Здоровьеразвивающие технологии в образовательном процессе начальной школы — детского сада №115 г. Ярославля
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ – ДЕТСКОГО САДА №115 Г. ЯРОСЛАВЛЯ
«…И мечтаю я, чтоб сказали о России, стране равнин: – Вот страна прекраснейших женщин и отважнейших мужчин».
Николай Гумилёв
Детский сад был организован летом 1992 года и первых дошкольников принял в ноябре 1992 года.
В 1993 году учреждение получило статус «Начальная школа – детский сад №115». Осуществляется преемственность детский сад – начальная школа. Выстроены сквозные программы по всем видам деятельности для детей с 2-х до 11 лет. Созданы возможности для создания индивидуальной траектории развития каждого ребёнка до 11 лет.
В нашем учреждении работают 36 педагогов на 6 дошкольных группах (3 группы девочек и 3 группы мальчиков) и 4 классах начальной школы..
• 6 групп дошкольного отделения – 139 воспитанников (68 девочек и 71 мальчик)
• 4 класса начальной школы – 110 учащихся (59 девочек и 51 мальчик) Школа полного дня с 1 по 4 класс
Миссия учреждения:
Создание системы здоровьеразвивающего образовательного сервиса на основе принципов природосообразности.
Основные направления воспитательно-образовательного процесса в начальной школе – детском саду №115
1. Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии профессора В. Ф.Базарного.
2. Реализации ФГО Стандартов в начальной школе и ФГТ в детском саду через технологию деятельностного метода обучения и воспитания.
3. Единый учебно -воспитательный процесс дошкольного и школьного отделений. Интеграция основного и дополнительного образования.
4. Художественно-эстетическое развитие – целостное восприятие мира.
5. Развитие языковой культуры через раннее обучение чтению, грамоте, английскому языку.
6. Программно-методичексий комплекс «Социомониторинг» – педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса. Социализация пола в обществе.
7. Использование современных ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
8. Родитель, как равноправный участник воспитательно-образовательного процесса.
9. Локальная система электронного документооборота Рау Dох в административном блоке.
Представлю некоторые направления нашей работы:
1. Здоровьесберегающие технологии профессора В.Ф. Базарного В нашем учреждении активно применяется технология раскрепощённого развития детей, разработанная физиологом, врачом-офтальмологом, хирургом высшей категории, отличником здравоохранения, доктором медицинских наук, научным руководителем Центра гармоничного развития учащихся Российского государственного социального университета В.Ф.Базарным.
После многолетней экспертизы в 1989 году его система была официально одобрена и рекомендована Минздравом России в качестве федеральной программы «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье, принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах», а сегодня введена в СанПиНы.
С 1997 год – внедрение здоровьесберегающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф., которая раскрывает принципы конструирования учебно-познавательного процесса, способствующие сохранению и развитию здоровья детей.
В воспитательно-образовательном процессе мы используем следующие элементы технологии:
• режим периодически меняющихся динамических поз для организации учебного процесса в режиме моторной свободы;
• эргономическая мебель;
• ручной фиксатор для дидактического материала;
• резиновые или каучуковые мячики;
• подвесные модули;
• «Экологическое панно».
В начальной школе используются:
• напольные конторки и массажные коврики;
• перьевые ручки и чернильница – непроливайка, экологические прописи;
• электронная система «Бегущие огоньки»; зрительные стадионы.
Большое внимание учреждение уделяет внедрению здоровьесберегающих технологий профессора В.Ф. Базарного в образовательный процесс.
Уроки и занятия проводятся в режиме периодически меняющихся динамических поз. Зрительные стадионы в классах и подвесные модули в группах детского сада активизируют зрительную координацию и развивают вестибулярный аппарат. Многофункциональное «Экологическое панно» расширяет зрительные горизонты, развивает творческое воображение и целостное восприятие и познание мира. Эргономическая мебель с наклонной поверхностью — парты – обеспечивает оптимальный физиолого-эргономический режим ребенка. Напольные конторки и массажные коврики обеспечивают оптимальный режим ребенка в условиях сохранения телесной вертикали. Перьевые ручки и чернильница – непроливайка, экологические прописи формируют утончённое художественное чувство, развивают психомоторную систему «глаз – рука» и способствуют укреплению и развитию психомоторных ритмов. Электронная система «Бегущие огоньки» развивает внимание, поисковую деятельность, учит ориентации в пространстве и обеспечивает режим подвижных зрительных образов. Ручной фиксатор для дидактического материала, резиновые или каучуковые мячики при заучивании стихотворений, энергичные ритмичные повороты головы (направо – налево) при послоговом чтении стихотворений, идя по коридору, способствуют повышению эффективности психомоторных функций.
Из всех методик профессора В.Ф. Базарного параллельно -раздельное обучение мальчиков и девочек трудно воспринимается общественным сознанием. Наиболее массовым и перспективным для социального воспитания считается параллельно-раздельное воспитание и обучение детей в одной школе или детском саду: девочек – в девичьих классах или группах, а мальчиков – в классах или группах для мальчиков. Объединяются они в единый смешанный коллектив для участия в досуговых и общешкольных мероприятиях.
Благодаря материалам ЮНЕСКО, мы узнали, что самыми элитными школами Европы считаются школы параллельно -раздельного и раздельного обучения мальчиков и девочек.
Совместное обучение мальчиков и девочек введено в нашей стране не так уж давно.
Из истории известно, что при воспитании детей народы всегда исходили из разной пололичностной природы мальчиков и девочек. Совершим небольшой экскурс в нашу историю.
После прихода к власти большевиков в 1918 году вышло постановление «О введении обязательного совместного обучения», подписанное комиссаром просвещения А. Луначарским.
Мальчиков и девочек поместили в общие классы и смешали по календарному возрасту. Но уже в 30 годы для новой власти стали видны негативные последствия такого «бесполого» обучения. Почувствовался дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей. И это притом, что в те годы на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание.
В 1943 году Совнарком СССР обязал: ввести раздельное обучение мальчиков и девочек. Однако такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин.
А в 1954 году детей вновь смешали в общие классы по календарному возрасту.
Что же происходит? При смешении детей по календарному возрасту – мальчики, оказавшись среди более зрелых по генетическому и духовному возрасту девочек, начнут (а мы и не заметим как) развиваться по женскому типу: в начале по духу, а затем и телесно.
У учителей и родителей сегодня давно должен был бы встать естественный вопрос: с какого образа мальчики делают себя? В кого они воплотятся, если вся их современная жизнь – это непрерывная эстафета передачи из одних женских рук в другие?!
И после этого общество удивляется, что вместо мужчины – опоры и защитника, мы имеем все больше инфантильных и зависимых мужчин.
Многие поколения мальчиков воссоздаются по женским «лекалам» чувств и эмоций, воспитываются по законам подавления.
Девушки, сталкиваясь в жизни с такой тростниковой, не надежной «крепостью», испытывают страх за свое будущее, а это крах мечты, мечты о «принце».
И, как реакция разрядки, – агрессия, злоба на несостоявшуюся «крепость», несостоявшуюся опору жизни! Разочаровавшись, молодые девушки устремляются за зрелыми мужчинами. А переполненные страхом и комплексами, так называемые мужчины, в злобе, зависти и бессилии мстят всем и вся за свое несостоявшееся истинное Я.
Необходимо подчеркнуть, что и женская конституция при смешанном воспитании оказывается деформированной. Происходит гендерное смещение.
Девочки в этом случае вынуждены брать на себя роль лидерства, а это ответственность, воля, сила духа, вечная борьба за удержание лидерства.
В итоге, как результат они все больше развиваются по мужскому типу. Отсюда нежелание женщины создавать семью, иметь детей, происходит угасание материнского чувства.
Самое ужасное, что на клиническом уровне это проявляется в росте доброкачественных и злокачественных новообразований. Это рост бесплодия, а при беременности – различных патологий в процессе ее вынашивания.
Уже сейчас 90% женщинам требуется родовспоможение. При выяснении причин бесплодия, врачи вдруг стали находить вместо женской «X» – хромосомы, мужскую «У». А у мальчиков – наоборот.
В итоге мы имеем различные врожденные и генетические патологии новорожденных, и слабую их жизнеспособность.
Самой кричащей проблемой современности, является кризис межполовых отношений и распад института семьи. Распадается та «колыбель» жизни, на основе которой воспроизводится сам человек и его духовная сущность – семья, основанная на любви.
Но стоило развести мальчиков и девочек в параллельные классы и группы, как мальчики и девочки наконец-то начали приобретать свойственные полу характеристики.
Заведующая кафедрой педагогики детства, физиолог, нейропсихолог, доктор биологических наук г. Санкт – Петербург Еремеева Валентина Дмитриевна в своих работах раскрыла нейропсихологический аспект гендерного подхода к обучению.
Мальчик и девочка – это два разных мира. Их ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по -разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Надо постараться понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.
Мальчики и девочки, заявляет она, обладают разными типами психики, разными типами познания, что, в свою очередь, определяется разной структурной и функциональной организацией мужского и женского мозга. И предлагает рассмотреть эту проблему с точки зрения функциональной специализации двух полушарий мозга.
Левое полушарие, говорит она, можно назвать рационально-логическим, алгоритмическим, классификационным. Оно как бы разбивает информацию на блоки, отбрасывает конкретные несущественные детали, действует по алгоритму, оно выстраивает причинно-следственные цепочки, которые существуют только при большом потоке информации. А если знаний не хватает, то левое полушарие бессильно. Цепочка мышления рвётся, и дальнейшая мыслительная деятельность становится невозможной.
Правое же полушарие не строит цепочек, поэтому даже если в знаниях есть дыры, бреши, прорехи, оно всё равно способно достроить мысленно до целого и принять решение.
В школе алгоритм – это правило , шаблон для решения типовых задач. Правое полушарие – образное, пространственное, интуитивное. Оно воспринимает мир целостно, ничего не отбрасывая и не теряя. Его мышление панорамное.
И первый парадокс : в школе учитель всегда в нужный момент дает ученику нужную информацию – подпитывая развитие левого полушария для дальнейшего разворачивания цепи знаний.
А вот в жизни, никто нам вовремя нужной информации (алгоритма) не предоставит и решать приходится, опираясь именно на правополушарное мышление.
К сожалению, в обычной школе упор делается на развитие левого полушария. А ребенок, чем младше, тем он более правополушарен, говорит ученая. У мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста левое полушарие развивается медленнее, чем у девочек, а у старшеклассников картина меняется. (Если мальчик маскулинного типа не получил в начальной школе «прививку не успешности», то к старшим классам он может обогнать сверстниц по ряду школьных предметов). Только в левом полушарии у человека имеются центры речи, а значит, только оно владеет грамматикой и синтаксисом.
Прежде чем дробить картину мира на блоки, нужно создать эту целостную картину мира, тот целостный, чувственный фундамент мира, и только на нём уже можно будет выстраивать модель мира.
Следовательно, для гармоничного развития необходимо развивать и правое полушарие. И включать в школу и детский сад полноценный блок художественно – эстетического воспитания для мальчиков и девочек. А именно, занятия театром, музыкой, танцами, пением, изобразительной живописью.
И второй парадокс: педагогика изначально наука мужская по своему содержанию, и создавали ее педагоги-мужчины, а по форме подачи материала – она женская, потому что большинство учителей – это женщины.
Кто составляет программы и пишет учебники? Чаще всего те, кто любит и умеет письменно выражать свои мысли, то есть левополушарники. А преподносят эти знания – педагоги-женщины. Тексты, составленные левополушарниками, имеют свои особенности: они излишне громоздки, грамматически усложнены, неоправданно перегружены научными терминами, оторваны от реальности и чересчур абстрактны. Они трудно воспринимаются женщинами-педагогами, а тем более детьми.
Итак, ребенок (а он ведь – правополушарник), приходит в школу и попадает в образовательную среду, организованную учительницей, склонной к алгоритмическому мышлению и тотальному оречевлению всего процесса обучения и учебного материала, созданного левополушарными педагогами. Представьте, с чем сталкивается школьник. Особенно трудно при этом приходится мальчикам.
А те дети, которые в силу индивидуальных и половых особенностей функциональной организации их мозга способны встроиться в данную образовательную среду, становятся отличниками (отличницами) и мы радуемся их успехам в школе.
Троечники же, особенно мальчики, выйдя из стен школы, тем не менее, нередко реализуют себя в дальнейшем очень успешно. И если удается поступить в вуз, заканчивают его удачно.
Этот парадокс объясняется тем, что полученные в школе знания (пусть и не очень богатые) они могут использовать и применить в жизни, в любой нестандартной ситуации, т.к. эти знания встроены в целостную систему мироздания.
Сложнее с отличницами, говорит Валентина Дмитриевна. Усвоив алгоритм, правила, последовательность мыслительных действий, они успешны в некоторых аналитических построениях, требующих упорядочивания уже имеющейся информации и опоры на память. В нестандартных же условиях, при творческой поисковой деятельности, в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах они могут оказаться несостоятельными. Знания, не встроенные
в целостную систему, могут остаться только школьными знаниями, и их очень трудно будет применить в нестандартной жизненной ситуации. Школа помогла им развить левополушарное мышление, но оставила без внимания или даже затормозила развитие целостного правополушарного мышления. Более подвержены такой деформации девочки, которые по своей природе более адаптивны и склонны подстраиваться под обстоятельства, в том числе и под наши педагогические методики.
Итак, какого же ученика хотят видеть в конечном итоге педагоги?
В.Д. Еремеева, проводя исследования, предложила учителям одной из школ перечислить качества, которыми, по их мнению, должен обладать идеальный ученик. Первое место среди перечисленных учителями качеств занимало желание учиться, интерес к учебе, внимательность, трудолюбие, ум, воспитанность и усидчивость. Когда тот же вопрос сформулировали с акцентом на пол ученика и на конечный результат обучения, ответы оказались совершенно иными. Мальчики в первую очередь должны уметь, говорили учителя, принимать самостоятельные решения, быть уверенными в собственных силах, целеустремленными, умеющими нести ответственность за свои решения, иметь собственное мнение, быть надежными и мужественными. Никто из учителей не вспомнил ни про покладистость, ни про усидчивость.
Никто из учителей ранее не указал этих качеств у юноши, заканчивающего школу. То есть при обучении, без учета гендерных особенностей, учитель и воспитатель чаще ориентирован на девочек.
Для того, чтобы наше общество нормально развивалось, утверждает ученая, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надежные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность.
Положение не изменится до тех пор, пока мы не научимся видеть в наших воспитанниках не просто школьников, а мальчиков и девочек, даже если они обучаются в одном классе.
Гендерным воспитанием, то есть параллельно -раздельным воспитанием мы занимаемся с 1997 года. Основная цель – научить социализации пола в обществе, то есть создать условия, обеспечивающие становление полоролевого поведения мальчиков и девочек в сообществе и в повседневной жизнедеятельности.
Создавая пространственно-предметную среду в группе мальчиков, учитываются основные принципы построения развивающей среды и включаются элементы, важные для выражения дошкольниками своего мужского начала.
Пространственная среда в группе девочек помогает формированию женского образа.
Грамотно организованная развивающая среда позволяет мальчикам и девочкам самостоятельно проигрывать жизненные ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета, обозначить ценности, определяющие и направляющие поведение мальчиков и девочек.
Главными символами для девочек являются колыбель с младенцем и изображение матери с ребенком (икона «Утешение и отрада»). Для мальчиков – это щит и меч, они защитники. Мальчики и девочки – это два разных мира. Два совершенно разных архетипа. Один – защитник семьи и своей страны, другой в первую очередь хорошая, любящая мать. Воспитание и обучение детей необходимо осуществлять не по усредненной схеме, а с учетом всех особенностей, которые отличают мужчин и женщин.
Воспитательно-образовательный процесс строится на принципах природосообразности, учитываются психологические особенности мальчиков и девочек. В работе педагоги используют приёмы и методы воспитания и обучения мальчиков и девочек.
Для гармоничного развития ребенка, для формирования его психического и физического здоровья, для развития его правого полушария, отвечающего за целостное восприятие картины мира, мы включаем через синтез искусств полноценный блок художественно – эстетического воспитания.
В нашем учреждении воспитанники с 2-х летнего возраста приобщаются к богатому миру искусства. На протяжении девяти лет они получают возможность реализовать себя и свои творческие задатки в различных видах деятельности, благодаря чему растет потенциал их интеллектуальных и творческих способностей. Особую эффективность художественно – эстетическому циклу придает интеграция всех видов искусства и внедрение его в различные виды деятельности.
Внедрение нетрадиционных форм проведения занятий и уроков в учебном процессе реализуется через следующие дисциплины:
1. Музыкальное искусство: эстетическое восприятие и основы музыкального искусства; опыт музыкально-творческой деятельности; студия эстрадного вокала; хоровая студия; музыка на занятиях и уроках, в режимных моментах. Музыкотерапия – это влияние музыки на состояние здоровья детей.
2. Танцевальное искусство: ритмопластика; классический танец; современные танцы; мимика и выразительность жеста.
3. Театральное искусство: актерское мастерство; сценическая речь; сценическое движение; декламация.
4. Изобразительное искусство: беседы о художниках и жанрах изобразительно-прикладного искусства; живопись; скульптура (глина, пластилин); бумагопластика; аппликация из различных материалов; компьютерное конструирование; графика; дизайн; художественный труд.
5. Этика, этикет, уроки нравственности.
Художественно-эстетическое развитие способствует целостному восприятию мира воспитанниками. Как элемент здоровьесберегающих технологий этот блок очень важен для сохранения здоровья ребенка и его успешности в будущем.
В нашем учреждении педагоги используют и элементы других здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе и в режимных моментах:
• точечный массаж, массаж рук и стоп, используется для воздействия на биологически активные точки, которые влияют на улучшение здоровья детей;
• дорожку здоровья – для профилактики плоскостопия;
• дыхательную гимнастику, поддувание легких предметов – для улучшения кровоснабжения лёгких и увеличения их объёма;
• игры в физкультурном уголке и на свежем воздухе – элементы закаливания и снятие психоэмоционального напряжения;
• занятия физкультурой на свежем воздухе и в спортивном зале, обливание душем – закаливание, укрепление иммунной системы.
Следующее направление нашей работы – это построение единого учебно-воспитательного процесса в технологии деятельностного метода обучения, которая способствует саморазвитию личности воспитанников, их способности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, мы называется деятельностным методом.
По заключению государственной СЭС РФ программа «Школа 2000 …» признана здоровьесберегающей и отмечена Премией Президента РФ в области образования за 2002 год.
Активно ведётся использование современных информационно – коммуникационных технологий в воспитательном – образовательном процессе:
• это занятия и уроки по компьютерному конструированию;
• использование интерактивной доски в организации уроков и занятий.
В начальной школе – детском саду создана Корпоративная система контроля и управления воспитательно-образовательным процессом – система электронного документооборота Рау Пох в административном блоке с целью совершенствования планирования, контроля и обеспечения качества образовательного процесса.
У нас 100% компьютерная грамотность всех педагогов дошкольного и начального школьного отделений, узких специалистов.
Организация учебно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий показала следующие результаты:
• низкую заболеваемость и высокий индекс здоровья;
• легкую адаптацию в группах раннего возраста;
• легкую адаптацию в начальной школе;
• положительную динамику развития социальных процессов в детских коллективах;
• благоприятный микроклимат в коллективе;
• расширение связей в профессиональном сообществе;
• снижение утомляемости, тревожности воспитанников;
• высокий уровень творческих способностей;
• заинтересованность родителей. Родитель – как равноправный участник воспитательно-образовательного процесса;
• высокий рейтинг среди образовательных учреждений района.
Индекс здоровья вырос с 20% (2009г.) до 22,5% (2012г.), (по г. Ярославлю 13,8%). Повысился лёгкий уровень адаптации детей раннего возраста к детскому саду с 92% (2009г.) до 96% (2012г.) (по г. Ярославлю 57,2%). Лёгкий уровень социально – психологической адаптации детей к школе повысился с 96 % (2009г.) до 98% (2012г.).
Программный материал обучающимися в 2011-2012 учебном году освоен полностью на высоком уровне. Об этом говорят такие результаты: в школе обучается на данный момент 110 учащихся. Из них 27 учащихся закончили учебный год на отлично, что составляет 25%. На «4» и «5» – 74 человека, что составляет 67%. Качество знаний в целом по школе 92%.
С 2006 года Начальная школа – детский сад №115 является Федеральной экспериментальной площадкой Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ г. Москва по различным проектам.
Учреждение является муниципальной инновационной площадкой, реализуя проекты:
1. «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе. Программа параллельно -раздельного воспитания и обучения мальчиков и девочек».
2. «Мониторинг образовательной среды».
3. «Использование программно-методического комплекса «Социомониторинг» в проектировании воспитательного – образовательного процесса».
Высокий образовательный и профессиональный уровень педагогов начальной школы – детского сада позволяет участвовать в инновационной и экспериментальной работе учреждения и организовывать сетевое взаимодействие педагогов города.
В учреждении работают 36 педагогов, 96% которых имеют высшее образование; 80% имеют высшую и первую квалификационные категории. 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации.
Зеленцова Н.Н., директор МОУ «Начальная школа – детский сад №115» г. Ярославля
Здоровьеразвивающее образование по технологии В.Ф. Базарного: материалы VI краевой конференции