Здоровье учащихся – главная забота властей и руководителей органов управления образованием
Многое, если не все, зависит от школы. Сказано же однажды: после хлеба самое важное для народа — школа. Это высочайшая оценка! Но пришло время поставить школу впереди хлеба насущного, ибо сегодня она не только ведет в царство знаний, но и во тьму болезней. Нынешнее образование — все более здоровьезатратная система.
Небольшой исторический экскурс. В конце XIX века состоялось более десяти международных конгрессов школьных врачей и педагогов, на которых обсуждались проблемы негативного влияния обучения на здоровье и развитие школьников. Это оказалось оправданным уже тогда, а в XX столетии эти проблемы исчезли из поля общественного внимания. Чаще рассматривались политизированные темы — “Школа и демократия”, “Школа и права ребенка”, “Школа и межэтнические отношения” и так далее и ни разу — “Школа и гармоничное здоровье”, хотя именно эта проблема становится все более актуальной. Здоровье учащихся уже давно является не столько медицинской, сколько социально-педагогической проблемой.
Итак, проблема взаимосвязи образования и здоровья стара как мир, и с каждым годом она все более актуализируется.
Специалисты публично заговорили о школьных болезнях еще в 1774 году. Не всякий согласится с тем, как характеризовал Д.И. Писарев российскую школу своего времени. Но, думаю, никому и в голову не придет мысль, что этот великий русский гуманист сделал это не на основе фактов, а предвзято. В 1865 году он писал, что школа поглощает время учащихся, не давая им за это время полезных знаний, но пусть она, по крайней мере, не посягает на их здоровье. Неприкосновенность здоровья — вот, по моему мнению, то единственное условие, на исполнении которого есть возможность настаивать в настоящее время, имея дело с нашими учебными заведениями.
1904 год стал для систем образования многих стран по-своему знаковым. В этом году в Нюрнберге состоялся I международный конгресс по школьной гигиене, в котором приняли участие представители всех европейских стран, включая Россию. В этом же году в России вышел царский указ “Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника”. И в материалах конгресса, и в указе впервые были обозначены причины “школьных болезней”. Прошло 107 лет, но проблемы нездоровья школьников стали еще острее. Почему?
Здоровье — важнейший параметр в шкале человеческих ценностей. Это культурно-историческое, цивилизационное, а не узко медицинское понятие. Поэтому в создавшихся ныне условиях речь должна вестись не о каких-то отдельных организационно-технологических улучшениях в школьном деле типа компьютеризации, улучшения питания, медобслуживания, а о возврате к живому ребенку через коренной поворот педагогического процесса в сторону его природосообразности. В качестве высшего закона образования надо на первое место, без всяких оговорок, в обязательном порядке выдвинуть задачу спасения физического, психического и нравственного здоровья учащихся. Иначе через какое-то время учить будет некого даже по самым совершенным методикам и стандартам и при всех успехах медицины.
Исподволь, от поколения к поколению, через детский сад (который превратится в образовательное учреждение) и школу, через неблагополучную семью воспроизводятся молодые люди, которые оставляют все менее и менее жизнеспособное потомство.
Если на протяжении XIX века обновление знаний происходило каждые 30 лет, то сегодня только за 1 год обновляется 15 процентов знаний. Вчерашняя формула “Образование на всю жизнь” незаметно превратилась в формулу “Образование — с рождения и через всю жизнь”. Где взять ребенку (да и взрослому) силы и здоровье для такого образования? В России провели опыт в нескольких школах: каждого учителя попросили выучить то, что современная школа задает старшеклассникам на дом за неделю. Ни один учитель не смог справиться на “отлично”!
Что можно сегодня отнести к наибольшему педагогическому вреду? Прежде всего: игнорирование в учебном процессе творческого, эмоционально-смыслового правого полушария и строительство учебного плана в расчете на инструктивно-программируемое, дисциплинарно-принудительное левое полушарие;
устранение из базового учебного плана прикладного трудового и художественного воспитания, то есть полноценного рукотворчества;
строительство базового учебного процесса на скорописи шариковой ручкой, внедрение стандартов скоростей чтения вне оценки осмысления написанного и прочитанного;
внедрение бесполой дидактики, заглушающей развитие адекватных полу воображения, эмоций, то есть пололичностной дифференциации;
замена ростомерной мебели на одномерную, наклонной поверхности учебных парт — на искажающую перспективу букв горизонтальную поверхность;
чрезмерная информационная интенсификация учебного процесса;
гигиенические нарушения в печатных текстах, во многих предметах школьной инфраструктуры.
Педагогическая ущербность современных систем образования заключается в превалировании информационной основы обучения, которая подавляет творческую, эмоционально-смысловую сущность чувств и сознания ребенка, погружает его в состояние физической обездвиженности и в то же время — психологического напряжения и хронического стресса.
Отсутствие целостного представления о педагогике здоровья, слабое внедрение природосообразных методик, имеющих официальное санитарно-эпидемиологическое заключение, неразвитость здоровьеразвивающей школьной инфраструктуры увеличивает число школьных факторов риска (их уже около 30). В результате современная школа действительно убивает комплексное здоровье детей:
в физическом плане — из-за растущей обездвиженности ученика;
в психическом плане — из-за стрессового характера обучения;
в нравственном плане — из-за умаления роли предметов художественно-эстетического цикла;
в интеллектуальном плане — из-за злоупотребления виртуальными средствами, формализации через тестовые методы обучения и контроля знаний.
Как следствие, большинству детей в современной школе не интересно. Они хронически утомлены, у многих прогрессируют патологии, и кажется, что нет выхода. Но выход давно есть!
Не случайно именно в России появились такие учебные технологии, которые разгружают детей, не вредят их здоровью и убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства, в основном педагогическими средствами можно противостоять школьным формам патологии.
Первое сообщение об отечественной здоровьеразвивающей педагогике появилось в 1979 году. Тогда Академия медицинских наук СССР признала данное направление открытием и рекомендовала внедрить его в практику образования. Основоположником теории и практики отечественной здоровьеразвивающей педагогики является доктор медицинских наук В.Ф. Базарный. После многолетней экспертизы в 1989 году его система была официально одобрена и рекомендована для детских садов и школ.
При всей многогранности подходов к сбережению и укреплению здоровья школьников (питание, экология, гигиена, профилактическая медицина, коррекционная педагогика и так далее) на одно из первых мест В.Ф. Базарный поставил факторы гигиенически рационально построенного учебного процесса и создания условий для максимальной двигательной активности школьников. Этим факторам отводится основная роль в полноценном развитии растущего организма.
Проблемой проблем является все большая обездвиженность учащихся. А ведь народная мудрость гласит: все лечебные средства мира не могут заменить движения. Обездвиженность — это действительно главная болезнь современной цивилизации.
Известный норвежский ученый Х. Сейффарт приводит такие данные: из 229 ребят — учащихся 1 класса лишь у 5 процентов имелась удовлетворительная осанка. Исправить ее только за счет увеличения числа уроков физкультуры и занятий в спортивных секциях нельзя. Существенно улучшить осанку можно только за счет рационально-подвижной организации каждого академического урока.
К сожалению, современный учебный процесс базируется на закрепощении и подавлении всего того, на основе чего раскрывается и развивается не только человек, но и в широком плане жизнь: телодвижений, чувственно-эмоциональной активности. Сегодня превалирует обездвиженное, “безрукое” познание жизни, познание, по выражению доктора Базарного, по мертвым буквам, цифрам, схемам.
Кто хоть на миг задумался: а, собственно говоря, какими в этих условиях должны вырасти наши дети?! Конечно, больными. Круг замыкается: в школу идут не совсем здоровые дети, из школы выходят совсем больные.
В России из 1 миллионна рождающихся детей почти 700 тысяч имеют отягощенное состояние здоровья. Это пополнение армии инвалидов. И так во многих странах!
При этих тревожных обстоятельствах Всемирная организация здравоохранения вводит норму, согласно которой рожденное существо считается человеком уже при весе 500 граммов. Конечно, врачи научились выхаживать таких детей. Но они, как щенки, рождаются слепыми. Для отдельной семьи такой новорожденный, если не трагедия, то большая беда. И помогать таким семьям гуманно. Но если такие новорожденные становятся массовым явлением, то они представляют опасность для нации и генофонда планеты в целом. И международные организации и национальные правительства обязаны задуматься над тем, что предпринять, чтобы рождались не недоношенные, а только полноценные дети.
Борьбу за повышение рождаемости имеет смысл вести только тогда, когда молодые люди — будущие родители — воспитаны и развиты так, что они способны создавать здоровые, устойчивые семьи и рожать полноценное потомство. Если же этого нет, то количественный прирост рождаемости больных детей будет только отягощать демографическую ситуацию.
Образование представляет постоянно меняющуюся сферу деятельности. Если даже нет реформ согласно директивным указаниям властей, то все равно происходят изменения — под влиянием новых знаний и педагогических технологий. Учащиеся поневоле становятся участниками непрекращающихся экспериментов без должного научного обоснования, методического и психолого-медицинского сопровождения. А это значит, что те, кому положено, не успевают или не хотят учитывать соответствие возрастных особенностей детей, их функциональных возможностей дошкольным и школьным нововведениям. Не удивительно, что в таких случаях мы становимся свыкшимися свидетелями физических и эмоциональных перегрузок детей, ведущих к нарушению режима — с дефицитом сна, уменьшением двигательной активности, к стрессам со всеми вытекающими для неокрепшего организма последствиями.
Те учебные заведения, в которых дан “зеленый свет” применению здоровьеразвивающих методик, сделали безвредным для здоровья детей учебный процесс. Передовым опытом здоровьесбережения овладели пока только отдельные школы России. Так, московская школа-лаборатория № 760 на протяжении 19 лет применяет здоровьеразвивающие методики обучения. Все выпускники школы здоровы, очки — редкость, осанка — безупречна. До внедрения новой технологии нарушение осанки наблюдалось у 95 процентов учащихся.
Еще один весьма характерный для этой школы факт. Минздрав России гордится научным прорывом — лечением низкорослости детей с помощью генно-инженерного гормона роста. А обучающиеся в указанной школе растут равномерно по году без всяких гормонов. Рост юношей выпускных классов составляет 180—194 см.
Политика каждой школы должна быть направлена на то, чтобы образование стало здоровьетворящим. Всех учащихся надо сориентировать на понимание безопасности и приоритетности здоровья. Безопасность же учебно-воспитательного процесса — это учеба в соответствии с природными возможностями и индивидуальными интересами ребенка. В этом смысле здоровье есть функция воспитания, а не только лечения.
Не только по генетическому наследству или ввиду наличия комплекса социально-экономических, экологических и других причин, но и под воздействием чрезмерной, не природосообразно построенной учебной информации возникают такие “болезни” поведения, как мании, фобии, неврозы и иные психосоматические расстройства здоровья, о которых люди, особенно молодые, в своей массе даже не подозревают.
К сожалению, реформаторы образования, молясь на виртуального “Бога” — электронную информатизацию, превращают ее в самодовлеющую ценность современной школы и тем самым толкают детей к компьютерной зависимости, что вызывает истощение детских организмов, ослабление познавательной мотивации, падение престижа интеллекта.
Компьютерные игры психологически программируют неудачников. Компьютерная зависимость не только истощает детские организмы, но и создает дефицит познавательной мотивации, угрожает падением престижа собственного интеллекта. Вместо обучения мы получаем его имитацию. Положение усугубляется тем, что под видом выполненных домашних заданий появляется все больше “скачанных” из Интернета материалов, в которые школьники даже не вчитываются.
Таким образом, тотальное подключение школ к Интернету несет не только знания, но и опасность дебилизации, а также плохо изученных психологических издержек.
Интернет опасен последствиями психологического характера, связанными с агрессивным вторжением иллюзорных впечатлений в естественный внутренний мир молодого человека. Возникает законный вопрос: “Придем ли мы путем информационного натаскивания к развитию интеллекта детей и их гуманистическому оснащению”? Ответ: вряд ли.
Вооруженные здоровьеразвивающей методикой учитель, психолог и врач принесут ученику в тысячи раз больше пользы, чем компьютер, которым может и способен овладеть каждый ученик старших классов. Поэтому возрастает потребность в разработке, лоббировании и внедрении в учебную практику таких информационно-программных разработок, которые, во-первых, внедряли бы образовательные и здравоохранительные методики для снижения риска информационного воздействия на здоровое развитие подрастающих поколений, не оказывали бы необратимых, деструктивных воздействий со стороны носителей информации на здоровье учащихся, а во-вторых, содержали бы образовательные и просветительские материалы, обучающие и профилактические методики, направленные на развитие творческого интеллекта и духовного потенциала, формирование здорового образа жизни детей и молодежи.
Гёте писал: “Мы учимся у тех, кого любим”. Кого может полюбить школьник, сидя перед телевизором, компьютером? Они лишают живого ребенка любви, понимания, участия — этих атрибутов образования, которые будут первичны всегда, каких бы высот в своем развитии ни достигли информационные технологии обучения.
ВОЗ совместно с заинтересованными организациями могла бы организовать проект по созданию программных продуктов, способных снизить вредное влияние современных виртуальных методов образования на здоровье и гармоничное развитие детей и подростков. Парламенты и правительства европейских стран также могли бы активнее включиться в создание необходимой для этих целей нормативной базы.
Бесконечное разнообразие и множество подходов к проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся в системе образования только распыляет силы учителей и ослабляет контроль за “физиологической себестоимостью” вариативных методик. Настала пора унифицировать основные направления здоровьесбережения учащихся и создать в этой сфере нормативную базу (национальную и международную). Недостаточная опора на законные нормативы и требования должна расцениваться не только как нарушение трудовой дисциплины, но и как профессиональный подлог.
Актуальнейшей задачей современности является защита социально-трудовых прав учеников и студентов, узаконивающая ответственность государства за восстановление и развитие здоровья детей и молодежи. Без таких законов и впредь будут оставаться невостребованными в массовой школе гениальные дидактические достижения классиков мировой педагогики и нынешние эффективные здоровьеразвивающие учебно-воспитательные технологии.
Вполне закономерен вопрос о развороте всех национальных систем образования от здоровьедеструктивных начал нынешнего учебного процесса к здоровьеразвивающей школе. Это позволит считать нравственное, интеллектуальное, психическое и телесное развитие и здоровье детей главным критерием оценки деятельности детских садов и школ, а положительную динамику количественной и качественной демографической ситуации в странах основным критерием оценки деятельности всех уровней власти.
Применение здоровьеразвивающих методик нужно сделать массовым и обязательным, а не уделом отдельных передовых школ. Почему обязательным? Хотим мы того или нет, но нынешние руководители образования вольно или невольно являются проводниками разрушительных для детей приемов, режимов и методов образования. Препятствуют реализации здоровьесберегающих технологий следующие причины:
- ценностно-мотивационные — около половины педагогов-предметников не считают работу по формированию здорового образа жизни в школе личной задачей и не имеют мотивации на ее проведение;
- антииновационные барьеры, традиционно сложившиеся в учебном заведении; неумение преодолеть сложности в меж- и внутриведомственных связях; нездоровый образ жизни, который ведут сами педагоги и родители.
Политику в образовательной сфере следует осуществлять прежде всего в таких здоровьеукрепляющих направлениях, как:
- равные возможности для гармоничного развития детей независимо от социального положения и материального достатка;
- создание природосообразных образовательных условий для формирования интеллектуального, духовно-нравственного, психико-волевого, физического, трудового и, наконец, родительского потенциала учащейся молодежи;
- приоритетность формирования всесторонней зрелости обучающегося над процессом получения им учебной информации;
- соответствие содержания и организации образовательного процесса и педагогических технологий объективным психофизиологическим законам формирования и развития детей и подростков;
- демократичность, государственно-общественный характер управления образованием с максимально широким привлечением к процессу самих детей и их родителей.
- Основными задачами здоровьеформирующего подхода в обучении являются: рассмотрение здоровья учащихся как одной из важнейших аттестационных характеристик в работе школы, ее руководителей;
- осуществление системного подхода при разработке стратегии здоровьесбере- жения;
- опора на теоретические достижения и весь мировой практический опыт, привлечение к решению проблемы выдающихся деятелей науки и всех сфер общественной жизни;
- решение задач по укреплению здоровья подрастающего поколения одновременно с решением такой же задачи для нации в целом (больные взрослые не способны научить детей быть здоровыми);
- государственная поддержка разработки и внедрения здоровьеразвивающих педагогических технологий, поощрение этой деятельности;
- коренное преобразование школьной инфраструктуры для оснащения здоровьеформирующего учебно-воспитательного процесса;
- подготовка педагогов, медиков и родителей для решения здоровьеразвивающих задач, включение показателей здоровья самого педагога в число необходимых факторов оценки его профессионализма;
- массированная пропаганда и просвещение в сфере здорового образа жизни;
- организация мониторингов здоровья во всех учебных заведениях, обобщение их результатов на муниципальном, региональном, национальном и международном уровнях.
Истоки массового нездоровья молодых поколений народов, в том числе первично-профилактические и здоровьеукрепляющие подходы, нужно искать не в поликлиниках или в больницах, а в пространстве образовательных учреждений.
Для спасения последующих поколений учащихся от обвального нездоровья, порождаемого сегодняшним образом школьной жизни, необходима разработка не столько индивидуально-коррекционных педагогических приемов, сколько популяционно-ориентированных здоровьеразвивающих технологий, восстанавливающих тот фундамент, на котором тысячелетиями взрастала и держалась природная физическая и психомоторная конституция человека.
Конечно, для решения здоровьеразвивающих задач школы нужно новое поколение педагогов, которое, кроме профессиональных знаний, будет обладать собственным острым чувством потребности в здоровом образе жизни.
К сожалению, как показывают исследования, только 3,7 процента учителей в России имеют первую группу здоровья. Одно заболевание имеют 39 процентов учителей, а два и более — почти 49 процентов. Эмоциональную устойчивость обнаруживают лишь 40 процентов учителей, уровень невротизации достигает 80 процентов. Вот почему от профессионального стресса учителя до школьного стресса ученика — один шаг.
Из-за нервного истощения и усталости, недовольства своей работой, негативной оценки учитель становится фактором риска для развивающейся личности ученика и его здоровья. “Эмоциональное выгорание” педагогов — почва для того, чтобы не принимать в расчет чувства, интересы, потребности — не только свои, но и ученика тоже. А это уже чревато.
Учитель может и должен сделать для сохранения здоровья учащихся больше, чем врач! Для этого следует законодательно ввести требование обязательного прохождения всеми учителями курса обучения по здровьесберегающим образовательным технологиям. Педагогам, проводящим успешную методическую работу по охране здоровья учащихся, следует ввести специальную надбавку к зарплате.
Профессия учителя в отличие от других профессий имеет абсолютное значение, поэтому все учителя должны быть обеспечены всеобъемлющим государственным и общественным покровительством.
Пора потребовать от правительственных органов каждой страны создания максимальных материальных и нравственных предпосылок для объективной оценки педагогического труда, признания его государственного престижа, а также осуществления неотложных мер по улучшению здоровья не только детей, но и учителей.
Настало время заставить в правовом порядке не только школу, но и родителей отвечать за разбазаривание самого главного богатства нации — здоровья детей. Нашей общей задачей должно стать резкое сокращение числа социально опасных семей. К ним я отношу и однополые браки. Такие, с позволения сказать, семьи уже претендуют на воспитание приемных детей. Интересно, чему они могут их научить?!
Назрел вопрос о создании ассоциации родителей. В ряде стран такие ассоциации осуществляют коллективную экспертизу состояния дел и правильности выбора главных целей образования. Неплохо было бы провести европейский съезд родительских ассоциаций, на котором можно обсудить проблемы совершенствования государственно-общественного управления современной школой.
Нам необходимо перевернуть общественный настрой во всем мире в пользу здоровьетворящего образования. В каждой стране следует поставить эту задачу в центр внимания не только секторов здравоохранения и образования, но и общества в целом. Важно усилить ориентированность экономики и политики, всего общественного мнения на духовное и физическое здоровье человека.
Необходимо пропагандировать позитивные примеры здорового образа жизни людей, общин, организаций, регионов, стран, формировать общемировой авангард движения за гармоничное развитие человечества.
Многое из того, что нам сегодня крайне необходимо, может подождать, но только не ребенок. Такое осознание требует от каждого из нас — от руководителей стран до учителей школ и воспитателей детских садов — сделать здоровое развитие детей и юношества не сокровенной мечтой, а живым повседневным делом. И по этому трудному пути всем нам следует идти как можно быстрее. Ведь если спасем детей, то только тогда спасем и будущее.
Демографическая западня, в которую попали европейцы, заставляет серьезно задуматься о жизнеспособности европейской цивилизации. Сегодня в 17 европейских странах смертность превышает рождаемость, из 20 наций с наименьшим уровнем рождаемости 18 — европейские. В 1960 году люди европейской расы составляли четверть мирового населения, в 2000 году — 1/6, к 2050 году — 1/10. Колыбель западной цивилизации становится ее могилой. Демографический закат Европы маячит на ее историческом горизонте. И пора серьезно задуматься, как этому противостоять. Без образованных, а главное, здоровых людей у европейского континента нет будущего.
А.А. Коробейников,
председатель Российского Союза за здоровое развитие детей
Коробейников А.А. — Актуальная проблема внедрения здоровьеразвивающей педагогики