Кинезиология в системе сохранения здоровья детей
«Тридцатилетние научно-фундаментальные исследования учёных доказали негативное воздействие современной системы образования на качество развития и здоровье детей, поскольку она не соответствует генетической, моторной и чувственной природе ребёнка. Необходим переход на другую систему обучения, свободную от инструктивно-программирующих подходов и формирующую человек с собственным видением мира, мыслетворчеством, с крепким духом и здоровьем….» Владимир Базарный. Именно в такую систему вписывается кинезиология – наука о развитии умственных способностей и улучшения физического здоровья посредством занятий определёнными двигательными упражнениями. Истоки кинезиологии присутствуют во всех известных философских системах древности и прогрессивных педагогических трудах современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определённых движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога.
Кинезиология сформировалась более 40 лет назад. В 1962 году мануальный терапевт и экс-главный врач Олимпийской сборной США Джордж Гудхарт [1] пришёл к парадоксальному выводу: информацию о состоянии здоровья можно получать из единственно полного и достоверного источника – у самого организма. После 20 лет практики и наблюдений он выяснил, что работа внутренних органов органически связана с работой определённых мышц. Когда появляется сбой, мышечный тонус ослабевает. Учёный сделал вывод о том, что используя обратную связь и воздействуя определённым образом на мышцы, можно нормализовать и работу органов в целом. Так появилась прикладная кинезиология. В США её повсеместное распространение привело к резкому сокращению (на 40%) использования лекарств. Люди перестали покупать «лишние» лекарства, поскольку мышечные тесты могли подсказать, как можно помочь организму.
Кинезиология в настоящее время представляет одно из самых быстро развивающихся и наиболее интересных направлений современного естественного оздоровления. В основном она направлена на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Поэтому использование кинезиологических упражнений в период подготовки ребёнка к школе это важный и необходимый процесс. Его нельзя недооценивать, гак как кинезиологическая программа направлена на развитие моторики, создает предпосылки для становления основных познавательных процессов.
В.А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонкой моторики рук. По мнению И.М. Сеченова “Неподвижный глаз также слеп, как неподвижная рука”. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие функций высшей нервной деятельности: становление речи, проявление всех познавательных процессов. Следовательно, правомерно предположить о целесообразности понятий развивающей работы с детьми по восходящему вектору от движения к мышлению, а не наоборот [2].
Исследования М.М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук [3; 2]. Доказано, что дошкольный возраст является сенситивным в развитии речи, при этом требования к развитию речи, при выходе ребёнка из детского сада, предъявляются почти такие же как к речи взрослого человека, что ещё раз доказывает необходимость поиска и расширения диапазона средств речевого развития. В этой связи, мало использованными в развитии являются кинезиологические упражнения.
Под влияние кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Поэтому можно сказать, что кинезиологические упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы его возможностей развития познавательной сферы.
В целом развитие кинезиологического направления опирается на процесс созревания мозга, который идёт путём надстройки новых уровней над старыми, как отмечал Л.С. Выготский. Старый уровень переходит в новый, существует в нём, создавая его базис. Формирование парной работы мозга проходит в онтогенезе ряд этапов:
На первом этапе (от внутриутробного периода до 2-3 лет), закладывается базис для межполушарного обеспечения регуляции мышечного тонуса и бодрствования.
На втором этапе (от 3 до 7 лет) закладывается второй функциональный блок мозга, который принимает зрительную, слуховую, общечувствительную и кинестетическую информацию [4]. При этом для нормального созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение онтогенеза правого полушария. Следовательно, на этом отрезке онтогенеза, закрепляется межполушарная асимметрия, формируется преобладающая функция полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю (сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха), функциональной активности.
На третьем этапе (от 7 до 12-15 лет) происходит становление межполушарного взаимодействия, единство работы правого и левого полушария. Происходит формирование когнитивных стилей личности при систематическом обучении. Это позволяет ребёнку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, произвольно регулировать своё поведение, эмоции, речь, организовывать активную сознательную деятельность [5].
В период подготовки ребёнка к школе (6-7 лет) более развитым оказывается правое полушарие, а левое постепенно актуализируется к 9 годам, согласно таблице 1 по смене этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период, разработанной К. Ханнафорд.
Таблица 1
Динамика развития корковых полушарий в постнатальный период жизни (по К. Ханнафорд)
Возраст |
Этапы развития области головного мозга |
Функции |
1,5 -4,5 г. |
Лимбическая система |
Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками |
4,5 – 7 лет |
Правое (образное) полушарие |
Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления |
7-9 лет |
Левое (логическое) мышление |
Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счёта, рисования, танцевальных движений, восприятия музыки, развитие мелкой моторики рук |
8 лет |
Лобная доля |
Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие координации движений глаз: слежение и фокусирование |
9-12 лет |
Мозолистое тело и миелинизация |
Комплексная обработка, получаемой информации, всем мозгом |
12 – 16 лет |
Гормональный всплеск |
Формирование знаний о себе, своём теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов |
16-21 год |
Целостная система интеллекта и тела |
Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей |
В связи с выше изложенным, подготовка к обучению должна проходить естественным для детей правополушарным способом – через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения. Также очень важной особенностью ребёнка 7-летнего возраста является пластичность работы левого и правого полушарий мозга. При этом кинезиологические упражнения составляют огромный коррекционный потенциал. К 9-летнему возрасту по всем нейробиологическим законам снижается интенсивное развитие мозга, и коррекционный процесс подчас приобретает характер муштры. При этом следует учитывать иерархию развития основных (базальных) факторов развития мозга, являющихся нормами для совершенствования познавательных процессов.
Литература:
1. Васильева Л.Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. – М.: ВИС, 2003 г. – 84 е.;
2. Здоровьесберегающие подходы к обучению детей на разных этапах развития современного образования: мотодич. Рекомендации [Текст] Сост. Е.В. Лопуга. – Барнаул, 2008. – 88 е.;
3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М., Педагогика. 1973г.- 144с.;
4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2002 г. – 160 е.;
5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 1-е издание, 2008г. – 624 с.
Паутова В.В., старший преподаватель кафедры психологии АлтГПА, г. Барнаул