Зрительный фактор в развитии и профилактике школьных форм патологии
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНЫХ ФОРМ ПАТОЛОГИИ
Согласно имеющимся публикациям в процессе учебы из каждых 100 школьников от 20 до 50 и более приобретают те или иные дефекты физического развития, в т. ч. нервно-психические и вегетативные дисфункции, близорукость, нарушение осанки и т. д. Наиболее остро стоит проблема школьных форм патологии среди учащихся, проживающих в северных регионах и, особенно, среди коренных народностей, труд и образ жизни которых в течение многих тысячелетий не выходил за рамки натурального естественно-экологического взаимодействия с внешней средой.
В результате 10-летних исследований сотрудников отделения адаптации зрения Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР установлено, что у истоков формирования школьных форм патологии оказался зрительный фактор, а точнее опережающее переключение зрительного анализатора из сигнально-поисковой системы в естественно-экологической среде в инструмент напряженного информационного анализа и сенсорного контроля за выполнением тонко координированных рабочих движений рук. Отсутствие же в системе дошкольно-школьного воспитания и обучения специальных программ направленного формирования зрительно-ручного трудового потенциала способствовало тому, что основные процессы учебно-познавательной деятельности (чтение — письмо) подавляющее большинство школьников выполняют за счет чрезмерных физических, функциональных и психических напряжений.
В свою очередь, такая периориентация зрительной функции способствовала замене доминантной вертикальной установки тела, имеющей основополагающее значение в развитии человека, на неестественно согнутую «эмбриональную» позу. Выявлено, что такая поза, угнетая симпатический тонус вегетативной нервной системы, способствовала угнетению ее трофической функции, а также отклонениям в функциональном, физическом и психическом развитии детей и подростков. Выявлено, что до 2—3 учащихся начальных классов находятся в состоянии специфического физического, функционального и психического напряжения и утомления, угнетающего естественный процесс реализации их функциональных возможностей, в т. ч. способствующего приобретению в процессе учебы целого класса школьных форм патологии. Проведено многолетнее динамическое наблюдение за детьми, отличающимися по показателям зрительноручной координации и, соответственно, зрительно-рабочей дистанции. В результате выявлено, что при одинаковом исходном состояния физического и функционального развития (в т. ч. зрительной системы) среди детей, имеющих худшие показатели зрительно-ручной координации и соответственно наклоняющихся в процессе чтения — письма на 5 см ниже, спустя 5 лет частота близорукости и нарушения осанки оказалось в 2—2,5 раза выше (Э. Я. Оладо).
На основании проведенных исследований была разработана программа повышения эффективности развития зрительно-трудового потенциала детей, как основы массовой первичной профилактики отмеченных выше школьных форм патологии. Программа предполагает расширение в режиме дня детей продолжительности пребывания их в вертикальном положении, в том числе за счет проведения занятий за конторками в положении стоя; проведение занятий в режиме «зрительных горизонтов», овладение техникой письма с помощью перьевой ручки, способствующей ритмизации волевых усилий и наиболее эффективной интеграции зрительно-ручного чувства. С целью профилактики утомления школьников разработана комплексная методика периодического снятия сенсорных напряжений — методика вестибуло-аудио-офтальмотренажа.
Апробация на практике разработанных режимов обучения выявила высокую их эффективность по улучшению показателей физического, функционального и психического развития детей и подростков, в т. ч. массовой первичной профилактики развития у них школьных форм патологии.
д.м.н., профессор В.Ф. Базарный, НИИ МПС СО АМН СССР
Министерство здравохранения СССР
Всесоюзное научное общество офтальмологов
ТЕЗИСЫ
Докладов III-ей всесоюзной конференции по актуальным вопросам детской офтальмологии
г. Суздаль 23-24 января 1989 г.