистики КубГУ, с кафедрой педагогики и методики начального образования, что позволило сформировать «Портфель достижений класса», а также и подобный «портфель» каждого ученика в отдельности. Дети самостоятельно отбирали работы, выполненные ими на уроке или во внеурочной деятельности, учились обосновывать свой выбор, давать краткую самооценку своего труда. Введение в школьную жизнь «Портфеля достижений» позволило по-другому посмотреть на некоторых ребят, т. к. отбор материала, самооценка данных всегда оценивались экспертами как адекватные. У 65% учащихся сформировалось умение работать с рефлексивным дневником как средством формирования самопознания, 75% учащихся научились прогнозировать свои возможности по предметам, осознали собственные учебно-познавательные интересы. Учащимся очень понравилось вести научно-познавательную работу. 89% учащихся классов, в которых практиковались эти «дневники», научились осуществлять интеллектуальную, эмоциональную, физическую рефлексию собственной деятельности и состояний, повысилась мотивация учащихся. Многие дети увлеклись научной работой. Ученик 3Б класса мальчиков Александр Бондарь со своей исследовательской работой «Как правильно обучать детей: в смешанных классах или параллельно-раздельных?» принял участие в краевой олимпиаде по психологии, проводившейся среди учеников 8-11 классов. А. Бондарь был отмечен грамотами за научный подход к работе, а также как самый юный участник олимпиады.
80% учащихся смешанного класса относятся друг к другу хорошо, 75% «раздельников» тоже относятся друг к другу хорошо. По мнению детей, в классах раздельного обучения у мальчиков воспитываются такие качества:
Класс |
смелость |
ответственность |
мужество |
Уважение к девочке |
Смешанный |
30% |
10% |
40% |
20% |
Мальчики |
50% |
20% |
10% |
30% |
Девочки |
30% |
20% |
20% |
30% |
А вот какие качества воспитываются у девочки при раздельном обучении:
Класс |
доброта |
женственность |
миролюбие |
Смешанный |
30% |
40% |
40% |
Мальчики |
20% |
60% |
40% |
Девочки |
40% |
45% |
10% |
А. Бондарь в своей исследовательской работе пришёл к выводу, что большинство ребят устраивает обучение в том классе, в котором они получают знания. Каждый ученик имеет право на свое мнение, на выбор. При гендерном подходе в ходе обучения мальчики вырастают мужественными, смелыми, а девочки — женственными, миролюбивыми.
Лилия Леонидовна Скоморохова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов, «Лучший учитель России» (2006 г.);
Татьяна Николаевна Строкачёва, методист МУ «РИМЦ», учитель начальных классов, «Лучший учитель России» (2006 г.);
МОУ СОШ № 2 (Л. Л. Скоморохова) и МОУ СОШ № 4 (Т. Н. Строкачёва) г. Гулькевичи Краснодарского края.