Воспитательная работа в классе девочек
Проработав 25 лет в традиционных смешанных классах, было, конечно, страшно начинать работать в раздельных. Пугало новое, неизвестное. Но постепенно, с каждым шагом, я видела преимущества такого обучения и воспитания.
Вся воспитательная работа основана на том, что наши девочки в 1 классе посвящаются в невестушки. Церемония происходит на празднике — нравственном уроке, где им вручают подарки. Не простые, а со смыслом: птицу-берегину, приносящую в дом счастье и покой, люльку с младенцем-куклой, икону «Отрада и утешение», корзиночку с предметами рукоделия.
Время пролетит незаметно, и нынешние маленькие принцессы- невестушки превратятся в настоящих невест. Какая им уготована судьба? Нельзя не согласиться, такие качества, как материнство, женственность, нравственная чистота украсят любую девушку. Разве не о такой подруге жизни мечтает каждый добрый молодец? И не стоит забывать, что основная миссия женщины — продолжение рода, и прославление женщины-матери должно быть национальной политикой. Все это и легло в основу воспитательных задач в классе девочек.
Успешное решение воспитательных, да и учебных задач тоже возможно лишь в условиях благоприятного микроклимата в классе. На начальном этапе я большое внимание уделяла именно этой проблеме. А добиться этого в классе девочек непросто. Проводилось много бесед о том, что «добро порождает добро, а зло — зло и родит», о добром и заботливом отношении друг к другу. Сделали копилочку под названием «Твердый орешек», куда девочки анонимно опускали записки со своими проблемами, которые в основном касались их взаимоотношений. Затем все вместе обсуждали и решали проблему, которая была 278
непосильна одному человеку. Спорили, доказывали и приходили к согласию. Не пропускали ни одной конфликтной ситуации, все разбирали, порой помогали признать свою неправоту. Я считаю, что мне удалось добиться того, что в классе были сформированы добрые, дружеские отношения. Психологическое обследование подтвердило это: уровень благополучия взаимоотношений в классе — высокий.
Воспитывая в девочках такие качества, как скромность, женственность, я проводила много бесед. Например: «. что есть красота / И почему её обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, /Или огонь, мерцающий в сосуде?»; «Культура внешнего вида», «Встречают по одежке.» и т. д. Темы некоторых бесед диктовала сама жизнь.
Девочки росли, у них в организме начали происходить возрастные изменения, и возникла необходимость поговорить на темы гигиены. И здесь я опять вижу положительную сторону в том, что девочки одни — мы можем говорить на любую тему. У девочек нет комплекса, что есть запретные темы для разговора, и в то же время у них формируется понятие таинства в отношениях с мальчиками.
Воспитание материнских качеств, таких как нежность, заботливость, навыков ухаживания за младенцем, качеств, присущих хорошей хозяюшке идет через игру, как на уроке, так и во внеурочное время. На уроках труда мы шили, очень много вышивали, учились делать бутерброды.
Даже на уроке математики, знакомясь с составом числа, мы учились накрывать на стол и принимать гостей.
У нас прошли балы для кукол по временам года. Сначала я задумала провести осенний бал для девочек. А потом подумала: мама будет готовить ей наряд. А пусть девочка сама попробует позаботиться о своей кукле, пусть придумает и своими руками сошьет наряд для своей куклы! Девочки с большим удовольствием и заботой наряжали кукол, рассказывали о них, об их костюмах, читали стихотворения, посвященные времени года и даже сочиняли сами. Девочки на таких занятиях чувствовали себя комфортно.
Но мы не должны забывать о том, что мальчики и девочки должны уметь общаться и понимать друг друга. Именно поэтому мы насыщаем внеклассную работу совместными мероприятиями: проводим общие праздники, конкурсы, вместе посещаем театры, музеи. Например, проводя совместно с мальчиками игру «Брейн-ринг», мы разделили детей так, чтобы в каждой команде были и девочки, и мальчики, чтобы они соревновались не друг против друга, а совместно. С удовольствием мы болели за своих мальчишек на спортивных соревнованиях.
Говоря о преимуществах параллельно-раздельного обучения, нельзя не сказать и о сложности и ответственности за то, что делаешь. Дети требуют больше внимания и не терпят равнодушия. Роль учителя — вникать во все их проблемы, помогать их решать. С переходом их в среднюю школу будут возникать новые проблемы, которые связаны с новым периодом их развития — подростковым. Очень важно не растерять то, что было сделано, не быть пассивным созерцателем.
Марина Геронтиевна Решетняк, учитель начальных классов
ГОУ средняя общеобразовательная школа-лаборатория №760 им. А. П. Маресьева.
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК: НАУКА, МЕТОДИКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ