Методика школьного обучения по системе В.Ф. Базарного как средство развития личности младшего школьника
Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества
является укрепление здоровья подрастающего поколения. В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического и физического здоровья.
В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.
Как часто мы слышим «в здоровом теле – здоровый дух», соглашаемся с этим убеждением, но мало работаем над этим. Вдумайтесь в эти слова, как неразрывно связаны эти понятия: «биологическое» и «психическое» здоровье. Можно отметить, что психическое всегда протекает, развертывается в рамках определенных биологических (физиологических) условий. Для обеспечения
развития психики необходимы определенный диапазон этих условий и их устойчивость. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, тем самым, так или иначе, влияя на эти функции. Как интересно выразился Борис Сергеевич Братусь, доктор психологических наук «биологическое составляет необходимое условие, в котором разыгрывается драма человеческой жизни».
Зачастую мы видим ученика как сосуд, который нужно наполнять огромным количеством знаний, ведь с нас спрос за количество наполненного. И забываем, что ученик – это маленький человек со своими интересами, переживаниями, желаниями, который пришёл в школу не только для того, чтобы учиться, но и для того, чтобы полноценно, интересно, счастливо прожить школьные годы.
Для меня, как учителя, здоровьесберегающая, здоровьеразвивающая методика В. Ф. Базарного – это технология сохранения «здорового тела» детей с учетом их физиологических особенностей развития. По этой методике я работаю 3-й год.
Совместно с родителями и администрацией школы в моем кабинете были созданы следующие условия:
• специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью со 2 -го класса;
• схемы зрительно-двигательных траекторий и офтальмотренажеров;
• тренажерные коврики для стоп (сшитые родителями);
• арт-терапевтические подушечки для формирования осанки;
• экологическое панно;
• выполнение упражнений в позе свободного стояния;
• в связи с созданными условиями изменена структура урока.
В нашей школе работа по сохранению, укреплению и формированию навыков здорового образа жизни имеет комплексный подход.
Особое внимание уделяется грамотному составлению расписания уроков с учётом шкалы трудности предметов, а также закономерности дневной и недельной динамики умственной работоспособности детей согласно нормам СанПиНа. При планировании воспитательной работы основной целью является воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Поощряем в детях дополнительное развитие (спортивные секции, танцевальные студии, кружки).
Положительным моментом является так же наличие в школе медицинской сестры, логопеда и социально-психологической службы.
Но считаю, что благодаря именно работе по методике В. Ф. Базарного в нашем классе имеется положительная динамика сохранения и укрепления здоровья.
Среднее количество пропущенных дней на одного ребенка.
(В таблице представлены показатели по параллели и годам обучения).
Показатели здоровья учащихся с 2009 по 2013 годы.
Динамика роста и массы тела учащихся в сравнении с 1-го по 4-й классы соответствует их физиологическому развитию. Рост среднем по классу за год 3-5 см, вес 2- 3 кг. Это также подтверждает гармоничность развития.
Еще хочется отметить такую проблему: в последние годы увеличилось количество детей, у которых чрезмерная двигательная активность, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнение одного дела – все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение. Такие дети своим поведением возбуждают класс, затрудняя проведение учебных занятий. Они как будто на шарнирах и от того все части тела все время ходят ходуном и извиваются в движениях. У меня в классе таких 2 ученика. Как учителю мне было сложно вести уроки, пока организация учебной деятельности была традиционной. Со 2 класса мной были введены элементы методики В.Ф. Базарного, которые активно задействуют движение мышц. Это задания со свободным передвижением по классу, использование наглядных пособий в разных частях класса, чуть позже использование конторок – все это позволило уйти от однообразной сидячей позы и самостоятельно регулировать детям свою активность.
Родителям тоже были даны рекомендации по смене динамических поз при выполнении домашних заданий, упражнений для снятия напряжений глаз, а главное активный отдых детей. И это имело положительный результат, как на выполнение домашних заданий, так и на взаимоотношение ребенка с родителями, особенно с симптомами гиперактивности. Отмечают родители и улучшение здоровья детей: уменьшилось количество жалоб на головную боль, бессонницу, улучшилось зрение. Именно классный руководитель должен объяснить родителям особенности их ребенка и совместно продумать и строго согласовать организацию учебной деятельности в школе и дома.
Чтобы работать с очень подвижными детьми, нужно знать причину гипердинамичности ребенка. Примерно с трех до семи-восьми лет ребенок испытывает в активном движении повышенную нужду, и при ее подавлении у него возникают реакции протеста. Сначала в виде небольшого непослушания, а потом, если двигательная активность ребенка систематически подавляется, реакции протеста приобретают стабильный характер, невротизируют личность ребенка. В результате может возникнуть ситуация психической дезадаптации, и изначально здоровый, только чересчур подвижный малыш станет больным. Хотя, конечно, есть и настоящий синдром, проявление болезни, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и требует психолого- медицинского обследования и лечения. Существует несколько предположений его возникновения.
Есть медицинские версии, связанные с питанием, с использованием в пищу модифицированных продуктов, жевательных конфет и резинок, которые действуют на подкорковые структуры и влияют на двигательную активность человека. Другая версия гласит, что это внутриутробное поражение определенных структур головного мозга при гипоксии плода (кислородное голодание), которое может возникать по причине чрезмерной занятости беременной женщины, при неправильном питании, курении, при стрессах, большой физической нагрузке, при заболевании вирусной инфекцией. Также сюда относят родовую травму, генетическое наследие.
Но существует и психологическое предположение. Поскольку поражены преимущественно мальчики, есть мнение, что тут влияют социальные факторы. Современный цивилизованный мир не учитывает особенностей развития мальчиков. Им свойственна двигательная и познавательная активность, большая любознательность, пространственное мышление. Воля же у них, наоборот, формируется медленней, чем у девочек. Девочкам присуща стабильность, консервативность, конкретность, большая адаптивность. При воспитании мальчиков нельзя подавлять их стремление к свободе, поскольку это одно из проявлений познавательного инстинкта. Оно, кстати, присуще не только людям, но и животным. Если подержать какое-то время щенка в замкнутом темном пространстве, то его поведение будет очень напоминать поведение ребенка с СДВГ. Щенок начинает носиться взад и вперед, становится неуправляемым, не отзывается на свою кличку, не понимает слово «нельзя». И если его не удержать при себе силой, он может попасть под машину или потеряться, погибнуть. Вот и у мальчиков такая двигательная расторможенность нередко бывает реакцией на подавление их активности. А подавление это связано с тем, что в современном цивилизованном мире преобладает женский тип воспитания со свойственными им репродуктивными методами преподавания. В семье, в детском саду, в школе мальчиков, в основном, воспитывают женщины, которые вольно или невольно навязывают им женскую психологию, женские модели поведения. Вдобавок это происходит в смешанных группах и классах, вместе с девочками. Девочки, естественно, оказываются более успешными, ведь требования при таком обучении, в основном, рассчитаны на их особенности. Даже в дошкольном возрасте девочки могут долго, до 30 минут, сидеть в одной позе и, сложив ручки на парте, внимательно слушать объяснения педагога. И речь у них поначалу развита лучше, чем у мальчиков, у которых нередко наблюдается так называемая алекситимия – они не умеют по-настоящему выражать словами свои мысли и научатся это делать гораздо позднее, да и то не всегда. Словесные задания, устные объяснения мальчики воспринимают с трудом, им это не интересно, они быстро начинают отвлекаться. А когда сорванцам становится скучно, на первый план тут же выходит то, что компенсирует скуку – двигательная активность.
Методика школьного обучения Владимира Филипповича позволяет учитывать разницу поло-социального поведения мальчиков и девочек. Хотя в нашей школе пока не предусмотрено раздельное обучение, я стараюсь планировать для мальчиков и девочек разные задания: чаще использую реконструктивно-вариативного характера, которые требуют от учащихся выполнения различных преобразований, обобщений, опираясь на ранее приобретенные знания и умения. Например, подбор аналогичных примеров с заданной орфограммой, которые могут находиться в разных уголках класса. Поиск нужной информации в различных источниках (интернет, доп. литература). Очень нравится мальчикам записывать текст правила формулой или знаками, разгадывать тему урока в символах, классифицировать предметы и объекты, выполнять краткое условие к задаче в виде чертежа или схемы и т.д. Мозг мальчиков, по сравнению с девочками, – более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая более экономично (иными словами – на более низком энергетическом уровне). То есть, в каких-то моделях поведения у мальчиков имеются преимущества по сравнению с девочками, а в каких-то – явный недостаток. У мальчиков избирательно активны лобные ассоциативные структуры мозга. Именно эти отделы мозга в значительной степени отвечают за процессы смыслообразования. Это делает мышление мальчиков более творческим, способствует высокой самореализации. Это проявляется в их выборе профессий, требующих более высокой активности, высокому риску. В отличие от мальчиков выборы девочек склонны к меньшей авантюрности, большей стабильности. У мальчиков сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Для этого включаю в урок такие задания, как измерение объектов класса, построение, конструирование, практическое исследование и др. виды заданий, которые требуют от них физической составляющей и собственного «раскручивания» нового материала. А также активно использую методики развития креативного мышления задачами ТРИЗ и ТРСМ. Для мальчиков и девочек по-разному представляю знание и обязательно представляю двумя вариантами: от общего к частному и наоборот.
Применяя на уроках задания разного характера, свободное передвижение по классу, свободное стояние, работу за конторками позволяет даже гиперактивным детям успешно учиться и хорошо себя вести.
Из моего опыта следует, что методика школьного обучения по системе В.Ф. Базарного – это средство полноценного развития личности младшего школьника, это укрепление физиологического и психического здоровья подрастающего поколения. И она настолько уникальна, экономична и действенна! Главное попробовать, поработать, и вы увидите, как комфортно на уроках чувствую себя дети, как намного больше успевают сделать, не теряя интереса на протяжении всего урока и как дороги учителю такие слова «А что уже урок кончился?! Опять перемена…».
Кривошейцева Н.И., учитель начальных классов МБОУ «Краснощёковская СОШ №1»