Школа здоровья
Ялтинская школа № 7 — единственная в городе, работающая с 1996 года по утвержденной в 1989 году Министерством здравоохранения Российской Федерации программе “Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах” (В.Ф. Базарный с соавторами). Забегая вперед, сразу же отмечу, что данная программа открыла нам такой способ обучения и воспитания, при котором известный для медиков символ “не навреди” стал главным принципом в работе учителя. Данная работа в школе началась по инициативе директора школы И.А. Шарудило.
В.Ф. Базарный еще в середине 70-х годов прошлого века заинтересовался проблемой, почему половина школьников страдают близорукостью и больше половины — отклонениями в развитии позвоночника. Проведенные им исследования показали: причина — в доминировании аномальной рабочей позы школьников, недопустимо низком склонении корпуса и головы над столом, особенно при письме. Это явление получило название “синдром низко склоненной головы”.
Специально проведенными исследованиями установлено, что максимальная острота дальнего зрения оказалась высокочувствительным диагностическим показателем, отражающим сообразность организации и проведения учебного процесса природе ребенка (В.Ф. Базарный, 1989).
Доказано, что при соблюдении всех методических требований острота зрения может иметь суточные и недельные колебания в пределах 0,1 единицы. Если острота зрения падает более чем на 0,1, то можно предположить, что у ребенка наблюдается скрытый патологический процесс со стороны органа зрения или со стороны внутренних органов.
В ходе эволюции зрительная система (зрительно-моторный сканер) формировалась в режиме дальнего зрения, что позволяло воспринимать целостную картину окружающего мира. Установлено, что оптимальное сканирование образов мира происходит в режиме моторного поиска и подвижных объектов. Вот почему глаз неэффективно воспринимает обездвиженный образ или воспринимает его в режиме непроизвольного отторжения. В условиях систематического неупотребления дальнего, панорамного зрения может наблюдаться деградация отростков нейроэпителия коры головного мозга. Вот почему для развития ребенка так необходим режим дальнего зрения.
Для удовлетворения естественной зрительно-моторной активности в режиме “зрительных горизонтов” уроки в начальной школе №7 чаще проходят на естественном, природном ландшафте, а в среднем и старшем звене их доля составляет 20—30 процентов урочного времени.
Наш опыт убеждает: главное внимание учителей и родителей должно быть направлено на то, чтобы не дать сформироваться “засиженному” динамическому стереотипу на основе пресловутой “педагогической усидчивости”, которую долго и упорно вырабатывают учителя у детей на уроках. В период адаптации каждые 10—15 минут происходит смена учебных поз. Детям, у которых выявлено плоскостопие, мы рекомендуем чаще чередовать режимы “сидя — стоя — лежа” на ковре (по самочувствию).
При работе за конторкой нужно соблюдать следующие общегигиенические и эргономические требования: высота конторки должна соответствовать росту ребенка, ученик должен стоять на массажном коврике босиком или в носках из натуральных тканей.
Заметим, режим динамических поз полезен и при работе за компьютером, что особенно актуально в наше время. Безусловно, влияние результатов нашей работы на процесс формирования и поддержания здоровья детей в учебном процессе обусловлено соблюдением чистоты эксперимента. Медицинский осмотр, который проводится дважды в год, помогает отслеживать динамику развития остроты зрения, осанки, зрительно-ручной координации, антропометрических показателей, выявлять чувство равновесия, координации и зрительно-моторных реакций организма.
В 2006 году состоялся первый выпуск учеников школы, обучавшихся по развивающим здоровье режимам. Положительная динамика в указанной сфере за 10 лет обучения доказала главное: фоновая мышечно-тоническая активность, которая поддерживается в условиях телесной вертикали и малых форм двигательной активности, по сути отражает тот минимальный уровень энергетической активности, который необходим для поддержания эффективности психической деятельности и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Показателями воспитанности являются: знание истории Отечества; осведомленность о событиях общественно-политической жизни; степень участия в общественной жизни; соблюдение норм правопорядка; отношение к окружающим, степень владения коммуникативными навыками; отношение к процессу обучения; результативность учебной деятельности; степень сформированности жизненных целей и ценностей и навыков здорового образ жизни.
В 1996 году при первичном осмотре первой экспериментальной группы детей было выявлено, что у 45 процентов детей нарушена острота зрения и у 100 процентов — осанка; в контрольной группе нарушение остроты зрения составило 15 процентов, а нарушение осанки — 89 процентов. По окончании школы у подростков, обучающихся по развивающей здоровье технологии, нарушение остроты зрения осталось у 14 процентов, а нарушение осанки — у 28 процентов учащихся (!) В контрольной группе нарушение остроты зрения увеличилось до 17 процентов, нарушение осанки сохранилось у 33 процентов. Динамика зрительно-ручной координации в экспериментальной группе улучшилась на 37 процентов и стала соответствовать 80 процентов от нормы, в то время как в контрольной группе вариант нормы был лишь у 27 процентов учащихся.
Но самое главное преимущество данной технологии в том, что дети в полтора-два раза реже болели, чем в традиционных классах. И это при том, что они пришли в школу с худшими показателями здоровья. Следовательно, противостоять школьным болезням может только научная, природосообразная педагогика, ставящая в центр действий учителя законы развития ребенка и его врожденных способностей.
Таким образом, развивающая здоровье технология позволяет перейти от сенсорно-моторной депривации, характерной для традиционного урока, к сенсорно обогащенному учебно-познавательному процессу. И только такой режим побуждает к зрительно-двигательной поисковой активности в пространстве, способствует улучшению зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, благоприятно влияет на формирование эмоциональной сферы, способствует снижению уровня тревожности, активизирует психические процессы, повышает креативность и учебно-познавательный интерес учащихся. Процесс обучения в условиях сенсорной и моторной активности создает климат комфорта и доброжелательности для работы учителя и классного руководителя в режиме “учитель-мать”, то есть основывается на духовно-нравственном воспитании и развитии ребенка.
Г.К. Словеснова, практический психолог образовательной школы № 7 (г. Ялта)