Непростые истины воспитания
«…ребенку Для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
(из Международной конвенции по правам ребенка, 1989г.)
Их, наверное, невозможно разделить — материнские и отцовские уроки, как невозможно разделить само воспитание.
И все-таки испокон веков мать, как естественная воспитательница, вносила в воспитание душевную мягкость, нежность. Она является носителем доброты, мягкости, сострадания, внимания и заботы. Отец вносит в воспитание дух мужской твердости, требовательности, принципиальности, строгости, мужественности, четкой организованности и спартанства. Без отцовских уроков жизнь ребенка не может быть полной. Отцовское внимание, отцовская забота, все умеющие мужские руки, как это важно и необходимо для гармоничного развития.
Основная природная функция женщины — материнство. Определенное время мать отдает этому все физические и духовные силы. Обязанность отца — оберегать спокойствие матери и ребенка, поэтому руководство семьей, опека над ней — естественная функция мужчины. И если дети иногда устают от чрезмерной материнской опеки, то отцовского внимания им подчас не хватает.
Как и мать, отец нужен ребенку всегда. На первых этапах развития ребенка отец может брать на себя часть материнских функций, выполняя их, конечно, по-своему. Его собственная, отличная от материнской, роль состоит в защите и охране единства матери с ребенком, обеспечении им уверенности, спокойствия, поддержки, психологического комфорта. Он как бы создает тыл, на фоне которого ребенок ощущает мир прочным и доброжелательным, а себя в нем спокойным и уверенным. Несколько позднее отец становится эталоном социальных норм и правил, в нем воплощены функции «оценщика», он поддерживает ребенка в стремлении этим правилам следовать. Не менее важной становится его роль защитника, причем, от внешних по отношению к семье влияний. Одновременно отец выполняет еще одну важнейшую функцию. Он способствует личностному становлению ребенка, его отделению от матери, признавая самостоятельность как матери, так и ребенка. Он становится «третьей силой», помогающей ребенку выстроить новый, раздельный с матерью, мир.
Еще позднее отец воплощает в себе образец половой, семейной и социальной роли мужчины. Здесь его функции для мальчика и девочки начинают различаться. Мальчик воспринимает его сначала как образец своей будущей роли по отношению к матери (в которой воплощается образ будущей супруги, матери его детей). В этом случае отец становится гипотетическим конкурентом, возможна и правомерна ревность к нему. Позднее для мальчика отец — образец мужчины в обществе. Ну и, конечно, он всегда остается образцом роли отца, которую мальчик когда-нибудь станет выполнять сам.
Для девочки отец — это тот, кто ее любит. Ей важно, чтобы отец видел и ценил в ней те же качества, которые, как она сама видит, он ценит в маме (женственность, кокетство, мягкость и, конечно, материнство — способность рожать и воспитывать детей). В дошкольном возрасте девочка может ревновать отца к матери. Позднее она «примеряет» его образ на своих друзей и потенциальных партнеров. Разумеется, отец всегда остается для нее защитником и ценителем ее развивающейся женственности.
О роли отца в воспитании говорят все чаще и чаще. Навсегда в прошлое ушел моральный авторитет мужа, державшийся на тех условиях, на которых держался и строй, — на праве собственности, на сознании, что он единственный добытчик, в его руках сосредоточены все средства существования. И жена, и дети были в его безраздельной власти, он мог выдать дочь замуж за кого хотел, мог пустить по миру, лишив наследства и т. д. Бесконтрольная отцовская власть и произвол — все в прошлом. Семья держится не авторитетом подавления, а авторитетом морального превосходства. Во многих случаях главой современной семьи оказалась не имевшая, как правило, до революции права голоса мать. А какое воздействие это оказывает на детей? Если с ранних лет дети видят, что вся инициатива в руках женщины (в детском саду, дома и в школе), это формирует определенное представление о роли женщины в семье и обществе.
У мальчиков формируется образ женщины самостоятельной, решительной, энергичной, которая ходит на родительские собрания, достает путевки в оздоровительный лагерь, ругает за двойки, вообще все делает, за все в ответе, что, в конечном счете, формирует мужчину явно не самостоятельного, нуждающегося в присмотре и в вечном воспитании.
А девочки приучаются в школе быть ответственными за мальчиков, а потом в семье они уже по привычке в ответе за семью, а мужчина спокойно (тоже по привычке!) остается в роли второстепенного в семье, а потому — не всегда и уважаемого, нужного.
В прежней традиционной крестьянской семье отец обрабатывал землю, сеял, косил и т. д., и весь его труд был на глазах у детей. Следует отметить также, что роль «кормильца», «добытчика» в семье сопрягалась с ответственностью мужчины за семью и ее благополучие. Именно с него брали недоимки, именно отца сажали в долговую яму из-за расточительности, иногда даже и не его, а домашних. Нынче положение изменилось. И даже не в том, что не только отец, но и мать может стать равноценным кормильцем (а иногда она и зарабатывает больше супруга), а в том, что появилась, если так можно выразиться, иная психология — безответственность иных мужчин. Некоторые современные мужья меньше всего претендуют на главенство в доме, ибо оно сопряжено с ответственностью. Пусть жена несет ответственность за дом, за быт, за детей, а он оставляет за собой право пользоваться благами и отдыхать. Свое право он обосновывает тем, что занят на производстве, а семья — дело второстепенное, личное. К тому же жена справляется со всеми делами отлично. Иные любители погулять и выпить убедились, что ни жена, ни дети голодные не будут («какая же она мать, если дети будут голодные?!»), и зарплату в дом не приносят. К сожалению, не перевелись в наше время такие отцы — горе- кормильцы.
Многие до сих пор еще главной обязанностью считают материальное обеспечение семьи. Конечно, семью надо обеспечивать, и прежде всего это должен делать отец, но если только этим роль отца ограничивается, тогда у детей может сформироваться потребительское отношение к отцу.
Сегодняшние дети не видят своих отцов на работе, а лишь дома; чем меньше отец принимает участие в семейных делах, тем меньше его авторитет.
Если домашними делами занимаются и отец, и мать, оба они являются примером для детей. Для того чтоб мальчик рос мужчиной, а девочка — женщиной, гораздо лучше, если опорой семьи будет отец.
Любовь к матери — святое чувство, ибо с него начинается все лучшее в человеке, и в том числе любовь юноши к девушке, мужа к жене и детям. И здесь многое зависит от отца. Не обесценивать жизнь женщины-матери, не сужать ее круг интересов только до мелких бытовых проблем. А женщинам нужно не столько упрекать мужчин за то, что они какие-то пассивные и чуть ли не лишние люди в семье, требующие только внимания и ухода (ведь мужчина тоже не хочет быть в семье на правах неуважаемого, лишнего человека), сколько помочь мужьям овладеть одной из неисчерпаемых областей творчества — руководством семьей.
Безотцовщина — сама по себе большое зло. Но когда ребенок становится полусиротой при живых родителях, это особенно горько. Разве тот, кто оставляет семью, знает, какие страдания испытывают дети. Уход отца из семьи — всегда тяжелая травма для ребенка, нередко он теряет веру в людей вообще, озлобляется, забрасывает учебу. Мальчик иногда сторонится благополучных ребят и начинает им мстить ни за что ни про что. Он ищет друзей не в своем школьном коллективе, а на улице. И находит тоже таких, у кого нет отцов. Психологи отмечают, что у детей, выросших в неполных семьях, повышается реактивность и агрессивность, это потому, что нет опоры, уверенности, защищенности, устойчивости, которые придает дому отец. Для девочки уход отца — потеря веры в мужское благородство.
Вряд ли нужно доказывать, какое огромное влияние оказывает отец на сына или дочь. Сын видит в нем образец для подражания, дочь — надежную опору, верную защиту и чаще всего, пусть и несознательно, — идеал мужчины. Дочь «непрестижного» отца, выйдя замуж, может воспроизвести привычные семейные отношения, что явится весьма нежелательным ни для мужа, ни для детей, ни для нее самой. Вот почему так велика ответственность отца, в том числе и за воспитание дочери, хотя иногда считают, что роль отца особенно важна в воспитании мальчика и менее — в воспитании дочери.
Материнская и отцовская любовь — это могучая сила, которая делает ребенка счастливым. Только в лучах этой любви могут воспитываться добрые устремления, чистые и благородные чувства.
Семья — это та колыбель, через которую проходит каждый. Это начало всех начал. И дети привнесут в свою будущую семью то, что усвоили в отчем доме.
Валентина Демьяновна Барнашова, Валерий Станиславович Барнашов
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»
Я поведу тебя… в Лицей! Фильм о лицее раздельного обучения №103 “Гармония.”