Вместе мы — команда
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года формирование здорового образа жизни должно быть основным направлением политики в области охраны здоровья. При этом основой пропаганды здорового образа жизни (кроме рассказов о вреде курения и несбалансированного питания) должно быть обучение правилам гигиены производственного и учебного труда.
Важный вклад в формирование здорового образа жизни — создание условий для развития туризма, для занятий физической культурой и спортом.
В 2007— 2008 учебном году Лицей-интернат №7 г. Бердска получил предложение от спортивного клуба «Кристалл» сформировать первый в городе школьный класс спортивного профиля. В Бердске есть великолепная спортивная база, два новых ледовых дворца, что четко определяло спортивный профиль класса — хоккей.
Так впервые в истории нашего города был сформирован спортивный класс, в котором занимались дети 6-7 лет. Этот класс имел ряд отличительных особенностей:
• это был класс мальчиков (сформирован на основе гендерного подхода),
• это был класс-команда,
• с особым режимом организации школьного дня,
• с систематическими выездами на сборы, товарищеские игры и турниры (в составе одного постоянного коллектива).
Тенденции развития современного общества ставят перед спортсменами (в частности, перед хоккеистами) определенные требования:
• высокий уровень общего развития и образования,
• сознательное следование здоровому образу жизни,
• развитие социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества и творческую индивидуальность.
Исходя из названных особенностей класса и предъявляемых к нему требований, были определены и основные направления деятельности. Назову семь таких направлений.
1. Создание благоприятного эмоционального, нравственнопсихологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого ребенка.
Дети постоянно находятся вместе, постоянно растворены в коллективе, а это значит, что педагогу необходимо особое внимание уделять индивидуальности каждого из детей, как важнейшего системообразующего качества человека.
2. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом полоролевых, возрастных и индивидуальных особенностей личности спортсмена:
• создание условий для овладения нормами, моделями, сценариями и опытом полоролевого поведения, адекватными их возрасту, психическому развитию и социальным ожиданиям;
• использование продуктивных методов снижения утомления, закрепление этих знаний через самые разные виды деятельности (соревнование, диспуты, беседы, КВН и т. д.);
• поддержание высокого темпа подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации (при этом следует учитывать подвижное и неустойчивое внимание учеников);
• подача информации через активизацию разных каналов восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический);
• использование групповых форм работы с обязательной сменой лидера;
• оценивание результатов должно быть конкретным конструктивным.
3. Эффективность выполнения программ в условиях ограниченного ресурса времени (тренировки, игры, соревнования, сборы).
Выполнение образовательных программ в условиях ограниченного ресурса времени требует от педагога нестандартного, творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса, своевременной корректировки учебных программ, использования современных образовательных технологий.
Учитывая то, что дети ежедневно испытывают предельно допустимые психологические и физические нагрузки, необходимо организовывать школьный день, используя здоровьесберегающие технологии так, чтобы сохранить физическое, психическое и нравственное здоровье.
4. Организация дополнительного образовательного пространства с учетом психофизиологических особенностей.
Наши хоккеисты кроме развития спортивных способностей занимаются шахматами, танцуют, посещают театральную и изостудию. Специалисты проводят в классе занятия по техническому моделированию и конструированию. Ребята с удовольствием выступают на общешкольных праздниках, а хор мальчиков-хоккеистов пользуется большим успехом у самой взыскательной публики.
5. Формирование коммуникативных компетенций, обязательное выдвижение коллективом «жесткого» лидера (данная задача обусловлена спецификой игры: хоккей — игра командная).
6. Формирование моральных и волевых качеств спортсмена.
Лучший способ направления энергии в правильное (т. е. социальное и личностно-приемлемое) русло — занятия спортом. Именно спорт дает гиперактивному ребенку возможность проявить себя и при этом научит владеть собой, что невозможно без сформированных навыков самоконтроля и саморегуляции.
7. Формирование единого коллектива взрослых и детей.
В нашем лицее в воспитательную работу включены все участники окружающего социального пространства. Это два субъекта: семья и педагоги.
1. Семья. Активная жизненная позиция родителей порождает у ребенка чувство гордости. А общие дела, интересы сближают детей и родителей, помогают найти общий язык, положительно влияют на формирование личности.
2. Педагоги дополнительного образования, тренеры команд.
Опыт воспитания юных хоккеистов доказал перспективность гендерного подхода в образовании. Наших юных хоккеистов отличает активная жизненная позиция, умение находить оптимальное и самостоятельное решение, готовность и умение принять на себя ответственность. Гендерное воспитание и образование вопреки представлению о том, что оно может ущемить равноправие личности и привести к дискриминации в зависимости от половой принадлежности, напротив, показывает, что в своей основе оно направлено на формирование очевидной идеи: пол не может быть основанием для дискриминации.
Доказательством эффективности нашей работы можно считать уже тот факт, что в 2009 году сделан третий набор в хоккейный класс.
Елена Геннадьевна Понедельченко, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
Ирина Владимировна Нешпор, заместитель директора по научно-методической работе, руководитель высшей квалификационной категории;
Наталья Ильинична Талалаева, учитель начальных классов первой квалификационной категории; Елена Анатольевна Мазунина,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат Лицей-интернат №7 города Бердска Новосибирской области.