В классе только мальчики: информатика в начальной школе
Учёт особенностей интеллектуального развития мальчиков и девочек, их гендерных особенностей даёт возможность воспринимать ребёнка с объективной точки зрения и обучать его наиболее эффективно.
Говоря о содержании учебных программ, можно отметить технократическую, естественнонаучную тенденцию. Это приемлемо больше для мальчиков. Формы же организации обучения построены таким образом, что с самых первых шагов требуют прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости. А эти требования по психофизическим параметрам ближе к женским.
Мальчики более ориентированы на деятельность и получение информации. Они лучше выполняют поисковые задания, выдвигают новые идеи. Однако они не предъявляют высокие требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения работы. Мальчики могут найти нестандартное решение задачи, но при этом допустить ошибку в вычислениях. Для них важно, чтобы учитель проговорил условия и правила, без этого работа им не понятна. И хотя мальчики в среднем быстрее схватывают материал, чем девочки, они — ленивее, менее внимательны, усидчивы и последовательны.
У девочек и мальчиков преобладают разные типы мышления, по- разному распределяется уровень работоспособности, они по-разному ведут себя в группе, у них разные архетипы (образы, на основании которых работает эмоциональная сфера и формируется мышление). Воображение, мечты и фантазии у них разные, разные мозаика, архитектоника мозга. Даже способности к восприятию нового распределяются по жизненной шкале мужчин и женщин по-разному. До 17 — 20 лет девочки резко идут вверх в учебных достижениях; «график» мальчиков значительно ровнее. Но потом происходит обратное: линия способностей женщин становится практически пологой, а у мужчин резко идёт вверх.
Неудивительно, что при совместном обучении у мальчиков появляется «комплекс неуспешности». А когда мальчиков не ставят в заведомо проигрышную ситуацию, они становятся спокойнее и показывают лучшие результаты.
Девочки достаточно лояльно относятся к формам и содержанию учебной работы. У мальчиков резко выражен негативизм не только к школьной системе взаимодействия, но и к учебной работе вообще. Если педагогические воздействия не соответствуют их гендерным особенностям, то мальчики просто стремятся уйти из-под контроля, так как адаптироваться к несвойственным родам деятельности им очень трудно.
Учитывая вышесказанное, а также то, что усреднённая программа неинтересна как мальчикам, так и девочкам, можно сделать вывод, что при работе в классах раздельного обучения важно правильно выбрать как учебно-методический комплекс, так и формы организации обучения, соответствующие гендерным особенностям учащихся.
Уже 20 лет мы работаем по системе раздельного обучения. За это время через начальную школу прошло 20 классов мальчиков. В последние годы начальная школа отказалась от традиционной системы обучения, и для классов мальчиков была выбрана развивающая программа Занкова Л. В., как наиболее соответствующая их особенностям.
Система Занкова направлена на общее психическое развитие ребёнка как развитие в единстве интеллекта, воли, чувств, духовных потребностей. В ней решаются задачи обучения без двоек и принуждения, развития устойчивого интереса к знаниям, потребности к самостоятельному поиску. Развитие достигается на основе всего комплекса компонентов, образующих процесс обучения.
Регулирующую и направляющую роль играют дидактические принципы Занкова: обучение на более высоком уровне трудности; изучение материала более быстрым темпом; осознание процесса учения; ведущая роль теоретических знаний; работа над развитием всех учащихся (и сильных, и слабых).
Любопытство — бенгальский огонь, фейерверк, оно вспыхивает ярко, освещая всё в причудливом свете. Но так же быстро гаснет. Привлечь внимание, интерес, удивление — это начало, труднее удержать интерес, сделать его стойким. Этому способствует учебно-методический комплекс Занкова, который отличается богатством содержания каждого учебного предмета. Разные виды заданий: ребусы, кроссворды, загадки, игры — это не самоцель, а средства. Учебники данного комплекса обеспечивают не только полноценное усвоение материала, но и создают условия для оптимального общего развития мальчиков, позволяют формировать подлинные познавательные интересы к самому учению.
Учителя, работающие по «занковской» системе, считают, что она соответствует гендерным особенностям мальчиков и даёт эффективные результаты в их обучении.
Также в течение 12 лет в классах мальчиков преподаётся информатика. В 1-х классах это бескомпьютерный курс «Информатика в играх и задачах» А. В. Горячева, во 2 — 4 классах авторский интегрированный курс «Информатика в начальной школе» (автор Гладкова О. Ю., программа лицензирована в КГПУ им. В. П. Астафьева).
Преподавание основ информатики в начальной школе считаем полезным по ряду причин. Во-первых, только информатика развивает алгоритмический стиль мышления. Во-вторых, информатика развивает логические способности. По психофизиологическим особенностям детей (особенно мальчиков) основы логики и алгоритмизации должны закладываться на ранних стадиях обучения, до 12 лет, т. е. с начальной школы. В-третьих, возникновение практически общемирового информационного пространства требует от нас умения быстро и качественно работать с информацией. Этому мы должны научить и детей. Наконец, применение средств ИКТ делает процесс обучения интереснее и информативнее.
Возраст, с которого дети начинают использовать компьютер, неуклонно снижается. Компьютер привлекает ребёнка своими цветовыми, графическими и звуковыми возможностями, а главное — с ним можно играть! Использование этого важного момента и лежит в основе применения ПК как средства обучения в современной школе: ведь игровая обстановка является наилучшей для освоения любого вида деятельности.
Мальчикам особенно интересна информатика, потому что они тяготеют к общению с техникой. Ну а мы решаем ряд педагогических проблем, связанных с гендерными особенностями мальчиков. Как известно, они менее «речевые», чем девочки, более склонны к внутреннему монологу, в связи с чем возникают трудности в их обучении. Существенной особенностью курса «Информатика в начальной школе» является то, что внутренний монолог ученика превращается в диалог «ученик — машина», который позволяет держать постоянной обратную связь. Закрытый тип информационного потока позволяет при неослабном интересе ученика ему самому корректировать свои знания при помощи машины. Знания ученика оказываются под более частым контролем, чем это происходит на обычном уроке, следовательно, есть возможность своевременной корректировки. Осуществляется один из принципов развивающего обучения: ученик учится учиться самостоятельно.
Цели данного курса:
• знакомство с основными свойствами информации, овладение приёмами организации информации и планирования деятельности, в частности, учебной, при решении поставленных задач;
• овладение простейшими навыками работы с ВТ;
• органичное введение информационных технологий в различные виды учебной деятельности ребёнка;
• первичные представления о коммуникативных средствах ;
• закрепление и развитие базовых знаний из основных предметов начальной школы на основе использования информационных технологий;
• развитие логического и алгоритмического мышления учащегося, всех психических процессов, с учётом гендерных особенностей ребёнка.
Результативность обучения подтверждается стабильно высокими местами, занятыми нашими учениками в городских олимпиадах с 2005 года.
Подводя итог, я хочу сказать, что не нужно пугаться отхода от традиционных форм, способов и методик обучения, к этому нас подводит сама жизнь и здравый смысл. Ведь возникновение практически общемирового информационного пространства, ежеминутное увеличение объёма информации по всем областям знаний и ужесточение межгосударственной конкуренции в области не только образования, но и любых передовых технологий заставляют систему образования также постоянно анализировать и реформировать себя с точки зрения мировой конкурентоспособности. А значит, мы должны строить образовательный процесс, исходя из новых реалий и потребностей общества.
Ольга Юрьевна Гладкова, учитель начальной школы высшей квалификационной категории
Лицей № 103 раздельного обучения «Гармония»
Список литературы по раздельному обучению и гендерной тематике