Качество развития и здоровье детей – в руках прогрессивно мыслящих учителей и родителей
Путешествие в тысячу ли начинается с первого шага. Китайская поговорка
В современных агрессивных условиях жизни маленькому ростку — ребенку — очень тяжело прорасти сквозь асфальтобетонную тяжесть и холод отрешенных от насущных потребностей детей взрослых, прорасти и окрепнуть духовно, нравственно и физически.
К сожалению, сложившаяся на сегодняшний день система российского образования призвана не помочь этому ростку, а, наоборот, окончательно его загубить. Можно вспомнить официальные заявления Президента России Д.А. Медведева, премьер-министра В.В. Путина, представителей Генеральной прокуратуры, иерархов Русской православной церкви, официальные заявления представителей Минобразования России, ведущих ученых страны. Но, как ни прискорбно, после всех этих оптимистичных заявлений реальных перемен в деле исправления трагической ситуации со здоровьем детей в образовательных учреждениях не только нет — ситуация, наоборот, ухудшается из-за продолжающихся вот уже более полувека научно не обоснованных, направленных против природы ребенка школьных реформ.
Вот как об этом заявила ведущий специалист в области детства РАО М.М. Безруких в интервью “Радио России” 8 сентября 2010 года: “За последние 50 лет все школьные реформы проводились сверху без научного обоснования. Даются готовые знания, которые дети должны заучивать. Современный метод обучения “заучивание — повтор” — самый неэффективный путь. Нужно менять технологию обучения”.
Можно до бесконечности повторять, что школа на корню разрушает здоровье детей. Можно сотни раз призывать менять технологии обучения, но если на этот счет нет государственной политики и политической воли первых лиц государства на исправление ситуации, то слова остаются не более чем благими пожеланиями.
Мы, учителя Карагалинской школы Приволжского района Астраханской области, однажды взглянув на фотографии наших детей, старательно выводящих буквы в своих тетрадях, как оказалось, заглянули в самый корень зла — того самого, что несет детям эта административно навязанная система так называемого образования, выстроенная вопреки жизненно важным психофизиологическим законам и потребностям детского организма. Мы вдруг увидели согнувшихся в три погибели пишущих детей!
А ведь все знают: радость жизни для детей есть движение. Давно мы произносим как аксиому: “Движение есть жизнь, а жизнь есть движение”. А своих детей в период их развития и взросления усадили за парты (точнее, за одномерные столы), да еще требуем усидчивости и прилежания, демонстрируя тем самым антинаучный подход при организации учебного процесса!!! Забыли мы доказанную еще великим И.М. Сеченовым истину, что дети мыслят и развиваются только пока движутся.
Не нужно быть медиком, чтобы видеть на фотографиях: сосуды шеи пережаты, сердце и легкие поджаты, функционально стеснены, мышцы тела — в спастическом напряжении (окаменении), что говорит о тотальном блокировании системы кровообращения с поражением всех органов и систем! Не удивительно, что после 11 лет такого “учения” наши дети становятся безвольными, уставшими от жизни, а также заработавшими школьную инвалидность!
В 2005/2006 учебном году директор Карагалинской средней школы Нажия Ильясовна Кубеева откликнулась на предложение вникнуть в результаты исследований доктора В.Ф. Базарного и в свете этого посмотреть на детей своей школы. Увиденное на фотографиях — а именно поза детей при письме — потрясло и директора, и учителей. А ведь и раньше мы видели этих детей, но, как и миллионы учителей, почему-то не задумывались над последствиями.
В результате для всех детей начальной школы силами родителей были изготовлены парты-конторки для работы в режиме телесной вертикали, а учителя стали планировать уроки на основе использования принципа ориентировочно-поисковой активности. И такая реорганизация быстро положительно отразилась на самочувствии и здоровье наших детей. Результаты были зафиксированы медиками из Приволжской центральной районной поликлиники.
Мы посчитали своим долгом привлечь внимание руководства области к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном процессе через применение здоровьеразвивающих технологий. С этой целью мы обратились в Государственную Думу Астраханской области и нашли горячий отклик на волнующую нас проблему у первого заместителя председателя Думы Якова Яковлевича Винокурова. Особое неравнодушие к детям проявила и первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Астраханской области по образованию, культуре, науке, молодежной политике и спорту Елизавета Борисовна Элеменкина, а также специалисты этого комитета Валерий Павлович Степанычев и Наталья Николаевна Липец. Благодаря этим людям были организованы и проведены 24 апреля 2009 года в Государственной Думе Астраханской области депутатские слушания на тему “Реализация государственной политики в области охраны здоровья детей и подростков через здоровьесберегающие программы в образовательных учреждениях”, на которые был приглашен В.Ф. Базарный как ведущий специалист России в области педагогики здорового развития детей.
Выступивший на слушаниях главный врач Приволжской ЦРБ депутат Государственной Думы Астраханской области от Приволжского района С.С. Красовский дал сравнительный анализ здоровья детей Карагалинской школы, работающей с применением технологий доктора Базарного, и двух других школ района, отметив значительное снижение заболеваемости в МОУ “Карагалинская СОШ”.
Отрадно, что в рекомендациях депутатских слушаний охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения обозначены как важнейшая государственная задача, а организация образовательного процесса в режиме телесной вертикали предложена для всех начальных школ области. С этой целью министерству образования и науки Астраханской области рекомендовано решить вопрос об изготовлении качественных школьных конторок для всех начальных школ с учетом роста учащихся младшего школьного возраста.
В целом работа Государственной Думы Астраханской области явила пример подлинно государственного подхода в сфере заботы о подрастающем поколении, достойный пример для других регионов, выступив также с обращением к Министру образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко о включении в проект федеральной целевой программы “Развитие образования” на 2011 год и последующие годы дополнительного раздела “Здоровьесберегающие технологии”.
Мы ждем реальных действий и от исполнительной власти по реализации базовых положений Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, ориентирующего работу всех на содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. К сожалению, сформированная в школе у чиновников от образования “седалищная” тугоподвижность оказалась тугоподвижностью духа на всю оставшуюся жизнь. Но мы, осознавшие себя учителя, ждать милости от таких чиновников уже не намерены. Мы ведем большую организационную и разъяснительную работу среди родителей, а также среди прогрессивно настроенных, мыслящих личностей в сфере представительной власти.
И.В. Малышева, учитель музыки МОУ “Карагалинская СОШ” (Приволжский район Астраханской области)