Система Л. В. Занкова в классе мальчиков
Перед каждым учителем, который подходит к работе творчески, непременно встает множество проблем. И над их разрешением он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. На мой взгляд, к таким проблемам относятся следующие:
• как обеспечить успешность каждого учащегося;
• как укрепить и сохранить здоровье при организации его учебной деятельности;
• каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта;
• как сформировать креативное мышление и способность строить коммуникации.
Мне бы очень хотелось, чтобы мои мальчишки, а у меня в классе их 28, были успешны, любимы, удачливы, но больше всего я хочу, чтобы они выросли человечными, счастливыми и в семье, и в профессии. Это и можно считать моим ориентиром в работе, который согласуется с основными перспективными направлениями деятельности лицея.
Основной целью моей педагогической деятельности является создание психолого-педагогических условий для всестороннего развития личности ученика, укрепление гуманных, нравственных отношений; внимание к внутреннему миру ребёнка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала, формирование позитивного отношения к учебному труду.
Учение — значительная часть жизни ребёнка, и обучение в начальной школе — это важнейший этап формирования операций мышления, выработки навыков учебного труда, период высокой учебной мотивации, наибольшей восприимчивости к педагогическим воздействиям.
В этой связи одну из важнейших задач своей педагогической деятельности я вижу в том, чтобы этот период, этот отрезок жизни был полнокровным, ярким, эмоционально богатым, а само учение переживалось бы ребёнком как процесс познания, приносящий радость и счастье.
Грамотный, творчески и нестандартно мыслящий, владеющий необходимой суммой базовых знаний, умений и навыков, способный и стремящийся к саморазвитию, познанию, психологически и физически здоровый — вот качества ученика, образ которого я представляю как результат своей педагогической деятельности.
Путей и способов реализации этой глобальной задачи на сегодня существует немало.
Уже более 20 лет наш лицей работает по системе раздельно-параллельного обучения мальчиков и девочек с учётом их психофизических и личностных особенностей. Учеба по этой системе способствует наиболее полному их интеллектуальному личностному развитию. У нас успешно реализуется воспитательная программа, направленная на создание психологически комфортной, информационно насыщенной воспитательной среды, оптимальным образом влияющей на формирование личностных качеств мальчиков и девочек, выстраивание их взаимоотношений на здоровой основе.
Развивающая программа Л. В. Занкова, реализуемая мной в классе мальчиков, на мой взгляд, наиболее эффективно обеспечивает оптимизацию учебного процесса, решение поставленных мной и школой задач по развитию будущего юноши, мужчины, гражданина России. С первых шагов практического применения дидактической системы Л. В. Занкова стало очевидно, что ответы на ключевые вопросы будут даны, достижение моей профессиональной цели возможно.
Результат действия развивающей системы Л. В. Занкова в рамках раздельно-параллельного обучения — высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями и гендерными особенностями, высокие показатели по количеству участников и победителям олимпиад, по результатам сдачи ЕГЭ, по количеству «медалистов» и поступающих в высшие учебные заведения на бюджетные места. Всё это мы наблюдаем на опыте работы нашего лицея.
Второе высшее образование психолога позволяет мне вести глубокую аналитическую работу по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в классе мальчиков, а именно:
• вести систематическое углублённое исследование уровня развития интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер учащихся;
• проводить педагогический мониторинг учебной деятельности;
• анализировать динамику формирования взаимоотношений ребят в коллективе;
• оптимально находить пути решения возникающих трудностей;
• проводить просветительскую работу среди родителей моих учащихся (родительские собрания проводятся один раз в месяц, работает родительский комитет);
• эффективно вести внеурочную работу с учащимися.
Работу с учениками класса и их родителями я начала еще в 2006 учебном году, когда мои будущие ученики стали посещать подготовительный класс «Тропинка в школу». Это дало возможность будущим первоклассникам успешно адаптироваться к школьной жизни, познакомиться с традициями и правилами школы, поучаствовать в развивающих игровых занятиях, организованных педагогом и преподавателями дополнительного эстетического образования (бальные танцы, музыка, ИЗО). На дошкольном знакомстве происходило изучение мной каждого будущего ученика, его психологических особенностей. После начала их учебы в школе это позволило оптимально осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Уже в этот период было положено начало созданию индивидуального детского «портфолио». А родители начали для себя формировать папку — свое «портфолио» успешного родителя, куда вносились рекомендации педагога-психолога:
• по подготовке ребёнка к школе;
• по организации семейных праздников;
• по организации познавательных и развивающих игр в семье, игр на развитие мышления, речи, математических способностей;
• игры по развитию памяти, внимания, пространственного воображения;
• игры на развитие навыков самоконтроля, общения;
• о гендерных особенностях развития мальчиков;
• о дидактической системе Л. В. Занкова;
• о психолого-педагогических особенностях будущего первоклассника «Психолого-педагогический портрет будущего первоклассника».
Эти рекомендации я давала родителям, опираясь на разработки Е. Н. Приходько.
Считаю, что подобная просветительская работа (ориентация родителей на образ «идеального» первоклассника) способствует формированию будущего ученика-занковца лицея, мотивирует родителей активно участвовать в жизни своего ребёнка. Уже в дошкольный период закладывался фундамент будущего родительского коллектива класса, сплочённого, неравнодушного к школьной жизни, творческого.
Родители учеников-занковцев занимают активную жизненную позицию, участвуют во всех предлагаемых учителем воспитательных проектах, конкурсах, акциях, спортивных состязаниях (школьного, городского и краевого уровня), оказывают своим детям грамотную помощь в учебе. Они для этого обладают необходимыми психологопедагогическими знаниями, являются единомышленниками учителя.
Был проведен мониторинг воспитательной деятельности родителей учеников, обучающихся по традиционной системе, и родителей учеников-занковцев. При этом выявлено:
№ п/п |
Параметры диагностики |
Родители учеников, занимающихся по развивающей системе Л. В. Занкова |
1 |
Явка на родительские собрания |
97% У 25% учащихся на собрания приходят и мамы, и папы вместе! |
2 |
Участие в воспитательных проектах, акциях |
89% |
3 |
Участие в спортивных состязаниях |
93% |
4 |
Участие в работе родительского комитета |
50% |
5 |
Участие в Совете лицея |
7% |
6 |
Проведение и участие в классных мероприятиях, праздниках, экскурсиях, походах |
97% |
7 |
Участие в проведении бесед, классных часов |
22% |
8 |
Оказание грамотной помощи своим детям в учебном труде |
86% |
9 |
Единомышленники в учебно-воспитательном процессе в целом |
97% |
10 |
Личностные характеристики: |
|
|
толерантность |
97% |
|
креативность |
82% |
|
коммуникативность |
97% |
|
мобильность |
71% |
|
отзывчивость |
93% |
11 |
Позитивное отношение к школе |
97% |
Диагностика качественного результата в процессе обучения (83%) показала, что эффект активной жизненной позиции родителей – занковцев является залогом успешности учащихся, занимающихся по дидактической системе Л. В. Занкова при раздельно-параллельном обучении.
Победы в краевых конкурсах «Большие гонки», «Мой сказочный край», «Крылатая Весна», «Спорт-Джетикс», «Поздравь ветерана с Победой», в городских конкурсах «Оригами», воспитательных акциях, проводимых нашим лицеем, победы моих учеников на школьных, городских и краевых предметных олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру» являются ярким подтверждением успешности моих учеников.
На своём опыте работы с классом мальчиков и их родителями я убеждена, что:
• дифференцированное обучение мальчиков и девочек с учётом психофизических и личностных особенностей способствует наиболее полному интеллектуальному личностному развитию учащихся,
• раздельно- параллельное обучение в настоящее время является наиболее эффективным образовательным пространством для школьника.
Я считаю, что настоящий педагог должен непрерывно стараться осмыслить проблемы организации жизни учеников, их жизненных ценностей и целей. Именно так и работает весь творческий коллектив педагогов нашего лицея, реализующий инновационные подходы в образовании, раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек.
Я уверена в том, что учитель, находящийся в творческом поиске, искренне проживающий школьную жизнь со своими воспитанниками, организующий творческое взаимодействие с родителями учеников, преданный своему делу, ответственный и целеустремлённый, открывающий счастье познания своим ученикам — самый счастливый человек. Я горжусь своей профессией. И с гордостью могу сказать о себе: «Я — счастливый человек!».
Елена Николаевна Приходько, педагог-психолог
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»;
Я поведу тебя… в Лицей! Фильм о лицее раздельного обучения №103 “Гармония.”
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ