Уроки математики в раздельных классах
Гендерное образование учитывает различие полов: особенности физического и психического развития и связанные с ними проблемы обучения. Но главная его идея состоит в равенстве мужчин и женщин в современном обществе, а значит, и в равенстве мальчиков и девочек в их праве на образование.
Наша цель — максимальное раскрытие личности, гармоничное ее развитие. На протяжении многих лет мы работаем по системе раздельного обучения, преподаем математику в классах мальчиков и девочек. Сейчас мы четко видим различия в преподавании в этих классах. При составлении плана берутся одни и те же номера, но работа идет совсем по-разному. Постараемся раскрыть различие работы у девочек и мальчиков.
Девочки до определенного возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций. Они взрослее мальчиков- ровесников. Помимо этого у девочек и мальчиков по-разному развиваются мозговые структуры. Девочки больше опираются на механическое запоминание, всегда учат правила и за это получают хорошие оценки. У девочек короче период врабатываемости, поэтому на уроках не приходится тратить время на подготовку к работе. Проведя устную работу на повторение пройденного, сразу переходим к изучению нового материала. Для девочек очень важна связь нового материала со старым. Так, например, при изучении темы «Сокращение дробей» обязательно вспоминается, что такое общий делитель и показывается, что сокращение идет на общий делитель. При изучении темы «Приведение дробей к новому знаменателю» вспоминается кратное чисел. Т. е. всегда нужна цепочка связи ранее изученного материала и нового. Девочки лучше усваивают информацию, когда информация уложена в схему. Поэтому при изучении любой темы еще составляем правило- алгоритм, которым потом они легко пользуются в подобных типовых ситуациях. Например, при изучении темы «Умножение обыкновенных дробей» мы составили правило-алгоритм.
Чтобы перемножить дроби надо:
1) числитель умножить на числитель;
2) знаменатель умножить на знаменатель;
3) если можно, выполнить сокращение;
4) выполнить умножение и записать ответ в виде дроби;
5) если можно, в ответе выделить целую часть.
У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой ассиметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный, синтетический тип восприятия информации, в левополушарном — логический, аналитический.
Поэтому в классах мальчиков присутствует высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной, нестандартной информации. Обязательным является разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала. Работа на уроке строится в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала проводится после практической работы, то есть через опыт. В работе с мальчиками целесообразна дозированная эмоциональность в подаче учебного материала, «включение» положительной эмоциональной окраски материала после его логического осмысления.
В своей работе мы соблюдаем следующие правила:
• высокий темп;
• смена видов деятельности в течение урока;
• задания на поиск, на сообразительность;
• эмоциональное объяснение нового материала;
• создание атмосферы успешности при выполнении сложных заданий.
На уроках у мальчиков используем различные формы работы: в группах, в парах, коллективные. Работа в группах должна быть на равных, и обязательно в группе надо менять лидера (консультанта), так как для мальчиков очень важно не унижать достоинство одного, возвышая другого. Мальчиков необходимо постоянно хвалить, даже если не за что, настраивать их на успешность. Во время работы оказывать им помощь настолько умело, чтобы они считали решение своим.
В классах мальчиков работать интересно: они не боятся высказывать свои мысли, своё мнение, спорят, доказывают своё решение, и в споре рождается истина.
Девочки лучше работают на пошаговых технологиях, работа на уроках идет путём перехода от простого к сложному.
При решении задач для девочек важна предметная основа задачи. Они затрудняются решать задачи, связанные с техникой, станками, они преодолевают две трудности:
• смысловую трудность,
• трудность при решении задач .
Поэтому приходится менять по ходу условие задачи на темы близкие им (магазин, кулинария, шитье и т. д.). По своей природе девочки не выдерживают большого темпа. Для них очень важно писать красиво, аккуратно, но подчас за красотой и аккуратностью кроется потеря смысла задания.
На уроках у девочек мы используем также различные формы работы: в группах, в парах, коллективные. Но при этом работа в группах должна быть на равных, нельзя кого-то назначать главным, консультантом, сразу начинаются обиды, и девочка может просидеть урок в обиде. Хвалить надо тоже очень аккуратно, так как девочки очень ревнивы. Хвалить приходится в общем, не называя имен, или наедине. Еще мы заметили, что, когда девочки отвечают, они, как правило, смотрят в глаза и улавливают малейшие оттенки мимики, подтверждающие правильность ответа или указывающие на его ошибочность, и моментально корректируют свой ответ.
Нам очень нравится работать в классах раздельного обучения, потому что в них дети чувствуют себя уютнее, не боятся высказывать свое мнение, не боятся выходить к доске, всегда имеют желание работать и отвечать и даже обижаются, если их не спрашиваешь, чего нет в классах смешанного типа.
Наталья Андреевна Федотова, Людмила Андреевна Романченко, учителя математики
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»;