Первые шаги в полоролевом воспитании
Каждый учебный день начинается с волшебного общения с чудом по имени ребенок. Его Величество — Ребенок! Когда он приходит в 1 класс, он нами ещё не отредактированный, ещё не откорректированный и даже неприлизанный и неподстриженный. Такой, какой он есть… Взлетающий, летящий. … Это такое счастье.
Что такое счастье? Я отвечу смело —
Счастлив тот, кто делает нужное всем дело. Счастье — это утром, выйдя на работу, Знать: заботы школы — и твои заботы.
Что же надо сделать, чтобы пробудить у детей познавательный интерес и желание учиться? Вспомним весёлое стихотворение Валентина Берестова:
За уши зайца несут к барабану.
Заяц ворчит:
— Барабанить не стану.
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки, Не вижу морковки.
Мы считаем, что это стихотворение как нельзя лучше характеризует нашу школьную действительность. Прежде всего, необходимо было создать условия успешности и хорошего настроения всем участникам образовательного процесса, дать возможность детям реализовать свои способности. А ещё нужно продумать способы стимулирования талантливых детей и учителей, т. е. ту самую морковку. Это олимпиады, конкурсы, спортивные соревнования (1 место в течение 11 лет на муниципальном уровне по предметным олимпиадам и в спартакиаде школьников), выборы президента школы, конкурс «Лучший ученик года», «Лучший спортсмен года», вручение премии учителям «Звёздный час», выпуск школьной газеты «От семи до 17», главным редактором которой является ученик 10 класса Александр Вишневский.
Основные направления инновационной деятельности школы находятся в области здоровьсбережения и здоровьетворчества. Они обусловлены изменениями как внутренними, так и внешними, в частности, нашим личным участием во Всероссийском форуме с международным участием «Образование и здоровое развитие учащихся» в 2005 году.
Не будет никакого творчества, если ребенок будет ежедневно терять своё физическое здоровье — после 6 часов сидения за партами, и душевное — после 11 лет понимания, что ты «должен» делать то, что не можешь и не хочешь. В школе разрушается дошкольное доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, полноценное самоощущение, сводится к нулю индивидуальность ребенка, падает уровень обученности, в условиях сохранения зуновской классноурочной системы обучения.
В 2002 году мы пришли к выводу, что детей надо учить по- новому. Мы ввели в обучение технологию В. Ф. Базарного. Мы сразу заметили результаты: снизилась заболеваемость учащихся: 2001 г. — 39,3%, 2002 г. — 38,1%, 2003 г. — 36,4%, 2004 г. — 35,9%. Если в 2002 году в первом классе, работающем по технологии В. Ф. Базарного, относительно здоровых детей было 27%, то на выходе в 2006 г. — 32%; с нарушением осанки в 2002 г. — 31%, в 206 г. — 28%; с нарушением зрения в 2002 г. — 7,7%, в 2006 г. — 7,7% (зрение детей значительно улучшилось); с хроническим гастритом в 2002 г. — 5,3%, в 2006 г. — 4,9%. Неоднократно приходилось делиться опытом работы школы с коллегами из края, России (форумы, конференции в ФНМЦ им. Л. В. Занкова). Очень тепло становится на душе, когда видишь, что почти на 30% возросло количество классов, оборудованных по данной технологии, что потихоньку растёт и количество гендерных классов.
Опыт работы учителя начальных классов Скомороховой Лилии Леонидовны внесен в краевой банк инновационных идей и доступен каждому желающему. В 2006 году мы впервые в Краснодарском крае открыли 2 раздельных класса. Было очень трудно, так как городок у нас небольшой, практически все друг друга знают. Везде слышались возгласы: «Зачем вам это нужно? На следующий год к вам никто не пойдёт в школу. Придумали же такое». Но прошло уже 3 года, а мы работаем и ежегодно набираем классы параллельно-раздельного обучения. Сейчас у нас их 8 из 16 начальных классов. А ещё 2 класса были открыты в МОУ СОШ № 16 п. Красносельского нашего района.
Мы остаёмся приверженцами такого способа обучения. Потому что не хотим видеть рядом со своими девочками мужчин так называемого «поискового» пола, а также мужчин, умеющих молчать, подчиняться, терпеть. Всё это больше присуще женщине. Мы не хотим видеть девушку, развивающуюся по мужскому типу, способную всё взвалить на свои плечи, забывающую, что её сила — в слабости, которую она может проявить, опершись на твердое плечо мужчины.
Успеваемость в этих кассах на 10-20% выше, чем в обычных, количество отличников достигает 20% в каждом классе (известно, что мальчиков-отличников, особенно в начальной школе, практически не бывает). Но мы обратимся к воспитательным аспектам, которые, по мнению многих, являются минусами данного обучения. Мы превращаем их в плюсы, потому что мы воспитываем у мальчиков трепетно-уважительное отношения к девушке, а у девочек — ощущение силы и внимания со стороны сильной половины человечества.
Школа пропагандирует не только здоровый образ жизни, но и участвует во всех проектах по здоровье-творчеству. В школе действует научное общество учащихся «Авангард», в которое входят ученики с 1 по 11 класс.
С 1998 г . ведётся тесное сотрудничество с ДШИ, созданы культурологические классы. В 2006-2007 уч. году впервые в стены ДШИ вступили наши раздельные классы. Они стали совместно посещать занятия лепки и хора, ритмики и ИЗО, что позволило нашим детям вывести их круг общения за рамки общеобразовательной школы. Это стало хорошей традицией, что дети из параллельно-раздельных классов являются ещё и эстетическим классами школы.
В стенах ДШИ психологами и преподавателями постоянно ведется мониторинговая работа. Именно она позволила выяснить, что во время проведения пиктограммы «Нарисуй слово», когда детям предложили нарисовать картинку к каждому слову: радость, страх, любовь, у представителей разных полов были разные ассоциации. Радость для девочек: женщина (возможно, мама), девочка (я — сама), цветы, солнце, животные, машина (подарок). Радость для мальчиков: футбольный матч, радуга, плавающая по морю лодка и человек в ней, скалы. Страх для девочек: горечь потерь, смерть близкого, ночная птица чёрного цвета. Для мальчиков: обобщенный образ страха в виде приведений, злых людей в масках с оружием в руках как угрожающая неизвестность.
Проведенные исследования в общеобразовательной школе показали, что в классах параллельно-раздельно обучения темп деятельности в основном быстрый и средний, сформировано восприятие времени у девочек — 80%, у мальчиков — 95%, средний и высокий процент качества речи у девочек — 90%, у мальчиков — 95%.
Образная память в низком объеме у мальчиков составляет 0%, у девочек — 3%, высокий — у мальчиков 44%, у девочек — 20%. Объем слуховой оперативной памяти до 3 слов у 25% мальчиков и девочек, от 4-5 слов: у мальчиков — 42%, у девочек — 56%, от 6-7 слов: у мальчиков — 33%, у девочек — 19%. Эти данные позволяют нам корректировать свою работу с классами.
В школе на практике реализуются принципы развивающего обучения Л. В. Занкова, которые помогают раскрываться духовным силам, зреющим в ребенке, создавать условия для их развития, гибко реагировать на изменения социальной и образовательной ситуации, т. е. отвечать запросам общества на современном этапе. С 2007 года наша школа — Филиал ФНМЦ им. Л. В. Занкова, со своей газетой «Мы — занковцы». Наши дети активно участвуют во Всероссийских конкурсах, спортивных соревнованиях, среди мальчиков очень популярны такие виды спорта, как футбол, тэквондо. 35% мальчиков уже сейчас имеют награды краевого и Всероссийского уровня. Среди девочек же популярна гимнастика, цирк, тэквондо, танцевальные и хоровые кружки. Они становятся обладательницами высоких наград края и России.
Одно из звеньев гендерной педагогики — подготовка мальчиков к усвоению отцовских ролей. В условиях малодетных семей и массовой безотцовщины, когда положительного личного опыта у многих мальчиков нет, это совершенно необходимо, но никаких стандартных рецептов на сей счет нет и быть не может. Попытки строить гендерное воспитание альтернативно, путем противопоставления отцовских свойств и функций материнским, принесут больше вреда, чем пользы. «Крутых мужиков» более или менее успешно, даже вопреки желанию учителей и родителей, формирует сама мальчишеская среда, а вот тонких и понимающих мужчин — нет. Наше «равноправное» образование привело к тому, что девочки для мальчиков невольно оказались духовными лидерами, «моделью», под «образ и подобие» которой стал подстраиваться чувственно-подсознательный мир мальчиков.
Не секрет, что мужчин среди учителей всего 5-7%. Поэтому формирование исконно мужских качеств личности, а также патриотического и гражданского сознания идёт несколькими путями. Один из них — это организации классов и групп казачьей направленности, с привлечением к проведению кружков казаков городского казачьего общества, введение курса основ православной культуры, с приглашением отца Владимира, настоятеля Свято-Троицкого храма, участие в семейных конкурсах «Мы с папой настоящие мужчины», «Дочки-матери», посещение с шефскими концертами воинских частей, шефство над участниками Великой Отечественной войны и участниками боевых действий, посещение исторических и героических мест края, участие в конкурсах и проектах по изучению своей малой родины.
Последователям академика Базарного есть чем гордиться. Более 60% учеников школ раздельного обучения — отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы. Нам это ещё предстоит выяснить: будем ли мы гордиться своими детьми из раздельных классов, потому что только через год наши первые раздельники отправятся познавать науки в среднее звено, но уже сейчас мы озабочены их будущим. Планируем проведение мастер-классов, семинаров для учителей старшего звена, чтобы помочь им понять, как учить именно мальчиков и девочек.
Лилия Леонидовна Скоморохова,
зам. директора по УВР, учитель начальных классов,
«Лучший учитель России» (2006)
Людмила Дмитриевна Дацукова,
директор (Школа — победитель ПНПО-2006, 2008),
МОУ СОШ № 2, Краснодарский край, г. Гулькевичи