Работа по системе Л.В. Занкова в классе мальчиков. Урок математики
Шестой год я работаю по системе Л. В. Занкова в классе мальчиков (4 «М» кл.) Убеждена в том, что данная развивающая система обучения великолепно подходит для мальчиков, учитывает их особенности.
Организуя педагогический процесс, я строю работу с детьми в режиме поисковой активности; выбираю высокий темп подачи материала, делаю акцент на самостоятельность принимаемых решений, выбираю широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации; минимизирую количество повторений пройденного материала, использую огромное количество логических заданий, подвожу детей к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление теоретического материала; создаю необходимые условия для положительной конструктивной оценки выполненной работы; часто использую групповую форму работы с элементами соревновательности.
Главная задача — сделать так, чтобы каждый ученик сам захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
В этом мне особенно помогает использование на уроках информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). (В 2008 году в Красноярске я прошла курсы «Информационные коммуникационные компетентности и современные образовательные технологии».)
Предлагаю фрагменты урока математики в 4 классе по теме: «Прямоугольный параллелепипед. Куб».
Цель:
• сформировать представления о прямоугольном параллелепипеде, о его гранях, вершинах и ребрах, опираясь на модель, изготовленную детьми на уроке технологии;
• упражняться в решении задач;
• развивать внимание, наблюдательность, познавательные интересы;
• сопоставить понятия периметра и площади прямоугольника.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, карточки с геометрическими фигурами для каждого учащегося, мячик, модель пирамиды, презентация в формате PowerPoint.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
— Ребята, интересно вам узнать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
— Что я держу в руке? (Мячик.)
— На какую геометрическую фигуру похож этот предмет? (Мяч похож на шар.)
— Как называется эта геометрическая фигура? (Пирамида.)
— Каким общим названием можно объединить эти фигуры? (Это объемные фигуры.)
— Ребята, можете ли вы сказать, с чем мы с вами будем работать на уроке? (С объемными фигурами.)
Демонстрация пространственных и плоских геометрических фигур.
— Помогать нам на уроке будет… Это вы узнаете сами, если выполните задание.
— Какое задание? (Заполнить таблицу.)
— Что для этого необходимо сделать? (Найти периметр и площадь прямоугольника, если известны его длина и ширина; найти ширину и периметр прямоугольника, если известны его длина и площадь; найти длину и площадь прямоугольника, если известны его ширина и периметр.)
Длина |
12см |
8дм |
х |
Ширина |
3 см |
х |
7м |
Периметр |
х |
х |
24м |
Площадь |
х |
72 дм |
х |
36 9 5 35 34 30
Р У Ь Я З Д
— Под ответами запишите соответствующую букву.
— Какое слово получилось? (Друзья.)
— С кем веселее работается и любое дело спорится? (С друзьями.)
— Когда друзья рядом, то ничего не страшно!
— Молодцы! Я уверена, что вы справитесь со следующим заданием. — Карточка № 1, первое задание.
— Обведите номера всех прямоугольников.
— Выполняйте.
— Проверяем (3,4,6).
Физминутка.
— Прочитайте второе задание.
— Обведите номера всех прямоугольных параллелепипедов.
— Выполняем.
— Проверяем. (На доске записываем варианты ответов.)
— Почему мнения разделились? (Забыли, как выглядит прямо
угольный параллелепипед, перепутали с другой фигурой…)
— Чему будем учиться на уроке? (Находить прямоугольный параллелепипед среди других фигур.)
Тема: Прямоугольный параллелепипед. Куб.
3. Новый материал.
На уроке технологии мы изготовили объемную фигуру — многогранник.
— Из каких многоугольников состоит его поверхность? (Из прямоугольников.)
— Догадались, как можно назвать такой многогранник? (Прямоугольный параллелепипед.)
— Каждый прямоугольник называют. (гранью прямоугольного параллелепипеда.)
— Сколько граней у прямоугольного параллелепипеда? (6.)
— Есть ли равные грани? (Есть.)
— Где они оказались? (Напротив друг друга.)
— Перед вами модель прямоугольного параллелепипеда. Назовите равные грани.
— Что представляет собой каждое ребро? (Каждое ребро — отрезок.)
— Назовите…
— Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда? (12 ребер.)
— Назовите ребра разной длины.
Они называются длиной, шириной и высотой.
— Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда? (8.)
— Назовите.
— Сколько ребер выходит из каждой вершины? (3 ребра.) Вершина — это точка пересечения ребер.
Итак, повторим все, что узнали о прямоугольном параллелепипеде. Это объемная фигура, у которой 6 граней, 12 граней, 8 вершин. Грани представляют собой прямоугольники, ребра — отрезки, стороны прямоугольников — грани, вершины — точки пересечения ребер. Противоположные грани и ребра равны.
Физминутка.
— Посмотрите на экран. Ребята, как вы думаете, является ли прямоугольным параллелепипедом куб? (Является.)
— Дайте пояснение. (Грани куба — квадраты, а квадраты — это прямоугольники, у которых все стороны равны.)
— Теперь вы наверняка сможете найти среди других фигур фигуру прямоугольного параллелепипеда. Хотите попробовать? Пожалуйста.
— Карточка № 2. Прочитайте задание. Закрасьте прямоугольные параллелепипеды. Выполняйте.
— Проверка. Поменяйтесь карточками. Назовите по счету фигуры, которые закрасили (1,4,5). Поставьте «+» — у кого верно, «-» — кто допустил ошибку.
— У кого «+» — поднимите красную полоску. У кого «-» — поднимите синюю полоску.
— Как поступят друзья в этой ситуации? (Помогут тем, у кого возникли трудности).
Считаю, что использование информационно-компьютерных технологий на данном уроке обосновано формированием у школьников познавательного интереса, целостного восприятия изучаемого объекта через практическую деятельность, активизацией учащихся на уроке, результативностью.
Интересные, занимательные, составленные в соответствии с психологическим возрастом уроки математики, экономики, информатики, окружающего мира позволяют выстроить обучение с учетом гендерных особенностей.
О том, что детям интересно учиться, свидетельствуют их активное участие и победы в городских и краевых конкурсах и олимпиадах:
2007-2008 уч. год. Балушкин Егор (ученик 4 «М» класса) занял I место в городской олимпиаде по математике.
2006-2007 уч. год — II место, 2007-2008 уч. год — I место в городской олимпиаде по информатике — Денисов Денис.
2007-2008 уч. год — экономический комплекс пищевой промышленности XXI века, деловая игра «Доходный дом», г. Канск, II место — Скороспелов Родион, Денисов Денис, Быков Андрей.
Елена Анатольевна Чумичева, учитель начальных классов
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»