Школа должна стать территорией здоровья
В современном обществе остро стоит проблема здоровья подрастающего поколения. Главная задача – правильное воспитание, создание платформы для будущего жизненного старта. Мы должны заботиться об образовании детей, их этическом воспитании, воспитании без перегибов, воспитании правильного отношения к жизни, к поколению, к семье, словом, вообще о воспитании, которое делает настоящего человека, глубокого человека. В настоящее время необходимо сконцентрировать образовательную деятельность в сфере здоровья на двух ключевых направлениях.
1. Физическая культура и спорт. Модернизация российского образования требует более конструктивного подхода к школьному физическому воспитанию. Показатели здоровья и физической подготовленности школьников, к сожалению, низкие и имеют тенденцию к снижению. 53% школьников имеют ослабленное здоровье, две трети имеют хронические заболевания. Лишь 10% выпускников школ можно признать практически здоровыми и годными к службе в армии. По данным НИИ гигиены, лишь 32% дошкольников готовы к систематическому обучению. Материалы коллегии Минобрнауки РФ говорят о том, что фактор, ухудшающий здоровье школьников, – низкая двигательная активность. С поступлением ребенка в школу двигательная активность падает во много раз, а ее дефицит у младших школьников достигает 40%, у старшеклассников – до 85%. Уроки физической культуры лишь в малой степени могут компенсировать дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений состояния здоровья. Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80% школьников, что способствует росту числа заболеваний и увеличивает школьный травматизм, который возрос в последнее время на 13%. Показатель же физического развития достигает всего 60% от результатов их сверстников 60-70-х годов. Все эти данные говорят о том, что мы явно недооцениваем урок физической культуры как школьный предмет, хотя физическая культура – единственный предмет, который касается практической жизнедеятельности каждого школьника ежедневно.
В проекте стратегического развития указан важный показатель охвата (до 80%) учащихся физической культурой. Достижение такого показателя требует кардинального изменения в содержательном плане. Анализ показал, что подходы к физической культуре за последние 40 лет практически не изменились, несмотря на все социально-экономические изменения. Сегодня школьная физическая культура с ее критериями направлена в основном на учебный процесс и не учитывает специфики внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, которая должна делать основной вклад в здоровье школьника. Все показатели по школьников -спортсменов , соревнований. Четкой спортивно-оздоровительных занятий практически нет, нет и оплаты работы тренеров, преподавателей по конечному результату. На сегодняшний день слаба материально-техническая база, недостаточно кадровое обеспечение, устарела система спортивных мероприятий, а также мы имеем слабое организационное обеспечение школьного спорта. Поэтому реформирование школьной физической культуры должно быть комплексным и иметь системный подход, который выражается в развитии четырех основных направлений. Это создание современной материально-технической базы, изменение подхода к кадровому и методическому обеспечению, внедрение новой системы соревнований и спортивных клубов, создание принципиально нового информационно-агитационного обеспечения школьного спорта. Мы должны все-таки определить наиболее популярные виды школьного спорта и физической активности школьников, которые им, безусловно, должны быть интересны, создать перечень оборудования для оснащения школьных спортивных объектов, разработать стандарты и технические требования к инвентарю и оборудованию для корректного проведения всех наших тендеров. Необходимо создать постоянно действующую выставку или экспериментальную площадку по школьному спортивному оборудованию и экспертный совет по школьному спортивному оборудованию, поскольку, к сожалению, сертификации школьное спортивное оборудование не подлежит, пока нет и разработки типовых проектных решений по переоснащению школьных спортивных объектов. Второе направление – это кадрово- методическое обеспечение, тут мы считаем важным создание профессионального сообщества учителей физкультуры, экспертного совета и регулярное проведение съезда учителей физической культуры. Важно и создание современного портала школьной физической культуры, который сможет решать задачи коммуникативные, образовательные, информационные, по развитию школьных спортивных клубов и многие другие задачи мониторинга физического здоровья учащихся. Только совместное развитие всех этих направлений способно кардинально изменить ситуацию в нашей школе, создать те условия, в которых наша школа по- настоящему станет территорией спорта. Тем более что экономические расчеты показывают: инвестиции в школьную физическую культуру в 8 -10 раз эффективнее, чем в традиционное развитие спорта, они дают социальный эффект – снижение заболеваемости и антисоциального поведения, повышение успеваемости и многие другие эффекты.
С приходом в образовательные учреждения детей с ограниченными возможностями требует скорейшего рассмотрения вопрос о создании для ослабленных, часто болеющих детей центров сохранения здоровья во всех школах, а не только на базе поликлиник. Для активных занятий физкультурой и спортом в условиях школы существует необходимость проектирования новых школьных зданий с учетом современных требований к организации здоровьесберегающей среды образовательных учреждений и запроса социума.
2. Профилактика заболеваний и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей. В каждой образовательной программе школы должен быть раздел здоровьесбережения. Формирование культурного образа жизни в отношении своего здоровья – проблема образования. Делить здесь нам нечего. Можно и нужно организовать серьезную образовательную программу в разделе здоровья на позициях взаимодействия. В нашей работе есть немало проблемных зон. В первую очередь это медобслуживание – школы не имеют норм медобслуживания, нормативной возможности для сотрудничества с медработниками, которых не хватает в ОУ. Во-вторых, высокие нагрузки и перегрузки – стандарты по начальной школе полностью противоречат нормам СанПиНов и их нужно приводить в соответствие. В- третьих, нам необходимо обеспечить качественное питание для каждого школьника, в том числе и горячее, регионы ищут средства для организации, но остается острым вопрос государственного заказа и тендера, ведь в конкурсе побеждает не тот, кто предлагает высокое качество, а тот, кто предлагает низкую цену, снижение цен ведет к снижению качества питания.
У нас идет вечный диалог с нашими коллегами, работающими в медицинской сфере, – врачами, медсестрами, с детскими поликлиниками, которые помогают нам в решении проблем здоровьесбережения. Наши коллеги-медики говорят, что образование должно учить, а не заниматься вопросами здоровья – это дело медицины. Мы все время пытаемся им объяснить, что, конечно, это дело медицины, но когда медики говорят о здоровье, то имеют в виду лечение больного человека, как лечить, как проводить профилактическую работу непосредственно с заболеванием, – это, конечно, компетенция медицины. Но сохранение внутренних ресурсов здоровья, формирование образа жизни, формирование внутренней культуры по отношению к себе, своей личности – это компетенция образования.
Сложность реализации программ – недостаточное финансирование: нет процедурных, стоматологических кабинетов в ОУ. Увеличение финансирования здоровьесбережения, увеличение численности медработников, повышение квалификации персонала, обеспечение медиков нормативными документами – наши первоочередные задачи, тем более уже разработан стандарт медобслуживания в ОУ. Нужно сразу сказать, что информацию о здоровье учащихся мы получаем на основании тех медицинских осмотров, которые проводятся в учебных учреждениях. Есть комплексная методика определения здоровья детей (РАМН), которая позволяет распределять детей по состоянию здоровья на пять групп. Первая группа – здоровая с нормальным морфофункциональным развитием, вторая – здоровая с морфофункциональным отклонением и часто болеющие дети, третья – больные в состоянии хорошей компенсации, четвертая – больные в состоянии не полной компенсации и пятая – больные дети в состоянии декомпенсации, которые обучаются в специальных образовательных учреждениях или на дому. Если посмотреть данные, которые у нас имеются, то численность в той или иной группе детей дошкольного возраста, учащихся начальных школ, средней и старшей школы позволяет оценить интересную динамику, которая складывается в последнее время в нашей стране. Первая группа, здоровые дети, дошкольный возраст – 20%, начальные классы, первая группа – резкое снижение до 5%, средние классы – 2% и старшие классы – около 1%. Но зато снижается вторая группа. Если она в дошкольном возрасте — 50%, то в старших классах 20-30%. А третья группа – дети с хроническими заболеваниями разного характера в стадии компенсации – возрастает от 30% до 60-70%. Как видим, здесь динамика отрицательная. Мы видим, как в процессе обучения в образовательных учреждениях ухудшается состояние здоровья детских коллективов, встречаются часто болеющие дети и дети, имеющие хронические заболевания. Естественно, в образовательных учреждениях должны использоваться передовые технологии, а профилактическая работа должна проводиться с учетом уже лечебно-коррекционных технологий, которые оказываются наиболее эффективными лишь в том случае, когда мы проводим эти коррекционно-лечебные мероприятия с детьми второй группы, то есть имеющими начальные признаки функциональных нарушений – таких детей в образовательных учреждениях около половины от общей численности. Сложность реализации профилактических мероприятий заключается в том, что эти программы связаны с недостаточным финансированием. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования практически не финансирует эту медицинскую деятельность детских лечебно -профилактических учреждений. На сегодняшний день наиболее острые проблемы для оздоровления в условиях образовательного учреждения следующие: увеличение финансирования школьного здравоохранения; оснащение медицинских кабинетов образовательных учреждений современным оборудованием и инструментарием, приведение штатной численности медицинских работников в соответствие с нормативами Министерства здравоохранения РФ, оплата труда в таком же объеме, как оплачивается труд участковых педиатров и участковых медицинских сестер, повышение квалификации медицинского персонала, работающего в учебном заведении. И последнее – обеспечение школьных врачей, медицинских сестер необходимыми нормативными и методическими документами. В Центре здоровья детей Академии медицинских наук разработан порядок оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях, необходимо провести утверждение этих документов в Министерстве здравоохранения РФ. Совершенствование медицинского обеспечения учащихся образовательных учреждений позволит улучшить здоровье детей.
Закон Российской Федерации «Об образовании» возлагает ответственность за жизнь и здоровье обучающегося на образовательное учреждение. Стратегия работы образовательного учреждения заключается в создании условий для реализации межведомственного и междисциплинарного подхода к охране, развитию и укреплению здоровья подрастающего поколения. В связи с внедрением в жизнь школы ФГОС, реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральных требований к образовательным учреждениям по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, назрела необходимость разработки стандарта, регламентирующего содержание и оценку здоровьесберегающей деятельности в условиях образовательного учреждения. Научно-методический центр психолого-валеологического образования АКИПКРО подготовил методику оценки здоровьесберегательной деятельности общеобразовательных учреждений, разработал порядок проведения мониторинга здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях Алтайского края.
Школы здоровья Алтайского края на протяжении более 10 лет активно реализуют современные подходы к сохранению и укреплению здоровья детей в ходе школьного образования, к созданию психологически комфортной и безопасной образовательной среды, формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни. Их деятельность, основанная на детально разработанной и реализованной системе критериев эффективности в решении вопросов сохранения здоровья обучающихся и воспитанников, послужила основой для разработки и утверждения Положения о Школе здоровья в Алтайском крае, ядром которого является сертификация школ, достигших соответствующего уровня и признания статуса «школа здоровья» на краевом уровне.
В федеральных образовательных стандартах заложены требования к содержанию образовательных программ, к условию реализации образовательных программ и к результатам освоению этих программ, в качестве особого требования было названо требование сформированности у выпускников школы культуры здорового и безопасного образа жизни и соответственных поведенческих стереотипов. Это, конечно, очень сложная, многомерная задача. Сегодня в более 250 образовательных учреждениях Алтайского края, составляющих «ведущий инновационный банк ОУ», в той или иной форме развернута здоровьесберегающая деятельность, ориентированная на формирование здоровьесберегающей инфраструктуры и содержание образовательных программ, включающих интегрированное межпредметное обучение ЗОЖ. В некоторых из них открыты стажировочные площадки, чтобы педагоги из других школ (и не только нашего региона) имели возможность освоить методы и средства, получившие эффективную реализацию здоровьесберегающих подходов в этой школе. Необходимо обеспечить соответствие деятельности учреждений в сфере общего образования требованиям федеральных государственных стандартов общего образования именно в основных образовательных программах, условий их реализации и требований в части освоения культуры здоровья.
Лопуга В.Ф., директор центра психолого-валеологического образования АКИПКРО, г. Барнаул
Здоровьеразвивающее образование по технологии В.Ф. Базарного: материалы VI краевой конференции