Возвращаем многообразный цветной движущийся мир по методу В.Ф. Базарного
Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Болезни глаз у детей – не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребёнок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.
В нашем дошкольном учреждении «Центре развития ребёнка – детском саду №40» под руководством заведующей Марии Егоровны Виштак функционирует две специализированные группы для детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие), в одной из которых я работаю.
Совершенствовать свой педагогический опыт в вопросах ранней коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии детей через применение новых здоровьесберегающих технологий помогает работа творческой группы, под умелым руководством опытного высококвалифицированного педагога В.Н. Махловой, на заседаниях которой мы учимся друг у друга.
Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть ребёнку в детском саду и затем в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья делает необходимыми поиски новых методик воспитания и обучения, основывающиеся на физиологических возможностях растущего организма. Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются.
Большую тревогу вызывает неуклонный рост близорукости. Выход из этой ситуации в расширении зрительно-пространственной активности в режиме дня.
Изучив основные положения методики доктора медицинских наук профессора В.Ф. Базарного, пришла к выводу, что в детском саду возможно частичное использование элементов этой методики. Главная цель которой – сохранить и приумножить здоровье детей. Вернуть многообразный, цветной, движущий мир.
Одним из элементов явилось максимальное удаление от глаз предлагаемого материала, так называемый режим «зрительных горизонтов», т.е. зрительная рабочая дистанция. Определяю её тем расстоянием, с которого ребёнок различает буквы, цифры и любые изображения равные по высоте 1 см, детей рассадила исходя из полученных данных каждого ребёнка. Тем самым создаю предпосылки для зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, работающих в режиме ближнего зрения.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика, разные виды специальных коррекционных упражнений для детей с нарушением зрения. В группах созданы условия для проведения упражнений со специальными офтальмотренажёрами, которые помогают добиваться поставленных задач:
• развития глазодвигательных навыков (плавное перемещение глаза в разных
направлениях);
• развития периферийного зрения, расширения бокового обзора;
• развития навыков пространственной ориентации;
• развития навыков зрительного анализатора (уметь выделять различие, сходство в размере, форме, цвете предметов).
Например:
На стенах или потолке располагаются зрительные стимулы (предметы или картинки, изображающие: птиц, животных, цифры, буквы и т.д.)
По просьбе воспитателя дети обязательно встают и отыскивают глазами нужную картинку.
Использую и другие типы упражнений, которые заключаются в слежении глазами в положении стоя по заданным направлениям с одновременным вращением головой и туловищем. Такие упражнения базируются на зрительно-поисковых стимулах, в процессе зрительного поиска дети совершают сочетательные движения головой, глазами и туловищем.
При этом каждому упражнению придаю игровой характер: например, прослеживаем, как «кружится под порывом ветра листочек», «как ползёт божья коровка», «как летит и парит в воздухе птица» и т.д. или дети «шагают», «бегут», «стреляют» глазами, называя цифры, предметы около которых остановился клубочек, в конце пути взгляд фиксируется на конечной точке.
В других упражнениях педагог следит за осанкой детей, учит держать голову прямо и работать только глазами. При выполнении которых развивается глазомер, прослеживающая функция глаза, укрепляется наружная мускулатура глаз. Вся деятельность детей поддерживается на волне эмоциональной активности и естественного интереса детей ко всему окружающему.
Работая по теме «Использование элементов системы В.Ф. Базарного в работе с детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие), я применяю её на любых занятиях в разных видах деятельности.
Применение здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук В.Ф. Базарного позволяет мне добиваться повышения остроты зрения у детей, улучшения зрительного восприятия. Опыт работы нашего дошкольного учреждения показывает, что профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных коррекционных занятиях и упражнениях с использованием специальных тренажёров, зрительных ориентиров, экологического букваря, разнообразных гимнастик, пальчиковых игр очень эффективна.
Магаляс В.И., воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №40» г. Славгорода