Особенности работы по системе Л.В. Занкова в классах мальчиков
Лицей раздельного обучения «Гармония» вот уже 20 лет отрабатывает гендерный подход в образовании. В лицее сложилась своя система психолого-педагогического и медико-физиологического сопровождения учащихся. Сегодня появились новые неординарные формы школьного обучения. Наиболее ярким примером нового подхода является организация раздельно-параллельного обучения. Несмотря на то, что в России раздельно-параллельное обучение применяется как уже сложившаяся педагогическая практика, его методы все еще мало изучены и описаны.
Исторически раздельное обучение мальчиков и девочек — одна из традиционных форм организации обучения, позволяющая учитывать как индивидуальные, так и гендерные особенности детей, наилучшим способом готовить подрастающее поколение к выполнению в будущем социальных ролей. В качестве педагогических, психологических и физиологических оснований для гендерной дифференциации обучения выделяются существенные отличительные черты мальчиков и девочек: по организации мозга, по межполушарным взаимодействиям, по возрасту формирования центральной нервной системы, по отношению к учебе. Различаются пространственные, вербальные, математические способности, реакция на полученную информацию, на выполнение задач шаблонного или нового типа. По-разному проявляется утомляемость, достижение учебных успехов, внимание, память. Разное у мальчиков и девочек отношение к оценке результатов труда, различны причины неуспеваемости и предпочтения предметов. При одной и той же школьной методике, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.
В последнее время появились публикации, посвященные этой теме, но нам самим приходилось нарабатывать опыт в организации раздельного обучения и воспитания, в изучении психологии половых различий.
Классы девочек для педагога комфортны: здесь не стоит вопрос дисциплины, девочки по природе аккуратны и исполнительны. Совсем другое дело классы мальчиков. Мальчишки непоседы, забияки, не отличаются аккуратностью и прилежанием. В ходе обучения возникла необходимость подбора педагогической системы, соответствующей коллективу мальчиков. Была перепробована масса материала, наш выбор остановился на системе Л. В. Занкова, которая лучше соответствует природе мальчишек. Ведь для них находчивость, сообразительность, изобретательность — неотъемлемые атрибуты школьной жизни. Мальчикам не надо заранее подсказывать и рассказывать, что и как делать. Порой достаточно просто подтолкнуть к тому, чтобы он сам сделал открытие, пусть даже сначала наделав массу ошибок.
Учителям, работающим в классе мальчиков, при разработке приемов обучения необходимо учитывать ряд факторов. Мальчики эффективно воспринимают информацию о действиях, хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, все воспринимают аналитически, слабо реагируют на интонацию речи и модуляцию голоса, на эмоциональную окраску голоса. Для мальчиков характерна высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени. Они быстро и легко решают новые задачи, хуже — стереотипные. При повторении материала активность их ответов снижается. Мальчикам для полноценного психического развития нужно больше пространства. Мальчики обладают выраженной способностью к поисковому поведению. Эти принципы как раз и заложены в развивающей системе Л. В. Занкова.
В результате применения этой системы в 2004-2005 учебном году из 25 учеников 4-го класса 3 ученика были отличниками, 14 успевали на «4» и «5», 19 учеников участвовали в олимпиадах, городских и краевых конкурсах, спортивных соревнованиях, получили призы и грамоты за свою творческую деятельность. Можно с полным правом отнести их к числу одаренных.
В 2005-2006 учебном году из 25 учащихся 5-го класса 3 ученика были отличниками, 15 успевали на «4» и «5». К числу наиболее успешных с ярко выраженной деятельностью относилось 19 человек. В 2007-2008 учебном году (4-й класс мальчиков) из 20 человек 3 — отличники.
Результат итоговой аттестации учащихся 4-го класса (качество знаний) в 2008-2009 учебном году таков:
Вид работы |
Качество знаний |
Контрольная работа по русскому языку |
91,6% |
Контрольная работа по математике |
100% |
Для мальчишек очень важно, чтобы результаты их труда были представлены не только в классе и школе, но и на уровне социума. Система Л. В. Занкова с ее разнообразными конкурсными формами работы — олимпиадами разных уровней, интеллектуальными марафонами, конкурсами — способствует формированию отношения к учебе как к социально значимой деятельности. Результативность участия в городских и региональных, в российских и международных олимпиадах учеников из класса мальчиков (учитель Якименко Анны Михайловны) очень высока.
Во время учебы в среднем и в старшем звене ученики подтверждают знания, полученные в начальной школе. А за время эксперимента по ЕГЭ в нашем регионе (2002-2006 гг.) двое учеников, учившихся по методическому комплексу В. Л. Занкова, получили максимально возможное количество баллов: Короленко Вадим — 100 баллов по математике в 2002 году, Пиманова Инга — 100 баллов по русскому языку в 2005 году. И после окончания школы ребята продолжают успешно учиться в престижных вузах страны. Так, выпускник нашего лицея Короленко Вадим назван лучшим студентом МГУ 2005 года.
В лицее на протяжении 5 лет ведется факультативный курс «Экономика». Он позволяет преподавателям вместе с детьми осмысливать реальные экономические отношения, категории и понятия с моральноэтических позиций, формировать нравственный фундамент мировоззрения школьников, углублять интеллектуальные способности детей. Курс «Экономики» способствует усилению интереса ребят к математике и к изучению окружающего мира.
Учёт качества знаний по предметам:
Год, класс |
Математика |
Окружающий мир |
2003-2004 (3 класс) |
65% |
87% |
2004-2005 (4 класс) |
80% |
84% |
2008-2009 (4 класс) |
75% |
87,5% |
Практика работы в классах мальчиков показала, что успешность учащихся складывается из ряда факторов. Огромную роль играет воспитание. Мальчикам нужен коллектив с мужскими отношениями. Мужской стиль общения с раннего детства предусматривает не только соревновательность, но и конфликты. Мальчики более искренны. Они не терпят лжи и обмана. У них развито чувство товарищества. Педагогу, работающему в классах мальчиков, надо выработать прозрачные и понятные детям критерии оценки знаний, которые будут приняты коллективом учащихся. Образовательная система должна предусматривать такую возможность — открыто высказывать свою точку зрения, как учащимися, так и педагогом.
Личностно-ориентированное обучение и воспитание предполагает учет интересов и возможностей мальчиков и девочек при изучении различных предметов и при усвоении норм общественного поведения. И гендерная дифференциация обучения как раз направлена на овладение учащимися максимальным объемом знаний, умений и навыков. Данная форма дифференциации обучения делает учебный материал во всех отношениях доступным и интересным для большинства учеников.
Список литературы:
1. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. «Мальчики и девочки — два разных мира», Санкт-Петербург, Тускарора, 2001 г.
2. Кон И. С. «Психология старшеклассника», Москва, Просвещение, 1980 г.
3. Солдатова Г. У., Шейгерова Л. А., Шарова О. Д. «Жить в мире с другими», Москва, Генезис, 2001 г.
4. Шон Берн «Гендерная психология», Санкт-Петербург, Олма-Пресс, 2001 г.
Марина Юрьевна Ковель, педагог-психолог,
Анна Михайловна Якименко, учитель начальных классов