Настоящие парни, будущие мужчины
Поступление в «большую школу» — один из самых важных рубежей в жизни ребёнка. Поэтому родителям и педагогам необходимо выбрать наиболее эффективные формы обучения. В нашей Гимназии
— это раздельно- параллельное обучение. Известно , что мальчики и девочки развиваются по-разному. Я уже четвертый год работаю в классе мальчиков и потому имею возможность проанализировать, как воспринимают дети учебный материал, как происходит становление личности мальчиков и девочек при раздельно-параллельной форме обучения.
Мы наблюдаем различия в поведении детей в сходных ситуациях, таких как включение в деятельность, отношение к повторению уже известного материала, в выборе ответной реакции на обиду и т. д. Почему мальчикам лучше даётся математика и география? Почему у мальчиков больше проблем с поведением? Почему адаптация к школе протекает сложнее? Накоплен теоретический и практический материал.
Наши наблюдения показывают, что у мальчиков позднее формируется зрительный анализатор. Они в большей степени имеют не- сформированность в развитии зрительного восприятия, у них лучше развита крупная моторика. Отмечаются успехи на уроках физической культуры. Есть основная проблема, с которой сталкиваются учителя начальных классов — почерк. Различия проявились в том, что мальчики обладают лучшим пространственным мышлением, лучше понимают геометрические концепции и ориентируются в визуальных лабиринтах. Мальчики активны в обучении, ориентированы на движения тела и тем самым дополнительно стимулируют развитие своего пространственного восприятия. Они доминируют в логико-математических умственных способностях. Мальчики обладают картинным мышлением
— они должны увидеть то, что им объясняют. При обучении они усваивают материал лучше, если он изложен не визуально, точнее могут производить вычисления, не видя и не трогая предметов. Мальчишки чаще полагаются на дедукцию: процесс мышления у них часто начинается с общего принципа, который непосредственно или с помощью вспомогательных понятий затем применяется к частным случаям. Дедуктивный процесс идёт намного быстрее. Мальчики хуже приводят примеры, особенно на раннем этапе формирования понятий. Они чаще начинают с конкретных примеров, переходя потом к теории. Общепринятым является факт более позднего овладения речью, и часто педагоги бьют тревогу о наличии дислексии у мальчиков и спешат за помощью к логопеду. Во время обучения мальчики по большей части учат молча, но опережают девочек по способностям к рассуждению.
В таких классах отмечается наибольшая активность одного-двух лидеров или тех, кто стремится обратить на себя внимание. Мальчики любят жаргон или закодированный язык.
Рассказы ребят наполнены возбуждением и действием, чувства жертв ими игнорируются, в первую очередь их интересует объект и вещи. Внимание девочек лучше сконцентрировано на всех уроках, за исключением математики. Внимание мальчиков менее устойчиво, когда необходимо сосредоточиться на выполнении заданий. Они допускают больше «нелепых» ошибок. Активно развивается зрительная память, для удержания внимания часто требуется большое число разнообразных стимулов. Уроки — соревнования, викторины, путешествия, игры должны быть традиционными. Активная смена деятельности позволяет добиваться более высокой отдачи. Кабинет оснащён «сенсорными коромыслами», партами-конторками, шведской стенкой и т. д.
Если в первом классе у мальчиков отмечается отставание в физиологическом, психологическом уровнях развития, то к третьему году обучения они догоняют девочек.
Неуспеваемость у мальчиков связана с недостатками учебной деятельности, с отрицательным отношением к учению, с низким уровнем воспитанности и проблемным поведением (большая подвижность, непоседливость, рискованность и др.). Большинству мальчиков не достаёт усидчивости, внимательности, аккуратности, прилежания. Им требуется время для обработки и осмысления эмоциональной информации. Они более эмоционально уязвимы, чем думаем мы, взрослые. Так, например, после ссоры им трудно принимать активное участие в учебной деятельности и нелегко усваивать знания достаточно эффективно. Мальчики более уязвимы в эмоциональном отношении, чем девочки.
Мужская реакция «бороться или убегать» препятствует интеллектуальному обучению, т. к. обработка эмоциональной информации вовлекает меньше логического мышления. Интересно, что мальчики реагируют избирательно и активизируются только в первые моменты эмоционального воздействия. А потом они перестают реагировать на эти воздействия, и ребята как бы не слышат ни замечаний, ни поощрений. Часто педагогов и родителей раздражает их повышенная двигательная активность, и они пытаются ограничить её, не подозревая о том, что это наносит непоправимый ущерб не только двигательной функции ребёнка, но и развитию его речи, мышления, памяти. Необходимо активизировать деятельность, всячески способствовать развитию произвольных движений, составляющих основу нагляднодейственного мышления. Положительные эмоции создают условия для оптимальной работы и являются стимулом для познания мира. Мальчикам необходимо ощущать себя гениями. Наши наблюдения показывают, что похвала эмоционально значима. Мышление мальчиков творческое, способствует высокой самореализации. Мальчикам важна суть оценки, что конкретно оценивается в их деятельности.
Неотъемлемой частью становления маленького мужчины является присутствие и активная помощь взрослых мужчин. Мы воспитываем детей на положительных примерах мужества, стойкости, воли. Поэтому коллектив принял решение подключить к воспитательному процессу членов боевого братства, воинов Афганистана и локальных войн, общественную организацию «Гвардия». На протяжении трёх лет все мероприятия проводятся совместно с шефами. Эти взаимоотношения направлены на формирование сплочённого коллектива, воспитание патриотов Родины. Ещё в первом классе, после посвящения в богатыри земли русской, нами была избрана тема по изучению истории десантных войск. Ребятам была приобретена экипировка десантников, а в торжественной обстановке были надеты береты. Но знание теории недостаточно, поэтому мы посетили воинскую часть в Москве, где были на аллее героев, рассматривали вооружение, присутствовали на показательных выступлениях, обедали в солдатской столовой. Эта экскурсия оставила неизгладимое впечатление. Впрочем, как и поездки в Политехнический музей, музей Авиации в подмосковном Жуковском.
В третьем классе мы вели работу по изучению биографии А. Пешкова, выпускника гимназии, погибшего в Афганистане, встречались с его мамой, посещали школьный музей, участвовали в митингах памяти Андрея.
Наши шефы всегда присутствуют на классных часах, каждую учебную четверть награждают грамотами детей, успешно закончивших четверть. Многие ребята посещают секцию карате, под руководством П. Л. Клопова.
Как известно, мальчишки предпочитают коллективные игры, и теперь динамические паузы — это время для футбольных баталий.
Всё это создаёт в коллективе здоровую атмосферу. Никто не может подвести команду — класс.
Участие в коллективной жизни родителей не основывается на хозяйственной деятельности. Они с удовольствием принимают участие в Днях здоровья, спартакиадах, «Зарничках», организовывают походы, экскурсии. Благодаря им у нас в копилке — призовые места…
Ольга Станиславовна Красавина, учитель начальных классов
МОУ Гимназия №18 Люберецкого района Московской области
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ